ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Содержание

Слайд 2

Пушкин - дневное,
Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин

Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин
- весь на людях, но в творчестве - один;
Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.
Дмитрий Мережковский

Слайд 4

Современники о М.Ю.Лермонтове

«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от

Современники о М.Ю.Лермонтове «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица,
его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев.
«То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта , — щели, полные злости и ума».
«Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.
«Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.

Слайд 5

Противопоставление слов, образов,
эпизодов для усиления
выразительности мысли.

Антитеза

Образное определение предмета, выраженное

Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Антитеза Образное определение предмета,
преимущественно
прилагательным.

Эпитет

Перенесение человеческих черт
на неодушевлённые предметы и явления

Олицетворение

Переносное значение слова,
основанное на сходстве
двух предметов.

Повторение одних и тех же
элементов в начале строк, строф.

Вопрос, на который
не ожидается ответа.

Метафора

Анафора

Риторический
вопрос

Слайд 8

Как часто пёстрою толпою окружён,
Когда передо мной как будто бы сквозь сон,

Как часто пёстрою толпою окружён, Когда передо мной как будто бы сквозь

При шуме музыки и пляски,
При диком шёпоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
1840
1. Какова тема стихотворения?
2. На каком художественном приёме построено? Выпишите словосочетания, подтверждающее это в два столбика.

Слайд 9

Стансы
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б

Стансы Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом;
с ним препровожденный миг
Почел потерянным досугом.
Мне скучно в день, мне скучно в ночь.
Надежды нету в утешенье;
Она навек умчалась прочь,
Как жизни каждое мгновенье.
На светлый запад удалюсь;
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!...
1830
1. Каково состояние лирического героя?
2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные местоимения - в последних?

Слайд 10

Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Она как чумное пятно
На сердце

Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. Она как чумное
жжёт, хотя темно;
Враждебной силою гоним,
Я тем живу, что смерть другим:
Живу – как неба властелин –
В прекрасном мире – но один.
1831
1. Какова тема стихотворения?
2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения.

Слайд 11

одиночество

природа

общество

друзья

любовь к женщине

одиночество природа общество друзья любовь к женщине

Слайд 12

1.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно.
2. Одинокий – живущий

1.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно. 2. Одинокий –
одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.
Словарь В.И.Даля

Слайд 13

ОДИН (современ.) – из общеславянского един-, образовано сложением основ ед- (из

ОДИН (современ.) – из общеславянского един-, образовано сложением основ ед- (из старославянского
старославянского языка «только») и –ин (общеслав. «один, сам»)
Школьный этимологический словарь

Слайд 14

Синквейн

1 строка – одно слово – существительное. Тема.
2 строка – два слова

Синквейн 1 строка – одно слово – существительное. Тема. 2 строка –
(прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Слайд 15

Лермонтов
Одинокий, грустный
Думает, чувствует, страдает
Я люблю поэзию Лермонтова
ПОЭТ

Лермонтов Одинокий, грустный Думает, чувствует, страдает Я люблю поэзию Лермонтова ПОЭТ

Слайд 16

Домашнее задание

Прочитайте стихотворения, сравните с прочитанными на уроке, определите состояние лирического героя.
«Совет»

Домашнее задание Прочитайте стихотворения, сравните с прочитанными на уроке, определите состояние лирического
(1830)
« Мой дом» (1831)
«Мы случайно сведены судьбою» (1832)
«Памяти А.И.Одоевского» (1839)
«К портрету» (1840)
Имя файла: ТЕМА-ОДИНОЧЕСТВА-В-ЛИРИКЕ-М.Ю.-ЛЕРМОНТОВА.pptx
Количество просмотров: 221
Количество скачиваний: 1