Резьба по кости

Содержание

Слайд 2

ГЕОГРАФИЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ, КАК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, СУЩЕСТВУЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕМ МИРЕ

Россия
Восток
Греция
Рим
Византия
Европа

ГЕОГРАФИЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ, КАК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, СУЩЕСТВУЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕМ МИРЕ

Слайд 3

ГЕОГРАФИЯ

В России резьба по кости распространена главным образом в Северных регионах:
Архангельская

ГЕОГРАФИЯ В России резьба по кости распространена главным образом в Северных регионах:
(холмогорская резная кость)
Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость)
город Тобольск (тобольская резная кость)
Якутия и Чукотка (якутская резная кость)

Слайд 4

МАТЕРИАЛЫ
Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.)
Трубчатая берцовая кость крупных

МАТЕРИАЛЫ Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.) Трубчатая берцовая
копытных - цевка (верблюд, корова, лошадь)
Бивень (мамонт или слон)
Клык моржа
Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта

Слайд 5

МАТЕРИАЛЫ

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче

МАТЕРИАЛЫ Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость
моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Слайд 6

МАТЕРИАЛЫ

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из

МАТЕРИАЛЫ Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая
слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Слайд 7

ВИДЫ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ

рельефная
гладкая
ажурная (сквозная)
объемная или скульптурная

ВИДЫ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ рельефная гладкая ажурная (сквозная) объемная или скульптурная

Слайд 8

ГЛАДКАЯ

Наиболее проста в исполнении гладкая резьба, применяющаяся для вырезания фигурок, изготовления различных

ГЛАДКАЯ Наиболее проста в исполнении гладкая резьба, применяющаяся для вырезания фигурок, изготовления
подвесок и амулетов. Мастер работает по заранее нанесенному рисунку, формируя необходимые углубления и подцвечивая их при необходимости краской.

Слайд 9

РЕЛЬЕФНАЯ

При рельефной резьбе используется слоновая, мамонтовая, моржовая кость, коровий и олений рог.

РЕЛЬЕФНАЯ При рельефной резьбе используется слоновая, мамонтовая, моржовая кость, коровий и олений
Мастер выбирает фон рисунка, оставляя на кости выпуклый рельеф.
Рельеф хорошо сочетается с гравировкой и другими видами резьбы. Ее также можно тонировать в необходимый цвет. Рельефную и рельефно-ажурную резьбу применяют для украшения декоративных предметов интерьера, ювелирных украшений.

Слайд 10

Ажурная (сквозная) резьба – одна из самых красивых, но и самых сложных

Ажурная (сквозная) резьба – одна из самых красивых, но и самых сложных
работ по кости натуральной. Применяется для небольших резных изделий, особенно для ювелирных украшений. Она отличается растительными и геометрическими орнаментами. Встречается орнамент, стилизованный под морскую раковину. При сквозной резьбе по кости мастер  выпиливает фон целиком, оставляя на пластине лишь рисунок, похожий на тонкое кружево.

АЖУРНАЯ (СКВОЗНАЯ)

Слайд 11

Объемная (скульптурная) резьба – применяется для выпиливания фигурных композиций: однофигурных и многофигурных. 

Объемная (скульптурная) резьба – применяется для выпиливания фигурных композиций: однофигурных и многофигурных.
Для одной или двух фигур используется одна заготовка, для создания многофигурной композиции фигуры выпиливаются по отдельности, а затем собираются на подставке.При скульптурной резьбе обычно используется коровий или олений рог.

ОБЪЕМНАЯ (СКУЛЬПТУРНАЯ)

Слайд 12

ШЕДЕВРЫ ВИЗАНТИЯ

Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли

ШЕДЕВРЫ ВИЗАНТИЯ Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века.
византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула. 

Слайд 13

ШЕДЕВРЫ ЕВРОПА

Набожные люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности. Они собирали небольшие скульптуры,

ШЕДЕВРЫ ЕВРОПА Набожные люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности. Они
особенно изображающие Страсти Христовы, непревзойденный материалом для передачи которых стала слоновая кость. Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение мадонны с младенцем. 

Слайд 14

ШЕДЕВРЫ КИТАЙ

В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее

ШЕДЕВРЫ КИТАЙ В Китае резьба по кости – одна из самых ранних
находятся в 30000 – 10000 в. до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Изделия китайских резчиков наиболее знамениты в мире.

Слайд 15

Самое известное произведение китайских резчиков, обычно поражающее воображение европейцев – «шар в шаре»,

Самое известное произведение китайских резчиков, обычно поражающее воображение европейцев – «шар в
чья история насчитывает около 1000 лет. Из куска кости вытачивают шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливается несколько отверстий конической формы, вершины которых сходятся в центре шара. Затем мастер отмечает в каждом отверстии количество внутренних шариков. Специальным изогнутым резцом начинается вытачивание шариков поочередно, начиная с внутреннего. Затем шарики , вращая друг в друге, покрывают гравировкой или резьбой. Самая первая такая сфера относится к династии Сун (960 – 1279 гг.), это был трехслойный шар. В Китае эта техника называлась «работа демона». 

Слайд 16

ШЕДЕВРЫ НАРОДЫ СЕВЕРА

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных

ШЕДЕВРЫ НАРОДЫ СЕВЕРА Резьба по кости народов Севера относится к одному из
промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Слайд 17

ШЕДЕВРЫ НАРОДЫ СЕВЕРА

Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных

ШЕДЕВРЫ НАРОДЫ СЕВЕРА Холмогорская резьба по кости – это один из первых
промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.
Имя файла: Резьба-по-кости.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 1