Публ выступл

Содержание

Слайд 2


Оратор – тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела стройно

Оратор – тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела стройно и
и изящно, с соблюдением достоинства при исполнении
(Цицерон).

Слайд 3


Есть пятьдесят способов сказать “да”, пятьсот способов сказать “нет” и

Есть пятьдесят способов сказать “да”, пятьсот способов сказать “нет” и только один
только один способ написать эти слова
(Бернард Шоу).

Слайд 4


Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания

Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания определенного воздействия на аудиторию.
определенного воздействия на аудиторию.

Слайд 5

Особенности восприятия речи на слух

Уровни восприятия речи:
Восприятие голоса;
Восприятие тембра и скорости речи;
Восприятие

Особенности восприятия речи на слух Уровни восприятия речи: Восприятие голоса; Восприятие тембра
смысла высказывания;
Получение и обработка информации.

Слайд 6

Голос

Звучность – это не только громкость, но и усиление звука на

Голос Звучность – это не только громкость, но и усиление звука на
значимых словах и слогах, это умение оратора управлять своим дыханием. Чем больше масса воздуха за голосовыми связками, тем больше звучность.
Цицерон советовал начинать речь спокойно, в меру громким, но не крикливым голосом, что даст возможность говорящему в ходе самой речи то усиливать, то ослаблять тональность голоса.

Слайд 7

Тембр – звуковая окраска голоса (гибкость, высота звучания, полетность).
М.Р.Львов “Риторика” (М.,

Тембр – звуковая окраска голоса (гибкость, высота звучания, полетность). М.Р.Львов “Риторика” (М.,
1995)
З.В.Савкова “Как сделать голос сценическим” (М., 1975)
Е.Ф.Саричева “Сценическое слово” (М., 1963)
К.С.Станиславский “Моя жизнь в искусстве” (М., 1962)

Слайд 8

Темп
Общее количество произносимых в минуту слов (100 – 120 слов с минуту)
Длительность

Темп Общее количество произносимых в минуту слов (100 – 120 слов с
звучания отдельных слов
Паузы и их продолжительность

Слайд 9

III. Восприятие смысла высказывания;
IV.Получение и обработка информации.
Группы слушателей публичного выступления:
Те,

III. Восприятие смысла высказывания; IV.Получение и обработка информации. Группы слушателей публичного выступления:
кто не слушает (думают о посторонних вещах, мало получают от речи);
Те, кто слушает наполовину (то пристальное внимание, то полное отсутствие; воспринимают фрагменты речи, не воспринимают идею в целом);
Те, кто слушает с пассивным восприятием (без возражений принимают информацию, но не соотносят с собственным опытом);
Те, кто слушает вдумчиво (критический слушатель, получает максимум пользы от речи).

Слайд 10

Особенности восприятия речи на слух

Скорость речи не превышает 2,5 слова в

Особенности восприятия речи на слух Скорость речи не превышает 2,5 слова в
минуту;
Фраза состоит из 8-13 слов (французы, итальянцы – 350 слов в мин.; немцы, русские – 120 слов в мин.; полинезийцы – 50 слов в мин.);
Вербализация зрительного опыта.
Орализация – адаптация письменного текста к устному произнесению.

Слайд 11

Структура публичного выступления
Вступление – 15 %
Основная часть – 65 %
Заключение – 20

Структура публичного выступления Вступление – 15 % Основная часть – 65 % Заключение – 20 %
%

Слайд 12

Вступление (введение)

начало публичного выступления
“настройка на слушателя”
Цели: установка связи оратора и слушателя
введение

Вступление (введение) начало публичного выступления “настройка на слушателя” Цели: установка связи оратора
слушателя в курс дела
Вступление
естественное искусственное
привлечение внимания переубеждение,
изменение отношения
к теме речи

Слайд 13

Пример искусственного введения (начало речи Ф.Н.Плевако в защиту Оскара Бостема)

