Раздел 3 Зрелое Средневековье Готический стиль XIII - XV века

Содержание

Слайд 2

Готическое искусство, сменившее романское,
оставалось культовым по назначению
и религиозным по

Готическое искусство, сменившее романское, оставалось культовым по назначению и религиозным по характеру.
характеру.
Готический стиль (готика) –
(от итал. gotico, буквально – готский, т.е.,
относящийся к германскому племени готов),
художественный стиль,
ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший
между серединой XII и XV–XVI вв.
Наиболее подходящие название –
«стрельчатый стиль»
устремлённость ввысь, лёгкость конструкций,
каркасная система и ребристый свод,
ажурный декор,
живопись светом, витражи.

Слайд 3

В отличие от романского периода
центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической
жизни
к концу XII в. стали не монастыри, а города.

Слайд 4

А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и

А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и
кафедральный собор (крупный христианский храм).

Слайд 5

Ратуша - здание городского самоуправления –
представляла собой большое каменное здание с

Ратуша - здание городского самоуправления – представляла собой большое каменное здание с
залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором.
Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.

Собор - модель мироздания, символ Вселенной
и своего рода свод знаний о ней,
весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.

Слайд 6

СОБОР – ЦЕНТР ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ

Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население.

СОБОР – ЦЕНТР ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское
Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.
Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде).
Сами горожане часто являлись заказчиками
или создателями произведений искусства для украшения соборов.

Слайд 7

Труд ремёсленников,
необходимый
при строительстве храма

скульптор

каменотёс

плотник

каменщик

кузнец

Труд ремёсленников, необходимый при строительстве храма скульптор каменотёс плотник каменщик кузнец

Слайд 8

Почему по ощущениям готические храмы
такие просторные, светлые внутри
и такие легкие снаружи?

Почему по ощущениям готические храмы такие просторные, светлые внутри и такие легкие снаружи?

Слайд 9

ГОТИЧЕСКИЕ СОБОРЫ значительно отличались от монастырских церквей романского периода:
романская церковь тяжеловесна

ГОТИЧЕСКИЕ СОБОРЫ значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна
и приземиста,
готический собор лёгок и устремлён ввысь.
Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов.
Если в романской церкви
массивные своды покоятся
на толстых стенах,
то в готическом соборе
свод опирается на арки,
а те в свою очередь — на столбы.
Боковое давление свода
передаётся аркбутанам
(наружным полуаркам)
и контрфорсам (наружным опорам,
своего рода «костылям» здания).
Такая конструкция дала возможность
уменьшить толщину стен,
увеличить внутреннее пространство здания.
Стены перестали служить опорой свода,
что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей.

Слайд 10

Аркбутан –
открытая полуарка,
передающая
на контрфорс
тяжесть свода

Центральный неф
собора в Реймсе
имеет

Аркбутан – открытая полуарка, передающая на контрфорс тяжесть свода Центральный неф собора
высоту
38 метров.

Распределение тяжести сводов на выносные опоры

Слайд 11

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло
в себе систему взглядов и представлений людей Средневековья.
Пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, —
создавало образ небесного мира,
воплощало мечту о чуде.
Арка, как и купол средокрестия символизирует небесный свод. Дверной проём символизирует землю. В соединении арки с дверным проёмом заложена идея земли и неба.
Сумрак собора – символ пещеры, где родился Бог.
Свет от свечей и из узких окон – божественный свет. Контраст тьмы нефов и света перед алтарём – победа божественного света над мраком греховной жизни.

Слайд 12

Портал – вход в собор

Вся смысловая символика христианского храма повторяется в его

Портал – вход в собор Вся смысловая символика христианского храма повторяется в
западном портале.
Дверь – это переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.

Слайд 13

Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства – скульптуры и живописи

Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства – скульптуры и живописи
(преимущественно в виде витражей).

В готической скульптуре статичность и замкнутость романских статуй сменились «подвижностью фигур», особой пластикой
в которой органически переплелись возвышенная духовность и острые жизненные наблюдения, фантастический гротеск.

СКУЛЬПТУРА ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Слайд 14

На какой
из этих фотографий портал
XIVвека, а на какой XX-ого?

В архитектуре

На какой из этих фотографий портал XIVвека, а на какой XX-ого? В
какой эпохи вы встречали скульптуры в нишах?

Слайд 15

Лиризм образов и жизненная правдоподобность

Лиризм образов и жизненная правдоподобность

Слайд 16

В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери — на

В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери — на
первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества.
Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника.

Слайд 17

Образ Богоматери становится культовым.

Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы

Образ Богоматери становится культовым. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери —
и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины

Слайд 18

Химеры- скульптура в образе фантастического животного.

Горгульи – скульптуры-водостоки.

В то же время сохранялась

Химеры- скульптура в образе фантастического животного. Горгульи – скульптуры-водостоки. В то же
вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур — химер или скульптур-водостоков — горгулей.

Слайд 20

Почему церковь Сент-Шапель в Париже
называют «волшебной шкатулкой»?

Настенные росписи

ЖИВОПИСЬ ГОТИЧЕСКОГО
ПЕРИОДА

Почему церковь Сент-Шапель в Париже называют «волшебной шкатулкой»? Настенные росписи ЖИВОПИСЬ ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Слайд 21

Витражи

Сен-Шапель –
капелла Людовика IX,
1243-1248,
арх. Пьер де Монтеро,
Париж, Франция

Витражи Сен-Шапель – капелла Людовика IX, 1243-1248, арх. Пьер де Монтеро, Париж, Франция

Слайд 22

В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место

В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место
витражу — живописному изображению из скреплённых между собой цветных стёкол, помещённому в проём окна.

Слайд 23

Окно «роза»

Окно «роза»

Слайд 24

В XII-XIII веках делали
цветные витражи.
Готовые цветные стёкла нарезали в соответствии

В XII-XIII веках делали цветные витражи. Готовые цветные стёкла нарезали в соответствии
с рисунком, набирали на шаблоне,
а затем покрывали росписью. Эти элементы скрепляли свинцовыми перемычками и заключали в металлическую раму.

Слайд 25

Собор Парижской Богоматери
1160-1245г.г., Париж, Франция

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои

Собор Парижской Богоматери 1160-1245г.г., Париж, Франция Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
чудовищные рёбра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Осип Мандельштам

Слайд 26

Зрелая готика

Церковь капеллы
Сен-Шапель
в Париже
(1245-1248), образец «лучистого» придворного стиля короля

Зрелая готика Церковь капеллы Сен-Шапель в Париже (1245-1248), образец «лучистого» придворного стиля короля Людовика IX
Людовика IX

Слайд 27

Собор
в Реймсе
(1211-1311),
где короновались короли.

Собор в Реймсе (1211-1311), где короновались короли.

Слайд 28

Поздняя готика

Руанский собор
(1434-1514)

Стиль
«пламенеющая готика»

Поздняя готика Руанский собор (1434-1514) Стиль «пламенеющая готика»

Слайд 29

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ?

Какие из приведённых здесь иллюстраций
не соответствуют готическому стилю?

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ? Какие из приведённых здесь иллюстраций не соответствуют готическому стилю?
Имя файла: Раздел-3-Зрелое-Средневековье-Готический-стиль-XIII---XV-века.pptx
Количество просмотров: 147
Количество скачиваний: 0