Слайд 2Историография научных представлений о музее
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Раздел «Источниковедение и историография истории музейного дела»
![Историография научных представлений о музее ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ Раздел «Источниковедение и историография истории](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-1.jpg)
в монографии В.П.Грицкевича «История музейного дела до конца XVIII века» (СПб., 2004).
Исторические очерки Л.М.Шляхтиной и Е.Н.Мастеницы «Музейно-педагогическая мысль в России»(СПб, 2006).
Отдельные публикации Н.А.Томилова (Музееведение. Его периодизация и основные понятия// Известия Омского государственного историко-краеведческого музея.- Омск, 1998), О.В.Беззубовой (Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры// Триумф музея?.- СПб., 2005), С.В.Пшеничной (Концептуальная модель музея в современной отечественной музеологии// Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов-№9.- 2007), Т.В.Галкиной (Историографический обзор российской музейно-педагогической литературы (1990-2010)// Вестник Томского государственного педагогического университета.- Выпуск №9.- 2010)
Работа М.Е.Каулен, А.А.Сундиевой и Э.А.Шулеповой «Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков» (2011)
Слайд 3Н.А.Томилов
Этапы развития музееведения
Первый период развития представлений о музее можно определить как донаучный,
![Н.А.Томилов Этапы развития музееведения Первый период развития представлений о музее можно определить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-2.jpg)
охватывающий период с XVI века до 1860-х гг. к этому периоду относятся «первые пробы научной интерпретации, связанные с музейной практикой и с познанием людьми прошлой и настоящей действительности природы и общества через музейные предметы».
Второй период (1860-е -1930-е г.), который, преимущественно, характеризуется развитием музееведческих знаний в самих музеях
Третий период (1930-е гг. – наше время). Третий период включает два этапа: этап до конца Второй Мировой войны (характеризующийся началом музееведческих исследований вне стен музея – в НИИ, Университетах и т.д.) и этап с середины XX века до сегодняшнего дня (связанный с окончательной консолидацией музееведов в сообщества, приобретением музееведением теоретической направленности).
Слайд 4
Зарубежная музеология
Этапы развития музееведения
Питер ван Менх
Концепция «двух музейных революций»
Первая «революция»
![Зарубежная музеология Этапы развития музееведения Питер ван Менх Концепция «двух музейных революций»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-3.jpg)
на рубеже XIX-XX вв. знаменовала утверждение музея в общественном сознании.
Вторая «музейная революция» (в 1960-х гг.) утвердила музеологию как науку и академическую, университетскую дисциплину.
Mensch Peter, van. Towards a methodology of museology. PhD thesis, University of Zagreb, 1992.
Збинек Странский
Три этапа развития музеологии
«Донаучный» - до начала XX столетия.
«Эмпирически-дескриптивный» - охватывает период 1900-1960-х гг.
«Теоретико-синтетический» - связан с развитием теоретического музееведения во второй половине XX века.
Strinsky Z.Z. The theory of systems and museology.
Stockholm, 1981.
Слайд 5Музееведение, музеология, теоретическое музееведение
Музееведение – это культуроведческая наука, позволяющая суммировать многообразные знания
![Музееведение, музеология, теоретическое музееведение Музееведение – это культуроведческая наука, позволяющая суммировать многообразные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-4.jpg)
по различным аспектам истории, теории и практики музейного дела.
Музеология (в отечественной традиции – теоретическое музееведение) – это специальная теория музея и музейности.
Слайд 6Основные «проблемные зоны» теоретического музееведения
Неразрешенным является вопрос взаимодействия культурологии и музееведения; выделения
![Основные «проблемные зоны» теоретического музееведения Неразрешенным является вопрос взаимодействия культурологии и музееведения;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-5.jpg)
музеологии как специальной теории музея и музейности;
Противоречивым является само определение теоретического музеведения/ музеологии, что позволяет включать в систему научного знания любую работу, предлагающую анализ любого фрагмента музейной деятельности;
Практически неразработанной является область методологии теоретического музееведения/ музеологии, что, в свою очередь, препятствует развитию ее теоретических оснований;
В современном теоретическом музееведении остро ощущается недостаток научных теорий, что ставит под сомнение само существование музееведения/музеологии как науки.
Слайд 7Музееведение и культурология
Одним из существенных препятствий на пути осмысления возможностей культурологии
![Музееведение и культурология Одним из существенных препятствий на пути осмысления возможностей культурологии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-6.jpg)
является недостаточная осмысленность ряда ее важнейших категорий применительно к исследованиям в рамках музееведения.
Не окончательно в современном музееведении прояснены категории:
«культурная парадигма»
«культурологическая парадигма»
«культурологический подход»
Слайд 8Культурная парадигма
«Демиург создает все существующее, взирая на неизменно сущее
как на образец,
![Культурная парадигма «Демиург создает все существующее, взирая на неизменно сущее как на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-7.jpg)
или первообраз» (Платон «Тимей», 28a, 37cd).
Трактовка культурной парадигмы как «картины мира», являющейся особым отражением социально-исторических реалий, восходит к положениям философской системы Платона, который усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные образцы.
КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА – это образец, модель ментального пространства культуры эпохи, определяющая направления и ход развития общественного сознания и практики
Мосолова Л.М. О культурологических проблемах и задачах новой школы//
Школа и учитель в культуре региона. Выпуск 2.- СПб. 2011.