“Защитнику, прежде всего,

Пример искусственного введения (начало речи Ф.Н.Плевако в защиту Оскара Бостема) “Защитнику, прежде
необходимо постараться приобрести доверие к себе. Доверие приобретается основательностью речи; но бывают речи основательные, которым, однако, нет веры: это бывает тогда, когда явится подозрение, что человек говорит не то, что хочет его сердце, - сердце в разладе с умом.
Подобное подозрение могло явиться у вас, господа присяжные, против меня, защитника, потому что Гольдсмит в начале заседания заявил, что я собрался быть поверенным его, как гражданского истца.
Но я очень счастлив, что не искал, <…> где лучше, где больше дают: это видно из того, что я, слава Богу, защищаю по назначению от суда и следовательно, никакого личного интереса, кроме душевного, сердечного расположения, в переходе из одного лагеря в другой не имел.
Поэтому я полагаю, что вы отнесетесь ко мне с доверием настолько, насколько этого будет заслуживать внутренняя правда моих слов” [Плевако Ф.Н. Избр. труды. - М., 1993. – С.138].

Слайд 14

Способы формирования введения (Х.Леммерман. Уроки риторики и дебатов)

Способ подкрепления
Способ повода
Способ побуждения к

Способы формирования введения (Х.Леммерман. Уроки риторики и дебатов) Способ подкрепления Способ повода
размышлению
Прямой способ

Слайд 15

Способ подкрепления

- это “обеспечение благожелательности” (Квинтилиан); часть, помещенная перед деловой частью

Способ подкрепления - это “обеспечение благожелательности” (Квинтилиан); часть, помещенная перед деловой частью
речи; вступление состоит из слов, вызывающих улыбку, за ними следуют обращения и благодарность; искусно выражается радость по поводу возможности обратиться с речью; могут добавляться ссылки на место, где произносится речи, обращение к отдельным лицам, общий комплимент, личные воспоминания; слабая связь с содержанием речи.

Слайд 16

Примеры вступлений (способ подкрепления)

“В эту первую неделю августа многие из вас отдыхают.

Примеры вступлений (способ подкрепления) “В эту первую неделю августа многие из вас
Не обижайтесь на меня, если я на несколько мгновений нарушу ваш отдых и скажу о тяжелейшей проблеме, которая касается практически всех” (вступление к речи по радио 7 авг. 1954 г., фр. премьер-министр Мендес-Франс).
“Итак, в соответствии с программой настала моя очередь раздавать подарки, и пока вы меня не выслушаете, другого варианта выбраться отсюда вам не представится. Вы, так сказать, в моей власти… (улыбка в непринужденном разговоре) Господин федеральный президент, месье мэры Франции, <…>! (обращение) С благодарностью и радостью я принимаю обращенное ко мне приглашение присутствовать на съезде <…> (благодарность). Откровенно говоря, я был очень растроган, вспомнив свое первое пребывание в вашем городе <…> (ссылка на то, что было связано с местом)” (Андре Франсуа-Понсе, 1950 г.).

Слайд 17

Техника использования повода

содержание такого вступления напрямую связано с содержанием всей речи; повод

Техника использования повода содержание такого вступления напрямую связано с содержанием всей речи;
высвечивает ситуацию или то, что имеет прямое отношение к обсуждаемой проблеме;
Поводом может быть: небольшое происшествие, сравнение, личное переживание, неожиданная постановка вопроса.

Слайд 18

Примеры вступления (способ повода)

Лично пережитое событие: речь на тему “Задачи и границы

Примеры вступления (способ повода) Лично пережитое событие: речь на тему “Задачи и
терпимости”
“Когда-то в небольшом ресторанчике Страсбурга велись долгие дебаты. Обычно их вели в спокойной задумчивости, но иногда – с пылкой резкостью. Разговоры неожиданно переходили с текущей политики на те принципиальные вопросы, которые вновь и вновь со страстью обсуждались во всем мире, но особенно в Германии. Как далеко должна заходить терпимость? В чем ее особые задачи и где проходят устойчивые границы в наше время <…>” (доктор Герстенмайер).
Неожиданный вопрос: “Уважаемые дамы и господа, вам известно, что <…>”

Слайд 19

Способ побуждения к размышлению

Для подготовленных слушателей; название проблемы или проблем, постановка вопросов,

Способ побуждения к размышлению Для подготовленных слушателей; название проблемы или проблем, постановка
которые затем рассматриваются в главной части, что провоцирует аудиторию активизировать мышление.
“Где мы находимся? Куда идет наш мир? Что мы можем и должны делать, чтобы придать развитию такое направление, какое должны желать людям, человечности, человечеству?”

