Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Особенности композиции и прблематика.

Содержание

Слайд 2

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший
вошедший в мировую сокровищницу.
Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным.
История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману «Мастер и Маргарита», ставшему поистине живой книгой.
Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.
«Мастер и Маргарита» - это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о «настоящей, вечной и верной любви», эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях.

М.А. Булгаков и его жена Елена Сергеевна
1936 г.

Поэма о нравственности

Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н.Тихонов

Слайд 3

Жанр и композиция романа

Рукопись романа, 1930 г.

Последняя книга М. Булгакова

Жанр и композиция романа Рукопись романа, 1930 г. Последняя книга М. Булгакова
«Мастер и Маргарита» вышла 26 лет спустя после написания и смерти писателя. Своим появлением роман вынуждает нас, наверное, и заново взглянуть на всю деятельность Булгакова, на его предыдущие произведения, в чем-то и на состояние литературы… Неизвестно даже, стоит ли сожалеть, что с выходом роман задержался. Ясно, во-первых, что он мог и подождать, пропустив вперед тех, кто торопился; во-вторых, на расстоянии, может быть, лучше видно, о чем он написан.

CD-диск с записью романа, 2009 г.

Слайд 4

Жанр и композиция романа

«Мастер и Маргарита» - многожанровое и многоликое

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита» - многожанровое и многоликое произведение,
произведение, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Его можно назвать и бытовым, и фантастическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Можно сказать, что это роман тайн.
Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.
Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

Слайд 5

Жанр и композиция романа

философская

любовная

мистическая

сатирическая

Переплетение 2-х пластов времени

Библейский, 1 век н.

Жанр и композиция романа философская любовная мистическая сатирическая Переплетение 2-х пластов времени
э.

Современность Булгакова ( 30-е годы 20 в.)

Роман Мастера

Слайд 6

Время действия в романе

Время действия романа относится сразу к двум

Время действия в романе Время действия романа относится сразу к двум эпохам,
эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных
повествовательных
уровнях текста. Давнее
прошлое не ушло без-
возвратно, а существует
параллельно
с современностью.

Слайд 7

Система образов романа

Определяется сюжетными линиями романа:

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

Мастер и

Система образов романа Определяется сюжетными линиями романа: Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Маргарита

Воланд и его свита

Москва и москвичи

философская

любовная

мистическая

сатирическая

Слайд 8

Восшествие на Голгофу

В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4

Восшествие на Голгофу В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4 во
во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа.
Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того по земному живой, что в её реальности невозможно усомниться.
И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу.

Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Это странствующий философ, несущий в себе, как и Мастер, ИСТИНУ, СВОБОДУ, НЕЗАВИСИМОСТЬ и СИЛУ. Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убежденности, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у любого из московских персонажей романа, исключая Мастера, - в абсолютной независимости его разума и духа. «Злых людей нет на свете», - утверждает герой Мастера.

Слайд 9

Римский прокуратор Иудеи

Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в

Римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце
конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос.
Понтий Пилат - один из главных героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита". На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте.

Слайд 10

Силы ада в романе

Силы ада в романе «Мастер и Маргарита»

Силы ада в романе Силы ада в романе «Мастер и Маргарита» играют
играют необычную сатирическую роль. Они не столько сбивают с праведного пути добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников.

Недаром Булгаков вводит в роман буйную свиту Воланда. Нечистая сила учиняет в Москве немало безобразия. Однако союз нечисти с Воландом необходим писателю для более серьёзных и важных целей.

Воланд олицетворяет нормы христианской морали.
Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

Слайд 11

Князь тьмы и повелитель теней

Булгаковский Воланд – князь тьмы и

Князь тьмы и повелитель теней Булгаковский Воланд – князь тьмы и повелитель
повелитель теней – не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая всё тайное явным.
Его законное время – лунные ночи, когда и совершается в романе всё самое невероятное и самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полёты Маргариты, великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его рыцарями туда, где ждёт героев их вечный приют и покой.

Слайд 12

«Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке,

«Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и
и поразила … сразу обоих!»

Бережно и умиротворенно ведется рассказ о настоящей любви, которая способна превратить женщину в ведьму. Ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера, пусть даже совершенно невероятной ценой. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» - думает она. Силой своей любви Маргарита спасает Мастера, и их ожидает вечный покой.

Мастер и Маргарита

Мастер – это воплощение идеи Булгакова о настоящем творчестве, которое всегда есть преодоление бесчеловечности, порыв к свету и добру. В реальной жизни Мастер, человек редкого таланта, безукоризненной честности и душевной чистоты. Он получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожженного им романа. «Рукописи не горят» - утверждает Воланд.

Слайд 13

В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?
А) кольцевая композиция;

В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»? А) кольцевая композиция;
Б) хронологический порядок развития событий;
В) параллельное развитие трёх сюжетных линий; Г) параллельное развитие двух сюжетных линий.
«Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения? А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм; Б) речь идёт не о вере, а об Истине; В) автор передаёт смысл библейской притчи; Г) Иешуа – подстрекатель разрушения храма в Ершлаиме.
Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? А) соответствие библейскому сюжету; Б) противопоставление библейскому сюжету; В) автор показывает бедность героя; Г) подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.
Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …». Какие слова пропущены в данном афоризме?
А) зло; Б) истина; В) добро; Г) благо.
Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».
Найдите двойников героям романа:
Мастер – …; Алоизий – …; Иван Бездомный –… ; Наташа – ...
Почему у Маргариты нет в романе двойника? А) она одинока; Б) этим подчёркивается её избранность и неповторимость; В) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире; Г) её двойником является Гелла.
Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки? А) Понтию Пилату; Б) Мастеру; В) Маргарите; Г) Воланду.

Тест по содержанию романа

Слайд 14

Самопроверка

Самопроверка

Слайд 15

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в
в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…
Такие рукописи действительно не горят!..

Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н.Тихонов

Имя файла: Роман-М.А.Булгакова-"Мастер-и-Маргарита".-Особенности-композиции-и-прблематика..pptx
Количество просмотров: 127
Количество скачиваний: 1