Расцвет русского зодчества в XVI-XVII веках

Содержание

Слайд 2

В XVI веке на Руси завершается
процесс объединение земель вокруг Москвы.

Художественные процессы, сопровождавшие
формирование централизованного русского государства, нередко называют «русским возрождением».

В XVI веке на Руси завершается процесс объединение земель вокруг Москвы. Художественные

Слайд 3

Развитие и укрепление государства требовало
демонстрации его силы и мощи. Храмовое строительство как нельзя

Развитие и укрепление государства требовало демонстрации его силы и мощи. Храмовое строительство
лучше подходило для этой цели.

Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47

Слайд 4

В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.

В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.

Слайд 5

Соборная площадь явилась не только средоточием главных государственных храмов.
Здесь представлены важнейшие типы русского храмового

Соборная площадь явилась не только средоточием главных государственных храмов. Здесь представлены важнейшие
зодчества: пятиглавые и одноглавые храмы, гражданские палаты, столпные колокольни.

Д. Кваренги. Соборная площадь, 1797

Слайд 6

Архангельский собор – усыпальница Великих князей и царей московских (1505-1508).

Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения.

Архангельский собор – усыпальница Великих князей и царей московских (1505-1508). Это величественный

Слайд 7

Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись указы (1475-79).

Этот тип храма будет культивироваться в течение

Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись указы
четырех веков в качестве основного, государственного.

Слайд 8

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов).

Такие многоглавые храмы будут и в дальнейшем выражать

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов).
торжество и ликование.

Слайд 9

К XVII веку большой пятиглавый храм, в разработке которого принял деятельное участие патриарх Никон, станет единственно разрешенным официальным типом храма.

Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47

К XVII веку большой пятиглавый храм, в разработке которого принял деятельное участие

Слайд 10

Очень часто каменные храмы стоили на месте старых деревянных. В новые постройки невольно переносили

Очень часто каменные храмы стоили на месте старых деревянных. В новые постройки
привычные черты деревянного зодчества (шатровые верхи, галереи-гульбища, четверики и восьмерики).

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, вход на галерею, 1533

Слайд 11

Одним из самых значительных храмов подобного типа стала церковь Вознесения в царском селе

Одним из самых значительных храмов подобного типа стала церковь Вознесения в царском
Коломенское под Москвой (1533).

Слайд 12

Для защиты молодого русского государства возводилось множество крепостей. Большинство русских крепостей, сохранившихся сегодня, построены в это время.

Симонов монастырь под Москвой, башня «Дуло», XVI

Для защиты молодого русского государства возводилось множество крепостей. Большинство русских крепостей, сохранившихся
век (шатер XVII века)

Слайд 13

И в храмовую архитектуру зодчие переносили приемы крепостного строительства. Появились храмы, напоминающие крепостные башни – столпные храмы.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в

И в храмовую архитектуру зодчие переносили приемы крепостного строительства. Появились храмы, напоминающие
селе Дьяково под Москвой, XVI век

Слайд 14

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных храмов. Самой яркой постройкой такого типа стал
Покровский собор в Москве (1552-54).

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных

Слайд 15

Главный фасад собора с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.

Главный фасад собора с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.

Слайд 16

Потому в самой постройке видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного града Китежа.

В структуре Покровского собора (собора Василия Блаженного) отразилась центральная государственная

Потому в самой постройке видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного
идея того времени – утверждение Москвы как третьего Рима.

Слайд 17

Черты деревянного строительства, с его обильными
украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами в монастырское

Черты деревянного строительства, с его обильными украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами
и гражданское зодчество.

Крутицкое подворье в Москве, окна трапезной, 1682

Слайд 18

Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля.

1635-36

Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля. 1635-36

Слайд 19

Его почти венецианская
внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.

Его почти венецианская внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.

Слайд 20

К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в соответствии с

К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в
новыми вкусами над его башнями были возведены многоярусные шатры.

Слайд 21

В XVII веке обилие
каменных
узоров пришло и в храмовое
зодчество, породив особый стиль – «русское узорочье».

Церковь Рождества Богородицы, в Путинках, 1646-52

В XVII веке обилие каменных узоров пришло и в храмовое зодчество, породив

Слайд 22

Церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628-51

Церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628-51

Слайд 23

Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными керамическими плитками закрывают наружные стены здания, выводя прихотливые фризы и узоры.

Крутицкое

Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными керамическими
подворье в Москве, изразцы Надвратного терема, 1693-94

Слайд 24

В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда в Западной Европе барокко. Появляется множество подражаний, которые однако

В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда в
еще продолжают
линию «русского узорочья».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693

Слайд 25

Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки такого стиля «голицынским

Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки такого
барокко» или «нарышкинским барокко».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693

Слайд 26

В этих постройках видны попытки зодчего выстроить абсолютно симметричную композицию, которая, тем не менее, повторяет форму русского столпного храма.

Церковь Знамения в селе Дубровицы под

В этих постройках видны попытки зодчего выстроить абсолютно симметричную композицию, которая, тем
Москвой, 1690-1704
Имя файла: Расцвет-русского-зодчества-в-XVI-XVII-веках.pptx
Количество просмотров: 139
Количество скачиваний: 0