Слайд 20

Прямая техника

Отказ от любого введения, сразу же переход к сути дела; вкратце

Прямая техника Отказ от любого введения, сразу же переход к сути дела;
говорится о причине выступления, быстро переходят от общего к частному и начинают с темы.
Примеры: речь перед начальством, коллегами, политические речи и под.

Слайд 21

Неправильные приемы в начальной части выступления

Не говорите, что вы не оратор;
Не начинайте

Неправильные приемы в начальной части выступления Не говорите, что вы не оратор;
выступление с извинений;
Не начинайте выступление с анекдота.
Выступление перед аудиторий преподавателей вузов на темы экологии: “Все мы любим выпить… Но чтобы выпить, надо ведь иметь, чем закусить… А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло… А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка… Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни человеческого общества”.

Слайд 22

Заключение

Функции:
напомнить главную мысль;
указать перспективы.

Заключение Функции: напомнить главную мысль; указать перспективы.

Слайд 23

Типология:
Подытоживающее повторение – основная мысль повторяется в виде тезиса или перечисления (во-первых,

Типология: Подытоживающее повторение – основная мысль повторяется в виде тезиса или перечисления
во-вторых, в-третьих).
Иллюстрация – основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией, цитатой, поговоркой, народной мудростью.
Кульминация – завершаем на высокой эмоциональной ноте (“И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!”)

Слайд 24

4. Обобщающий вывод – “Итак, …”
5. Обращение к слушателям – пожелание слушателям

4. Обобщающий вывод – “Итак, …” 5. Обращение к слушателям – пожелание
хорошо провести выходные или летний отпуск, вечер и т.д., поздравить с праздником и др.
6. Юмористическая концовка – шутка, анекдот, смешная история.
7. Благодарность за внимание – традиционное завершение речи.

Слайд 25

Неправильное завершение выступления

Шутка, не относящаяся к делу;
Извинения: “я вижу, несколько утомил вас…

Неправильное завершение выступления Шутка, не относящаяся к делу; Извинения: “я вижу, несколько
// мне не удалось увлечь вас моей темой…”;
Не надо вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали выводы;
Нельзя обрывать речь без заключения;
Нельзя оставлять аудиторию в состоянии безнадежности, надо наметить перспективы, вселить уверенность;
Не рекомендуется завершать фразой “Вот и все, что я хотел сказать”, лучше закончить фразой, относящейся к содержанию выступления.

Слайд 26

Виды выступлений
по цели и по форме:
Информационные;
Убеждающие;
Протокольно-этикетные;
Развлекательные.

Виды выступлений по цели и по форме: Информационные; Убеждающие; Протокольно-этикетные; Развлекательные.

Слайд 27

Информационные выступления

Цель: донести информацию; проинформировать о том или ином объекте/явлении.
Жанры: информационное сообщение,

Информационные выступления Цель: донести информацию; проинформировать о том или ином объекте/явлении. Жанры:
инструкция, объявление, лекция, доклад, устный ответ, автобиография.
Особенности:
• выступление должно содержать максимально полную информацию, чтобы у слушателей не осталось вопросов к выступающему;
• информация должна быть актуальной по времени и для конкретной аудитории;
• выступление должно быть кратким, не перегруженным лишними деталями;
• эмоциональность низкая или средняя.

Слайд 28

Протокольно-этикетные выступления

Цель: соблюсти традиции в официальной ситуации общения, выполнить требования ритуала, протокола,

Протокольно-этикетные выступления Цель: соблюсти традиции в официальной ситуации общения, выполнить требования ритуала,
этикета
Жанры: приветственная речь на встрече официальных гостей/открытии/закрытии официального мероприятия, официальное поздравление/тост, похвальная речь, представление собравшимся к.-л. официального лица, траурная речь.
Особенности:
• Чаще всего стиль и композиция протокольно-этикетного выступления привязана к протоколу мероприятия, на котором оно произносится;
• Обычно начинается с характеристики мероприятия и обращения/похвалы/благодарности в адрес собравшихся
• Завершается тёплыми пожеланиями («желаю продуктивной работы на конференции»/«пусть победит сильнейший»/«такое-то мероприятие считаю открытым» и т.п.)
• Допустима (иногда даже желательна) эмоциональность выше средней.

