Религии мира. Лекция 4

Содержание

Слайд 2

Формирование монотеизма на примере иудаизма

История и современность

Формирование монотеизма на примере иудаизма История и современность

Слайд 3

Иудаизм – национальная религия евреев.

Племя Иуды сыграло ведущую роль в становлении древнееврейской

Иудаизм – национальная религия евреев. Племя Иуды сыграло ведущую роль в становлении
государственности в начале 10 века до н.э., выдвинув из своей среды династию первых царей, поэтому исповедуемый этим племенем культ бога Яхве превратился в общегосударственный культ, трансформировавшись в культ единого бога, управляющего миром.
Монотеистические представления укрепились в иудаизме лишь в 1м веке н.э.
В иудаизме практически с момента возникновения складываются представления о «богоизбранности» народа Израиля.
С 8 в. до н.э. в условиях надвигавшегося внешнего порабощения сформировались представления о будущем приходе Мессии – божественного спасителя. Эти представления отразились в Пятикнижии Моисея (Торе), письменно закрепившем в 444 г. до н.э. складывавшиеся на протяжении столетий верования.
Во 2м веке до н.э. формируется Библия, свод иудейских книг, принятых в христианстве как Ветхий Завет. Таким образом, к этому времени завершается древний период развития иудаизма, так называемый «библейский».

Иудаизм возник во 2м тысячелетии до н.э. на основе политеистических верований и обрядов кочевых народов еврейских племён Северной Аравии. После завоевания ими в 13 в. до н.э. Палестины включил в себя верования местных земледельческих народов.

Слайд 4

Тора (Пятикнижие Моисея), 444 г. до н.э.

На фото: Тора в Санкт-Петербургской Хоральной

Тора (Пятикнижие Моисея), 444 г. до н.э. На фото: Тора в Санкт-Петербургской Хоральной синагоге
синагоге

Слайд 5

Следующий период, со 2 в. до н.э. до начала 19 века, может

Следующий период, со 2 в. до н.э. до начала 19 века, может
быть определён как «раввинский талмудический».

Талмуд содержит в себе новые религиозные идеи: появляется вера в загробный мир, посмертное воздаяние, воскресение мёртвых, иудейская ангелология и демонология, чего не было в предыдущий период развития иудаизма.
Талмуд закрепил систему обременительной религиозной обрядности, которая связывает поведение верующего 613 предписаниями. Таким образом, в этот период сложилась форма иудаизма, которая считается ортодоксальной, или традиционной.

В этот период раввины («законоучители») на основе толкования Торы было завершено составление второго по значению после Библии источника иудейского вероучения, которым стал Талмуд, сформированный в 3 – 5 веках н.э.

Слайд 6

Следующий период в развитии иудаизма можно назвать реформированным иудаизмом.

Идеологи реформированного иудаизма отказались

Следующий период в развитии иудаизма можно назвать реформированным иудаизмом. Идеологи реформированного иудаизма
от связи догмата о мессии с представлениями о возврате евреев в Палестину и возрождении еврейского государства, объявив иудаизм «универсальным» этическим учением и отбросив многие обрядовые предписания традиционного иудаизма.
В начале 20 века возникло другое по направленности, консервативное учение, поддерживающее традиционализм и выступающее за тесный союз с сионизмом (идеологией проживания евреев в собственном государстве, на тот момент ещё не созданном, государство Израиль было создано в 1948 году).

В странах Западной Европы он наступил в связи с происходившей там буржуазно-правовой эмансипацией евреев.

Слайд 7

Специфика в развитии иудаизма на территории современного Российского государства.

Взаимодействие Древней Руси и

Специфика в развитии иудаизма на территории современного Российского государства. Взаимодействие Древней Руси
Хазарского каганата (государства на юге современной России) описано историками, например, Л.Н. Гумилёвым.
На территории Крыма в течение столетий традиционно проживавшие там еврейские общины исповедовали иудаизм в форме караимства (по-другому называется караимизм, караизм, иудаизм караимского толка). В переводе с древнееврейского языка слово «караим» обозначает «чтецы» (во множественном числе). Слово караим использовалось с 9 в. н.э. наряду с его антонимом «раввинист».
Это религиозное учение основано на Танахе (Ветхом Завете).

От древних времён до современности

Слайд 8

Караимы считают себя приверженцами истинного учения Библии, по их мнению, Талмуд и

Караимы считают себя приверженцами истинного учения Библии, по их мнению, Талмуд и
Устный закон исказили иудаизм библейского периода.

На фото: караимы, праздник в Крыму.

Слайд 9

Караимизм основан на том, что каждый верующий может самостоятельно определять применение Моисеева

Караимизм основан на том, что каждый верующий может самостоятельно определять применение Моисеева
закона.

На фото: караимы, Крым, праздник.

Слайд 10

Хасидизм

Основоположником хасидизма считается Израиль Бешт (1700-1760).
Представления хасидизма основываются на пантеистической убеждённости в

Хасидизм Основоположником хасидизма считается Израиль Бешт (1700-1760). Представления хасидизма основываются на пантеистической
присутствии бога во всём, что окружает человека. На основании этого делается вывод о возможности «прямого контакта» верующего с богом в молитве, что делает ненужной талмудическую учёность и посредничество раввинов.
Представления хасидизма аккумулировались в «доктрине радости», которая понимала радость как часть религиозного культа.
До наших дней хасидизм дошёл в форме «хабад-хасидизма», объединяющего мистику хасидизма с раввинским богословием.

Специфическое явление в иудаизме, исповедовавшемся на территории Российской империи и Польши, представляет собой возникший в начале 18 века хасидизм (от слова хасид – благочестивый).

Слайд 11

Основатель направления хабад в хасидизме (Любавичское движение) Рабби Шнеур Залман (1745-1812), он

Основатель направления хабад в хасидизме (Любавичское движение) Рабби Шнеур Залман (1745-1812), он
же Алтер Ребе, то есть старый Ребе.

В названии своего учения он поставил категории мудрости (хохма), понимания (бина) и знания (даат).
«Приближение» верующего к Богу возможно при помощи трёх нравственных качеств: доброты, сдержанности и умеренности.

Особенность его учения – внесение интеллектуального начала в традиционную мистику Каббалы (средневекового религиозно-мистическое учение в иудаизме, понимающего мир как эманацию (проистечение) божественных сил).

Слайд 12

В иудаизме действуют бытовые и пищевые запреты, связанные с понятием «кошерное» (правильное)

В иудаизме действуют бытовые и пищевые запреты, связанные с понятием «кошерное» (правильное)
и «не-кошерное» (запретное).

На фото: Кошерный магазин во дворе Большой хоральной синагоги на Лермонтовском проспекте в Санкт-Петербурге.