Сложившийся сегодня тип исторического горизонта мышления оказывает влияние на реальные процессы созидания и функционирования музеев и шире – идеи музейности.
Слайд 9Научная парадигма
Фиксирование взаимосвязи сложившейся культурной парадигмы и особенностей развертывания идеи музейности
![Научная парадигма Фиксирование взаимосвязи сложившейся культурной парадигмы и особенностей развертывания идеи музейности](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-8.jpg)
определяет, в том числе (наряду с мировоззрением, стереотипами поведения и т.д.), направление научных исследований, что является основой для выделения следующего уровня - научной парадигмы в постижении феноменов музея и музейности.
Понятие «научной парадигмы», введенное Г.Бергманом, получило широкое распространение благодаря работам Т.Куна.
НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА – это система признанных научных достижений, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу
Кун Т. Структура научных революций.- М., 1995.
Слайд 10Культурологическая научная парадигма
Рассмотрение проблем развития различных областей человеческой деятельности через призму культуры.
Признание
![Культурологическая научная парадигма Рассмотрение проблем развития различных областей человеческой деятельности через призму](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-9.jpg)
глобальной детерминированности развития сфер человеческой деятельности процессами культурного развития.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА - магистральное направление развития гуманитарного знания, оказывающей влияние, в том числе, на музееведение.
Начиная со второй половины XX века, культурологическая парадигма постепенно интегрировала весь спектр частнонаучных подходов к различным феноменам культуры. Пытаясь воссоздать культуру как целостность, она объединила ресурсы различных гуманитарных наук и сформировала особую область предметной онтологии.
Запесоцкий А.С. Марков А.П.
Становление культурологической парадигмы.- СПб.,2007
Слайд 11Культурологический подход
Культурологизм как свойство современного научного знания
Фортунатова В.А. Культурологизм как
![Культурологический подход Культурологизм как свойство современного научного знания Фортунатова В.А. Культурологизм как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-10.jpg)
свойство современного научного знания// Фундаментальные проблемы культурологии. Том 1. Теория культуры.- СП.: Алетейя, 2008.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – это конкретизация культурологической научной парадигмы в конкретных исследованиях.
Слайд 12Направления в понимании культурологического подхода
Исторически первый этап осмысления границ и возможностей культурологического
![Направления в понимании культурологического подхода Исторически первый этап осмысления границ и возможностей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-11.jpg)
подхода был связан с пониманием культурологического подхода как подхода, основанного на принципе междисциплинарности
Вторую линию в понимании границ и направлений культурологического подхода в музееведении можно определить как использование определенного понимания культуры
Третье направление связано с усилением внимания к системному изучению феномена, определившего появление и развитие музея.
Слайд 13Перспективы развития культурологического подхода в музееведческих исследованиях
Три методологических вектора культурологии:
возможность типологического анализа
![Перспективы развития культурологического подхода в музееведческих исследованиях Три методологических вектора культурологии: возможность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-12.jpg)
музейных форм в их исторической динамике
возможность исследования морфологии музейных форм
возможность исследовать процессуальную сторону - изучить процессы музеализации как процессы культурной адаптации.
Слайд 14Историческая типология
Два ключевых типа представления музейности: тип традиционной музейности и тип динамической
![Историческая типология Два ключевых типа представления музейности: тип традиционной музейности и тип](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-13.jpg)
(креативной) музейности, которые соответствуют двум типам культуры – традиционному и креативному, позволяя анализировать формы музейности как детерминированные общими тенденциями историко-культурного развития;
в рамках традиционного типа музейности можно выделить архаические праформы представления музейности и контекстные формы представления музейности. Типу креативной культуры соответствуют самостоятельные (специальные) формы представления музейности и синтетические формы представления музейности.
Слайд 15Морфология музеев.
Полиморфизм музейного пространства
![Морфология музеев. Полиморфизм музейного пространства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-14.jpg)
Слайд 16Морфология Музеи несут на себе отпечаток общества, в котором существуют (К.Хадсон)
в основе
![Морфология Музеи несут на себе отпечаток общества, в котором существуют (К.Хадсон) в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-15.jpg)
морфологического строения лежит идея, согласно которой музейность как потребность зафиксировать, сохранить многообразные проявления культуры, обнаруживается практически во всех областях социальной и культурной практики;
морфология музейности связана с выделением тех сфер жизни человека, которые могут быть представлены в материальных памятниках (объектах) – музеалиях и в дальнейшем зафиксированы путем выделения этих памятников из контекста утилитарного использования;
их актуализация демонстрирует наличие на определенном этапе развития человека (человечества) стремления зафиксировать важную сторону обыденной /или специализированной культуры;
Слайд 17Музейная коммуникация
В рамках общей теории коммуникации были разработаны основные положения, позволяющие
![Музейная коммуникация В рамках общей теории коммуникации были разработаны основные положения, позволяющие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/389173/slide-16.jpg)
перейти к системному анализу коммуникационных процессов в целом. Анализ основных этапов и направлений в развитии теории музейной коммуникации позволил говорить не только об устойчивом интересе к проблемам коммуникационной специфики музея, но и о формировании научного направления, связанного с анализом музейного коммуникационного процесса как целостного явления и изучением отдельных его компонентов.
Прикладная модель музейной коммуникации основана на понимании музейного коммуникационного процесса как процесса сохранения, интерпретации и передачи информации, направленного на сохранение культурной памяти.