Роль писателя в совершенствовании языка

Содержание

Слайд 2

Ожидаемые результаты урока

Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и

Ожидаемые результаты урока Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии
совершенствовании языковых норм.
Уметь: использовать собственной речевой практике, нормативные словари современного русского языка и справочники.

Слайд 3

Прочитайте высказывания Валентина Григорьевича Распутина о роли писателя и книги в современном

Прочитайте высказывания Валентина Григорьевича Распутина о роли писателя и книги в современном обществе. Выполните задания.
обществе.
Выполните задания.

Слайд 4

… писатель не то что не должен, он просто не имеет права

… писатель не то что не должен, он просто не имеет права
подстраиваться ни под читателя, ни под его скорости. Писатель должен уметь почувствовать то, что особенно заботит и тревожит людей, нащупать, если так можно выразиться, «болевые» точки читателя, которые существуют и требуют выражения, разрешения. Тогда читатель, каким бы занятым человеком он ни был, найдет все же время для чтения в одиночестве, в тишине, не останется спокойным к книге, откликнется на написанное всем сердцем.
Вопрос: Какими видит отношения писатель-читатель Валентин Григорьевич Распутин?

Слайд 5

Умные, но холодные книги и холодное образование делают безнравственность более образованной и

Умные, но холодные книги и холодное образование делают безнравственность более образованной и
изощренной – и только. Разница вся в том, что безнравственность без диплома оберет тебя, в чем был, обматерит да еще и фигу на дорожку покажет, а с дипломом – оберет, в чем был и что дома оставил, да добьется того, что ты же ей и спасибо скажешь, покуда разберешься, что тебя обобрали и опозорили.
Не умно-рассудочные, а умно-добрые, искренние и честные книги способствуют нравственности.
Задание: Выпишите главные (опорные) слова текста.

Слайд 6

Вообще-то состояние нынешнего русского языка должно вызывать тревогу каждого литератора, и не

Вообще-то состояние нынешнего русского языка должно вызывать тревогу каждого литератора, и не
только литератора, А уж дальнейшее развитие нашего языка – тем более. Да и трудно назвать это развитием. Никто не станет теперь отрицать, что русский язык – имя и история нации, главная связь времен и судеб народных – все больше нивелирует и стандартизируется, теряет главное свое назначение – выражать мысль просто, точно, объемно. И когда мы говорим, что язык – имя нации, это понятно: мы, русские, должны разговаривать на своем, русском языке, а не только на каком-то машинном или эсперанто. Дотоле мы и останемся русскими, пока мы знаем свой язык. Чтобы остаться русским, прежде всего надо хорошо знать свой язык, всю глубину его и мудрость.
Задание: сформулируйте главную мысль текста.

Слайд 7

Язык – главная связь времен и судеб народных… Каждая вторая пословица русская

Язык – главная связь времен и судеб народных… Каждая вторая пословица русская
объяснит вам это и понятие. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Незваный гость хуже татарина», «Правда глаза колет», «Нет пророка в своем отечестве», «До бога высоко, до царя далеко» и так далее. Тут вам язык во многом и история нации. Судьба нашего языка и всегда была нелегкой. Но никогда еще, кажется, русский язык не стоял перед таким испытанием, как теперь, - перед испытанием скороговорчатостью, некоей машинной смазкой тусклых новаций, некоей конвейерностью, бездумностью, укрепившейся заготовкой расхожих понятий и суждений. Этого наш язык не ожидал, он привык справлять службу честно и, пожалуй, немного растерялся. Язык умел прежде знать, где его враг, от кого держать оборону, теперь же за него взялись свои: много, мол, в тебе лишнего, дремучего, тяжелого – давайте-ка поправим, подшлифуем, подведем под общую черту, чтоб легче было общаться «с зарубежом» по всяким научным и техническим вопросам. И в самой поре, в самой жаре сейчас эта «работа». Вот и слышу: «Байкал – это район экспорта впечатлений и индустрии здоровья». Русский язык? Упаси, господи! Таким языком не люди должны разговаривать, а машины, машинами же собранные, а не человеком.
Задание : сформулируйте проблему текста.

Слайд 8

слово воспринималось самобытным и одухотворенным, единственным в своем смысле.
Оно воспитывало тебя и

слово воспринималось самобытным и одухотворенным, единственным в своем смысле. Оно воспитывало тебя
учило простоте, точности и честности не только в выражении мысли, но и вообще в жизни. Слово же излукавленное, оборотистое на любой манер ничему доброму не научит.
Задание: найдите эпитеты. Есть ли здесь авторский неологизм? Чем отличаются слова «лукавый» и «излукавленный»?

