Слайд 2Зачем психология православному?
1.Тяга к знаниям, творчеству (экзистенциал христианской антропологии) – вечный мотив
страждущей души.
2.Знание о себе (Все испытывайте, хорошего держитесь (1-е Посл. К Фесаллон. Гл.5) (Ап.Павел);
3.Психология – современный язык современного че-ка, более понятен, чем язык богословия («бить врага его же оружием»);
Совр. че-к рационален и современная психология – так же, она подводит его к мистическому (духовному)
4.Психология – мост между духом и душей с телом;
5.Богословские истины – ориентир и цель, психологические законы- способ и путь;
6.Язык психологических теорий легко адаптирует и амплифицирует (проясняет) святоотеческий опыт
Слайд 3Зачем психология православному?
7.Содержание психологических теорий, результаты исследований, выявленные закономерности - подтверждают, раскрывают
и углубляют Евангельские истины, святоотеческий опыт;
8. Святоотеческая психология задает «новый импульс», открывает в новой перспективе и разъясняет старые забытые и непонятные современному человеку законы жизнеустройства человека, семьи, коллектива, детей, и. т. д.
Святоотеческая психология – часть наследия святоотеческого учения в современном варианте изложения, учитывающая культурные и соц. факторы
9. Психология души – это последняя граница перед духовным знанием, не понимая душу, трудно приблизиться к духу
Путь до храма для большинства сложен, а к психологу обращаются многие. Вот это и есть важнейшая задача православной психологии – выстраивание моста между современным миром и храмом (Ольга Лысова-Бродина)
Слайд 4Зачем психология православному?
«Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно
подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» (Св. Феофан Затворник, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии).
Задача психологии — определить значение человека и значение его способностей . Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни.
Христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей [Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения].
Слайд 5Свт. Феофан Затворник о христианской психологии
Опыт христианской психологии основывается на учении о
человеке в православной антропологии, аскетической практике, самонаблюдении святых подвижников, личном самонаблюдении и опыте светской психологии.
Опыт христианской психологии свт. Феофана - анализ описания человеческой природы в состоянии
первозданного Адама, (состояние идеала);
в состоянии после греха и во грехе, (падшее естество);
под благодатью (норма);
Современные концепции – занимаются описанием какого либо определенного этапа
Слайд 6Что может представитель святоотеческой психологии?
1. Подготовить человека к осмыслению себя и своей
жизни в контексте христианских истин; (понять и принять себя)
2. Помочь бороться с преградами на пути к воплощению христианских истин в реальную жизнь; (преодолеть себя)
- В этом единая задача священника и психолога
3. Подтвердить возможные перспективы к изменению себя и своей жизни в нравственном, духовном направлении; (ориентировать себя)
Слайд 7Митрополит Антоний Сурожский
Ступени. О болезни душевной и телесной
Психические состояния в значительной мере
зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать.
Слайд 8Пример: мудрость старца - аналог когнитивной психотерапии
«Что есть депрессия? Комбинация мыслей. Человек
комбинирует одно, другое, третье... Размышляет: будет то, будет это... Надо перестать гадать, как и что будет. Мы все ломаем голову, как же все будет - так или эдак.
А Господь устраивает в итоге все вообще по-другому. И что тогда мы тратили нервы и переживали»?
Старец Фаддей Витовницкий
И всё же очень трудно достигнуть меры взаимоотношений с Богом, не имея взаимоотношений с людьми. Мы нуждаемся в подтверждении и со стороны себе подобных, что мы не бесполезны в этом мире. Поэтому невозможно избавиться от депрессии без той безусловной любви, которой не нужно ничего взамен, которая тебя не судит и не обвиняет, а принимает и покоит.
Иеромонах Пантелеимон (Шушня)
Слайд 9Преподобный Паисий Святогорец
Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и
будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.