«Роман в стихах» А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Содержание

Слайд 2

…И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал…
А.С.Пушкин

…И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал… А.С.Пушкин

Слайд 3

Задачи урока:

Познакомиться с историей создания романа.
Получить представление о месте произведения в творчестве

Задачи урока: Познакомиться с историей создания романа. Получить представление о месте произведения
А.С.Пушкина и в русской литературе.
Рассмотреть своеобразие жанра «романа в стихах» и его композиции.
Выяснить, какие художественные принципы, методы и приемы положены в основу произведения.

Слайд 4

Знать

история создания
«роман в стихах»
«онегинская строфа»
«лирическое отступление»
«зеркальная симметрия»
оценка романа В.Г.Белинским и современными исследователями

Знать история создания «роман в стихах» «онегинская строфа» «лирическое отступление» «зеркальная симметрия»

Слайд 5

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

«7 лет 4 месяца 17 дней» (по подсчетам А.Пушкина)
I глава

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «7 лет 4 месяца 17 дней» (по подсчетам А.Пушкина)
опубликована в середине февраля 1825 г.,
II глава - в октябре 1826 г.,
III глава – в октябре 1827г.,
IV и V главы - в начале 1828 г.,
VI – в марте 1828г,
VII - в марте 1830 г. ,
VIII - в январе 1832 г. (позднее исключенная Пушкиными ставшая приложением «Отрывки из путешествия Онегина»),
IX глава – ныне VIII.
В марте 1833 г. вышла вся книга.
X глава была зашифрована и сожжена автором.

Слайд 6

Жанр романа восходит к роману Д.Байрона «Дон Жуан», который А.Пушкин считал лучшим

Жанр романа восходит к роману Д.Байрона «Дон Жуан», который А.Пушкин считал лучшим
творением английского поэта-романтика

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах, — дьявольская разница! Вроде «Дон Жуана»…
А.С.Пушкин в письме П.Вяземскому, 1823 г..

Слайд 7

Проблематика

Судьбы лучших представителей
дворянской молодежи в 20-е г.г. 19 века
Истинные

Проблематика Судьбы лучших представителей дворянской молодежи в 20-е г.г. 19 века Истинные
и мнимые жизненные ценности
Внутренняя свобода мыслящей личности
и диктат светского общества
Поиск смысла жизни
Любовь и долг
Идеал женской красоты

Слайд 8

Жанр – «роман в стихах» – сплав эпического и лирического

эпическое

лирическое

Наличие сюжета (отношения

Жанр – «роман в стихах» – сплав эпического и лирического эпическое лирическое
Онегина и Татьяны)

Мир чувств Автора, его оценки поступков героев, событий, суждения о литературе, театре, дружбе, любви и др. («лирические отступления»)

Слайд 10

Композиция

Система противовесов (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга и др.)
Повторяющиеся ситуации
«Лирические

Композиция Система противовесов (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга и др.) Повторяющиеся
отступления»
Движение сюжета в соответствии с характерами героев
Отсутствие начала и конца

Слайд 11

Принципы организации художественного мира романа

Принцип противоречий
«Зеркальная симметрия» в системе персонажей
и

Принципы организации художественного мира романа Принцип противоречий «Зеркальная симметрия» в системе персонажей
в композиции
Столкновение существовавших ранее
литературных шаблонов с жизнью
Выход за пределы любых художественных канонов
Имитация в авторском повествовании непринужденной беседы
Диалогичность
Своеобразный историзм

Слайд 12

Основные приемы

Контраст (антитеза)
Отсутствие зачина в традиционном смысле, «открытый финал»
Различные приемы включения

Основные приемы Контраст (антитеза) Отсутствие зачина в традиционном смысле, «открытый финал» Различные
чужой речи
Отсутствие событий как таковых
Обман ожиданий читателя
Система ассоциаций
Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа

Слайд 13

Онегинская строфа

вид строфы, примененный Пушкиным в «Евгении Онегине» (первоначально была создана Пушкиным

Онегинская строфа вид строфы, примененный Пушкиным в «Евгении Онегине» (первоначально была создана
в наброске поэмы «Таврида» в 1822). О. с. состоит из 14 строк, срифмованных между собой следующим образом (ж — женская, м — мужская рифма):        а, б, а, б, в, в, г, г, д, e, e, д, ж, ж, м, ж, м, ж, ж, ж, м, м, ж, м, м, ж, м, м.        Таким образом, эта строфа представляет собой сложное построение из:        1. четверостишия с перекрестной рифмовкой (а, б, а, б),        2. четверостишия с парной рифмовкой (в, в, г, г),        3. четверостишия с опоясанной рифмой (д, е, е, д) и        4. заключительных двух строк с парной рифмовкой (ж, ж).       

Слайд 14

Об онегинской строфе

 

Эта сложность делает онегинскую строфу чрезвычайно гибкой в смысле

Об онегинской строфе Эта сложность делает онегинскую строфу чрезвычайно гибкой в смысле
передачи самых различных оттенков мысли, самых различных интонационных ходов и т. п. В то же время благодаря указанной гибкости и, так сказать, «вместимости» О. с. является чрезвычайно удачной композиционной единицей романа и может служить очень показательным примером того, как новое идейное содержание определяет возникновение и новых форм его словесного воплощения.
Литературная энциклопедия

Слайд 15

О романе

«Собранье пестрых глав», - Автор в романе
«Энциклопедия русской жизни и в

О романе «Собранье пестрых глав», - Автор в романе «Энциклопедия русской жизни
высшей степени народное произведение», - В.Г.Белинский
«Открытие» в «Евгении Онегине» русской действительности — русского мира — имело не только важнейшее познавательное значение, но и было связано с целым переворотом в области традиционных эстетических представлений и понятий, с замечательным расширением границ самого предмета художественного изображения, круга явлений действительности, достойных поэтического отображения, допускаемых в сферу искусства», - Д.Благой
Имя файла: «Роман-в-стихах»-А.С.Пушкина-«Евгений-Онегин».pptx
Количество просмотров: 232
Количество скачиваний: 1