Слайд 2В.М.Васнецов
«Царь
Иван Васильевич Грозный»
Слайд 3 «Главный тезис моей веры таков: мы тогда только внесем свою лепту
в сокровищницу всемирного искусства, когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту и смысл наших родных образов»
В.М.Васнецов
Слайд 4Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)
Родился 3 (15) мая 1848 года
в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в духовном училище (1858 – 1862), затем в Вятской духовной семинарии. Учился живописи в Петербурге – сперва у И.Н.Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств ( 1867 – 1868), затем в Академии художеств (1868 – 1873).
Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств.
Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто "обратился к украшению жизни", взялся за самые разнообразные области искусства.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
Слайд 5Обзор творчества
Виктор Михайлович Васнецов - один из самых знаменитых русских художников
XIX века.
Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.«Я только Русью и жил».
Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества.
Слайд 6«Алёнушка»
1881 год.
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 7«Витязь на распутье»
1878 год
Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 8«Богатыри»
1898 год
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 9«Иван-царевич на Сером Волке»
1889 год
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 10 Васнецова интересовала русская история. На рубеже 1870-1880 годов художник обращается к
историческим сюжетам. Широко известна его картина «Царь Иван Васильевич Грозный». Образом этого царя Васнецов «болел» давно. Об этом свидетельствуют наброски к картине разных лет. Этот этюд к картине создан в 1884 году, а сама картина в 1897 году.
Слайд 12Одежда, головной убор, обувь
соболья шапка, украшенная иконами святых
кафтан, застегнутый на инкрустированные золотом
пуговицы, горностаевый воротник
красные сафьяновые сапоги (чоботы), шитые золотом на каблуке
Слайд 13 Двуглавый орел – герб государства Российского, который появился на Руси при
Иване Грозном. Когда Иван IV, будучи Великим князем, венчался на царство, он взял герб Византийской империи, утвердив Россию преемницей культуры Византии и православия. Т.е. герб у ног царя – символ неограниченной власти над всем государством, над всеми людьми. Он как бы действительно наместник Бога на земле.
Слайд 14 Лицо (глаза, рот, нос, брови, борода); следы необузданных бурных страстей, озлобленное,
грозное лицо, морщины от тяжелых переживаний, сверлящий взгляд, скошенные в сторону глаза; хмурится, что-то подозревая; тонкие губы, презрительная, надменная усмешка, орлиный нос, кустистые брови, окладистая с проседью борода.
Слайд 15
Драгоценные, тонкой работы изумрудные четки
Слайд 16Металлический посох с тонкой резьбой по слоновой кости
Слайд 17 На картине светлое пятно: в левом нижнем углу – заснеженные крыши
домов и церквей, видных в окошко
Слайд 18 Фигура царя огромна – от земли до неба. Он выше даже
церковных куполов. Это черная сила насилия.
Слайд 19Сравним картины И.Глазунова и В.М.Васнецова
1974 год 1897 год
Слайд 22План сочинения
I. Сведения о художнике. История создания картины.
II. Царь Иван Грозный в
изображении художника В.М.Васнецова.
1. Внешний облик царя:
а). черты лица;
б). поза;
в). одежда.
2. Место действия.
3. Черты характера.
4. Отношение художника к Ивану Грозному.
III. Общее впечатление от картины.