Правильно поставленное коренное русское слово, даже одно среди прочих, создает вокруг себя особую микрообстановку, особый микроклимат. От него как бы исходит сияние, вызывающее воспоминания детства, когда всякое

Слайд 9

Учитель – творческий человек. По крайней мере он должен быть таковым, и

Учитель – творческий человек. По крайней мере он должен быть таковым, и
загонять его в «прокрустово ложе» параграфа не годится. Нужно быть шире своего предмета. А в своем предмете – быть шире программы. Не поддаваться требованиям нынешней схоластики и формалистики, когда выше науки и ее результата ценится иной раз исправность в составлении планов и обязательств.
Задание: найдите лексические изобразительно-выразительные средства.

Слайд 10

Давайте будем откровенными: кого из своих учителей мы вспоминаем, чей предмет лег

Давайте будем откровенными: кого из своих учителей мы вспоминаем, чей предмет лег
нам на душу? Тех, кто загорался во время уроков сам и своим воодушевлением, своей страстью, любовью к предмету зажигал и нас, кто свободным и красивым искусством урока внушал нам суровую необходимость своей науки. О тех, кто «вдалбливал», мы вспоминаем с чувством зубной боли и к предметам их, как правило, остаемся безучастны.
Задание: найдите средства связи предложений, синтаксические средства выразительности.

Слайд 11

Незачем разъяснять что авторитет личности учителя держится не только на профессиональных навыках

Незачем разъяснять что авторитет личности учителя держится не только на профессиональных навыках
и не только на человеческих качествах но и на чем-то особенном что я бы назвал духовной возвышенностью выделенностью из общего ряда уже одним его положением. Конечно учитель – тоже человек и он имеет право на ошибки но пусть это будут ошибки воспитательных и творческих исканий а не дурного тона.
Задание: спишите, расставьте знаки препинания.

Слайд 12

Проверяем!
Незачем разъяснять, что авторитет личности учителя держится не только на профессиональных навыках

Проверяем! Незачем разъяснять, что авторитет личности учителя держится не только на профессиональных
и не только на человеческих качествах, но и на чем-то особенном, что я бы назвал духовной возвышенностью, выделенностью из общего ряда уже одним его положением. Конечно, учитель – тоже человек, и он имеет право на ошибки, но пусть это будут ошибки воспитательных и творческих исканий, а не дурного тона.

Слайд 13

Кор.: Какие слова вы сказали бы молодому человеку, вступающему на педагогическое поприще?
Готовься

Кор.: Какие слова вы сказали бы молодому человеку, вступающему на педагогическое поприще?
к трудной жизни, к жизни совсем другого порядка и склада, чем у окружающих, сравнимой разве что с подвижнической. Быть учителем. Только и всего.
Задание: объясните лексическое значение слова «подвижничество», проверьте по словарю.

Слайд 14

… литература – это не только профессионализм пера, но и духовное созревание,

… литература – это не только профессионализм пера, но и духовное созревание,
четкость гражданских позиций, умение поднимать главные вопросы и искать на них ответы. Без позиции нет писателя, а еще больше – нет его без души, способной сострадать и страдать.
Задание: придумайте словосочетания с паронимами «сострадать» и «страдать».

Слайд 15

Домашнее задание: выберите любой из последующих текстов и напишите по нему небольшое сочинение-рассуждение,

Домашнее задание: выберите любой из последующих текстов и напишите по нему небольшое
опираясь на задание части 3 ЕГЭ

Слайд 16

Сибирской литературы как какой-то отдельной литературы, разумеется, не существует, писателей-сибиряков тревожат те

Сибирской литературы как какой-то отдельной литературы, разумеется, не существует, писателей-сибиряков тревожат те
же самые проблемы, что и всех, по сохранению физической целости и духовной сохранности человека, по утверждению моральных ценностей, без которых человек и общество развиваться не могут. Но художник, живущий в Сибири, естественно, делает это на сибирском материале, точно так же, как белорус или литовец, или русский писатель, живущий в Вологде, делает это на материале своей родины.
И вот тут, пожалуй, есть смысл говорить о несколько особых задачах писателя-сибиряка. При слове «Сибирь» сейчас невольно повышается и вызванивается в торжественной ноте голос. Это нерядовой край, в котором происходят нерядовые и небывалые изменения – социальные, экономические и духовные.

Слайд 17

Наша молодежь ровно такая и ровно в тех качествах, в каких мы

Наша молодежь ровно такая и ровно в тех качествах, в каких мы
ее воспитали. Пользуясь выражением Шукшина, никто ее нам на парашюте не забрасывал. Лучшее в ней от лучшего в нас, худшее – от фальшивого тона и неискреннего, с которыми мы вели свои наставления.
В некоторой части молодежи меня беспокоит одна (разумеется, не одна, но я говорю сейчас о ней) вещь: неразвитый и недостаточный патриотизм, отношение к патриотизму, как к казенному и неподвижному понятию. Ощущение родины как животворного вещества в человеке должно быть изначально. Будет оно – будет, несмотря ни на что, и человек, не будет – вырастет потребитель и духовный нахлебник.
Имя файла: Роль-писателя-в-совершенствовании-языка.pptx
Количество просмотров: 273
Количество скачиваний: 1