Реставрация картины Г. Угрюмова Испытание силы Яна Усмаря

Содержание

Слайд 2

Картина "Испытание силы Яна Усмаря" (холст, масло, размеры: 283 x 404 см)

Картина "Испытание силы Яна Усмаря" (холст, масло, размеры: 283 x 404 см)

Слайд 3

Григорий Иванович Угрюмов (1764, Москва – 1823, Санкт-Петербург)
Родился в Москве в семье

Григорий Иванович Угрюмов (1764, Москва – 1823, Санкт-Петербург) Родился в Москве в
купца-жестянщика.
В 1770 г. принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.
Главным наставником его был Д. Г. Левицкий.
По окончании академического курса в 1785 г., с малой золотой медалью Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт за границу для своего усовершенствования. В Риме он 4 года копировал античные статуи.
Вернулся в Санкт-Петербург в 1790 г.
Звание академика получил в 1797 г. за картину «Испытание силы Яна Усмаря»
«Программа картины: «На ратном поле в присутствии великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукой, вырывает кожу и мясо колико захватил».

Слайд 4

В «Повести временных лет» рассказывается, что в 992 году, во время правления

В «Повести временных лет» рассказывается, что в 992 году, во время правления
князя Владимира, Киев осадили кочевники-печенеги, и судьбу города должен был решить поединок.
Сразиться с печенегом в решающем поединке вызвался кожевенных дел мастер по имени Ян.
Чтобы убедиться в его силе, киевляне устроили испытание: ему предстояло остановить бегущего быка, что он и сделал, вырвав при этом у быка кусок шкуры.
После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю. Устрашенные кочевники бежали.
Таким образом, Ян Усмарь, одержав победу над печенегом спас родной город и русскую землю; доказал, что не перевелись еще богатыри на Руси.

Слайд 5


Этот момент и изобразил художник Григорий Угрюмов. Следуя требованиям академизма, он расположил главную фигуру

Этот момент и изобразил художник Григорий Угрюмов. Следуя требованиям академизма, он расположил
в самом центре. Справа — князь Владимир на троне и его дружинники с копьями, все они поражённо смотрят на действо. Молодой юноша и старик в левой части картины — скорее всего, отец и брат Яна Усмаря.
Композиция выглядит так эффектно благодаря диагоналям.
Фигура Усмаря движется влево, её уравновешивает тяжелая туша быка, стремящегося вправо. Жест князя Владимира образует другую диагональ со вздёрнутой ногой упавшего воина. 
Падающая фигура подчёркивает напряжённость ситуации и резкость движения богатыря. Если бы Усмарь не смог остановить быка, он бы упал и оказался примерно в такой же позе. С помощью распространённого в то время метода живописец показал несколько стадий движения на статичном холсте.

Слайд 6

Герои Угрюмова облачены в античные одежды: тоги или римские доспехи.
На Владимире — красный плащ

Герои Угрюмова облачены в античные одежды: тоги или римские доспехи. На Владимире
и золотая корона.
Дело в том, что образцом для академических мастеров были классические произведения. Археология в конце XVIII века ещё не была развита, и автор просто не знал, какой была одежда в Древней Руси.
Общая патетика, яркий колорит и выразительный свет связаны с увлечением Угрюмова барокко, в особенности произведениями голландского художника Питера Пауля Рубенса. Автор использовал «рубенсовские» тёплые тона и игру светотени.

Слайд 7

«Испытание силы Яна Усмаря» соответствовало эпохе Просвещения благодаря использованию материала русской истории

«Испытание силы Яна Усмаря» соответствовало эпохе Просвещения благодаря использованию материала русской истории
и патриотичности сюжета.

Угрюмов одним из первых в русской живописи сделал главным героем народного богатыря.

Картина поступила в Русский музей из Академии художеств на постоянное хранение в 1923 г.

Слайд 8

Состояние сохранности до начала реставрационных работ - 15.11.2013
 (Снимок в УФ-лучах до

Состояние сохранности до начала реставрационных работ - 15.11.2013 (Снимок в УФ-лучах до начала реставрации)
начала реставрации)

Слайд 9

Состояние до реставрации

Картина была  дублирована на холст.
Имелись многочисленные старые разрывы авторской основы,

Состояние до реставрации Картина была дублирована на холст. Имелись многочисленные старые разрывы
которые были заделаны во время предыдущих реставраций.
На участках заделок -  обширные тонировки.
По всей поверхности картины имелись мелкие утраты красочного слоя.
Многочисленные лаковые слои, сильно измененные в тоне и цвете.

Слайд 10

Реставрационный совет Русского музея принял программу последовательных мероприятий по постепенному утоньшению лака

Реставрационный совет Русского музея принял программу последовательных мероприятий по постепенному утоньшению лака
и удалению многочисленных тонировок и записей.

Слайд 11

Ход реставрационных работ 2013-2014 гг.

1 этап:
местное укрепление участков
красочного слоя и грунта
на

Ход реставрационных работ 2013-2014 гг. 1 этап: местное укрепление участков красочного слоя
контрольных участках было
проведено пробное утоньшение
лака и удаление записей.

Слайд 12

Открыты участки реставрационного грунта, нанесенного в места прорывов холста. 
(26.02.2014 г.)

Открыты участки реставрационного грунта, нанесенного в места прорывов холста. (26.02.2014 г.)

Слайд 13

В процессе реставрации. Фото 2014 года.

В процессе реставрации. Фото 2014 года.

Слайд 14

Ход реставрационных работ 2013-2014 гг.

2 этап:
Утоньшение слоев пожелтевшего лака и удалению старых

Ход реставрационных работ 2013-2014 гг. 2 этап: Утоньшение слоев пожелтевшего лака и
записей
Восполнение реставрационного грунта и авторского красочного слоя на участках потертостей. 

Слайд 15

Ведущий реставратор Александр Минин за работой

Ведущий реставратор Александр Минин за работой

Слайд 16

Ведущий реставратор Русского музея Александр Минин удаляет старые записи на картине Григория

Ведущий реставратор Русского музея Александр Минин удаляет старые записи на картине Григория
Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Фото 2014 года.

Слайд 17

Итоги реставрации

Выровнены участки деформаций основы и красочного слоя.
Удалены многослойные загрязнения.
Выровнены

Итоги реставрации Выровнены участки деформаций основы и красочного слоя. Удалены многослойные загрязнения.
многочисленные лаковые слои.
Удалены изменившиеся в цвете реставрационные записи и тонировки.
Произведены тонировки масляными красками в пределах  утрат красочного слоя.
Картина покрыта новым слоем прозрачного реставрационного лака.

Слайд 18

 Картина приведена в экспозиционный вид и с большим успехом демонстрировалась на персональной

Картина приведена в экспозиционный вид и с большим успехом демонстрировалась на персональной
художественной выставке Григория Угрюмова в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея.
Реставраторы Марат Дашкин, Александр Минин, Наталия Романова. Реставрация 2013–2014 годов.
Имя файла: Реставрация-картины-Г.-Угрюмова-Испытание-силы-Яна-Усмаря.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0