Раздел 5 Театр и музыка Средневековья X - XV века

Содержание

Слайд 2

Вопрос: Какое место занимает музыка в Средние века?

Музыка Средневековья

Вопрос: Какое место занимает музыка в Средние века? Музыка Средневековья

Слайд 3

В музыке Средневековья господствует
монодический склад.
То есть под сводами собара звучал одноголосый

В музыке Средневековья господствует монодический склад. То есть под сводами собара звучал
мужской хор.
Музыка была преимущественно анонимной.
606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы.
В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы.

Слайд 4

Вопрос: Каков характер этой музыки?

Звучит №1 и №2

Вопрос: Каков характер этой музыки? Звучит №1 и №2

Слайд 5

Григорианские хоралы , которые делились на две группы:
- распевные, связанные с формированием

Григорианские хоралы , которые делились на две группы: - распевные, связанные с
мессы
- речитативные, связанные с формированием пассионов.

Слайд 6

Месса- католическое богослужение.
Название «месса» происходит от латинского выражения
«Ite, missa est ecclesia»

Месса- католическое богослужение. Название «месса» происходит от латинского выражения «Ite, missa est
– «Идите, собрание распущено». Этими словами на заре
христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие
испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину.
Текст мессы обычно поется, реже – читается.
Язык месс – латинский.
Мессы бывают:
обиходные (Ordinarium)
заупокойные (Requiem)
торжественные (Solemnis).
Месса имеет 6 частей:
Кyrie eleison («Господи, помилуй»),
Gloria («Слава в вышних»),
Сredo («Верую»),
Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословен»),
Agnus Dei («Агнец Божий»).

Слайд 7

Пассионы- повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.
Это крупное произведение, основанное на

Пассионы- повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху. Это крупное произведение, основанное
псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.

Слайд 8

Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная.
С середины 1 тыс.

Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная. С середины 1
Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.

Слайд 9

Первые образцы полифонии :
имитационные,
контрапунктические
(cantus firmus- техника пения на основную

Первые образцы полифонии : имитационные, контрапунктические (cantus firmus- техника пения на основную
мелодию),
бурдонные
( один выдержанный звук в основе).

Вопрос:
Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке?

Звучит органум 10

На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие.

Слайд 10

Жанры полифонии:
канон,
органум ( подобие звучания),
мотет ( светский, mot- «слово»).
Большой популярностью пользовались

Жанры полифонии: канон, органум ( подобие звучания), мотет ( светский, mot- «слово»).
мотеты как духовные так и светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами.
Порой это выглядело, как вызывающее озорство.

Слайд 11

Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам.
Первые композиторы школы –
ЛЕОНИН (12 век)
и
ПЕРОТИН

Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам. Первые композиторы школы – ЛЕОНИН (12 век) и ПЕРОТИН (13 век)
(13 век)

Слайд 12

Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. (995-1050гг.)

Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. (995-1050гг.)

Слайд 13

Звучит №16
«Земляничка свежая».

После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура,

Звучит №16 «Земляничка свежая». После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура,
на которую повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества.
Формируется камерная светская музыка.
Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть.

Слайд 14

Камерная светская музыка.
Рыцари-музыканты: трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль, Бернар де

Камерная светская музыка. Рыцари-музыканты: трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль, Бернар де
Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер Фогельвейде и др.
Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах.
Канцона,
Альба,
Лид- лирические песни.

Звучит №7 Вальтер фон дер Фогельвейде, Кансона

Это любовная лирика. Обратите внимание на повторы, которые связаны с периодичностью поэтической речи, а сопровождение в основном дублирует вокальную партию.

Слайд 15

Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов.
Городские

Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов. Городские
музыканты: шпильманы (Германия), гистрионы- музыканты-циркачи (Франция), голиарды-беглые монахи, ваганты - бродячие студенты университетов.
Менестрели-придворные музыканты.

Вопрос: Чем отличаются эти произведения от музыки миннезингеров и трубадуров?

Звучит шуточная песня школяра №6
и городская песня №8

Ярко выраженное ритмическое начало и повторы, что образует популярную форму-рондо( круг, чередование темы- рефрена и других тем.)
Форма рондо- открытие светской песни 12-13 вв.

Слайд 16

Выводы:
Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих музыкальных традиций.
На контрасте

Выводы: Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих музыкальных традиций. На
полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени. Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей. Дух вольности противостоял тяготам жизни.

Слайд 17

Вопрос:
Что неверно на этом рисунке?

Ответ:
Современная гитара. Её не знали музыканты

Вопрос: Что неверно на этом рисунке? Ответ: Современная гитара. Её не знали музыканты Средневековья.
Средневековья.

Слайд 19

Домашнее задание:
Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших в Средневековье.
Дайте определения терминам:
Месса,

Домашнее задание: Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших в Средневековье. Дайте

пассионы,
менестрель, мейстерзингер, миннезингер, трубадур

Слайд 20

СЛОВАРЬ
Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв.
Миннезингер

СЛОВАРЬ Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв. Миннезингер –
– (немецкое Minnesinger – певец любви), средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики.
Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции.
Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах.
Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.
Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи).
странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества
трубадура была любовная лирика.
Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия
труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.

Слайд 21

Раздел 5
ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Раздел 5 ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Слайд 22

Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения.
Во время религиозных праздников в

Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения. Во время религиозных праздников
соборах или на паперти устраивались театрализованные религиозные представления.

Слайд 24

литургическая драма (см. выше)
с XII века разыгрывается не внутри храма, а на

литургическая драма (см. выше) с XII века разыгрывается не внутри храма, а
паперти – площади перед собором. Кроме возвышенных текстов стали использовать и комические, грубоватые, к которым церковь относилась неблагосклонно. После изгнания драмы из соборов начинается широкое использование костюмов, масок и декораций.
Особенности:
- использование музыки
диалогов
авторских ремарок

Слайд 25

В XIII веке возникает новый жанр – спектакли, связанные с чудесами -

В XIII веке возникает новый жанр – спектакли, связанные с чудесами -

миракли (от «чудо»),
а затем моралите, носящие назидательный, поучительный характер и
мистерии (от «таинство, посвящённое важному событию»)

Слайд 26

ФАРС

Народная комедия. От слова «фарш, начинка».
Сперва фарсы использовали как «начинку» в скучных

ФАРС Народная комедия. От слова «фарш, начинка». Сперва фарсы использовали как «начинку»
мистериях. Но истоки фарса в народных праздниках, карнавалах. Возник не раньше XV века, был предшественником итальянского театра Возрождения.

Слайд 28

Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы

Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы
Имя файла: Раздел-5-Театр-и-музыка-Средневековья-X---XV-века.pptx
Количество просмотров: 252
Количество скачиваний: 0