Слайд 29

Убеждающие выступления

Цель: в общем – убедить, заставить аудиторию поверить в правильность вашей

Убеждающие выступления Цель: в общем – убедить, заставить аудиторию поверить в правильность
точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положения.
У собственно убеждающего – убедить («Походы – это весело!»),
у агитационного – подвигнуть к действию («Айда все в поход!»),
у воодушевляющего – вдохновить, вселить определённую эмоцию («Мы покорим эту вершину!»).

Слайд 30

Воодушевляющие выступления

Жанры: речь тренера спортивной команды перед игрой; выступление кандидата на выборах

Воодушевляющие выступления Жанры: речь тренера спортивной команды перед игрой; выступление кандидата на
перед своими сторонниками, в котором он выражает уверенность в победе; выступления лидеров на съезде победившей партии; выступление руководителя проекта перед началом самого сложного этапа работы и т.п.
Особенности:
• краткость, но не односложность (не менее 1-2 мин);
• повышенная эмоциональность;
• содержит напоминание о предшествующих успехах и победах, восхищение профессиональными качествами, решительностью, моральным духом участников предстоящих событий;
• в заключении выражается уверенность в успешном преодолении предстоящих трудностей.

Слайд 31

Агитационные выступления
Жанры: речи на политических митингах, призывающие поддержать того или иного кандидата

Агитационные выступления Жанры: речи на политических митингах, призывающие поддержать того или иного
на выборах, рекламные выступления, выступления на собраниях с призывами поддержать какую-либо инициативу, принять участие в каком-либо деле или общественной акции, выступления с призывом приступить к чему-либо или отказаться от чего-либо
Особенности:
• эмоциональность и громкость выше средней;
• краткость и образность (фразы по возможности простые и короткие);
• надо дать слушателям все необходимые данные для принятия ими немедленного решения (поэтому следует приводить только аргументы «за», не должно остаться неясностей и недоговорённостей);
• необходимо учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие (например, люди должны иметь средства, чтобы купить то, к чему их призывают, призыв к голосованию должен быть обращен к людям, имеющим право голоса, и т.д.).
• в финале – прямой призыв к совершению конкретного действия.

Слайд 32

Собственно убеждающие выступления

Жанры: выступления политиков и кандидатов на выборные должности с изложением

Собственно убеждающие выступления Жанры: выступления политиков и кандидатов на выборные должности с
своей программы; морально-этические выступления; выступления известных людей по тем или иным обсуждаемым в обществе проблемам с предложением того или иного их решения, выражением собственной точки зрения; отчасти – проповеди.
Особенности:
• приводятся аргументы и «за», и «против», а также показывается, что тезис, защищаемый выступающим, наиболее аргументирован;
• темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален и по которому есть разные точки зрения;
• необходимо использовать правила эффективной аргументации (о них в следующей лекции);
• эмоциональность умеренная (но слушатели должны ее чувствовать), однако при этом надо уметь затрагивать сильные чувства слушателей и оппонента (если он есть): гнев, ненависть, справедливость, несправедливость и т.п.;

Слайд 33

Развлекательные выступления

Цель: развлечь, рассмешить, занять время.
Жанры: развлекательное выступление может «маскироваться» и заимствовать

Развлекательные выступления Цель: развлечь, рассмешить, занять время. Жанры: развлекательное выступление может «маскироваться»
жанр у любого другого выступления: развлекательный характер может носить и объявление, и инструкция, и тост, и похвала, и убеждение, и т.п.

Слайд 34

Риторический канон - этапы подготовки публичного выступления

I этап – инве́нция (лат. –

Риторический канон - этапы подготовки публичного выступления I этап – инве́нция (лат.
invention – изобретение)
II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение)
III этап – элокуция (лат. еlocution – выражение)
IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание)
V этап – а́кцио (лат. actio – действие (т.е.произнесение)).
Имя файла: Публ-выступл.pptx
Количество просмотров: 85
Количество скачиваний: 0