Слайд 2Особенности русского менталитета как концептуальные основания направления
1. Интуитивность в поисках полной жизненной
истины, приводящая к религиозно-эмоциональному толкованию жизни, стремление к умозрительности. Признание жизненного опыта как основы познания истины.
2. Онтологизм, тяга к реализму, что приводит к признанию примата жизненного факта над мышлением, когда познание осуществляется через переживание.
3. Практичность, направленная изначально на определенное преобразование, улучшение мира, постижение мирового блага, а не только на познание его (мира) как таковое.
4. Глубокая и коренная религиозность.
5. Персонализм, понимаемый как неразрывная связь между Словом и Личностью человека (в том числе ученого или мыслителя). Мало знать, что сказано или написано, мало знать, кем и в каком жизненном контексте это говорилось или писалось.
Слайд 3Базовые идеи отечественной духовной психологии
Рассмотрение душевного, души - как области исключительно внутренней
реальности. Душевные переживания или психические явления даны самому человеку, его "Я", а не стороннему наблюдателю.
Признание психического мира человека как некоторой самостоятельной сущности, живущей по своим законам.
Признание непрерывности процесса сознания
Признание тезиса о тождестве веры и знания. Возможность непосредственного опытного познания души, душевных явлений методами интроспекции.
Признание наличия свободы воли у человека
Слайд 4Монография «Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений»
Автор — Лариса
Филипповна Шеховцова
доктор психологических наук, профессор, руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии.
Окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета, в 70-х гг. защитила кандидатскую диссертацию по диагностике типов конституции с применением обработки материала методом таксономии, в 2002 г. защитила докторскую диссертацию «Концепция развития целостного человека на основе интеграции христианской психологии и современной психологии»
Слайд 5Глава 1. «Православная психология как научная дисциплина»
В первой главе обосновываются категориальный аппарат,
предмет, задачи, методологические вопросы православной психологии.
Православная психология — это «дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию... при соблюдении концептуальной и языковой аутентичности научной и богословской терминологии».
Основная практическая задача православной психологии — «оказание помощи в восстановлении отношений человека с Богом», а её предметом является «целостная триметрия ««тело — душа — дух»».
Слайд 6Глава 2. Христианское учение о человеке и теория индивидуальности
Вторая глава рассматривает понятие
триметрии в христианской антропологии и современные подходы в исследовании индивидуальности.
Триметрия — это «тело — душа — дух». Душа «оживляет тело и слита с ним нераздельно. и в то же время свойства природ души и тела. не сливаются. Так же трудно установить различия между душой и духом...».
«Принципы строения и функционирования» триметрии: неслиянности и нераздельности, целостности, симфонии и гармонии, иерархии, триединства.
В основе непосредственно психологических построений автора лежит теория Бориса Герасимовича Ананьева, который «понимает индивидуальность как целостное единство многообразных признаков конкретного человека.». В этой системе существуют подсистемы, «срезы целостности» — «индивид, субъект деятельности, личность», у каждого среза существует своя подструктура.
Слайд 7Глава 3. Биологические и психофизиологические свойства человека
В третьей главе рассматривается понятие тела,
плоти и души в христианском богословии и биологические свойства индивидуальности человека.
«Тело — это внешняя целостность человека, организованная форма земной материи. Плоть — биофизические и биохимические процессы обмена в тканях. физиологические функции. Мозг — материальный центр триметрии, представитель души и духа в эмпирическом мире».
В этой главе автор приводит анализ экспериментальных данных конституции человека и приходит к выводу, что это целостная организация. Ядро биологических свойств индивида — это конституция «биологической подсистемы... во временном плане».
Слайд 8Глава 3. Биологические и психофизиологические свойства человека
В третьей главе рассматривается понятие тела,
плоти и души в христианском богословии и биологические свойства индивидуальности человека.
«Тело — это внешняя целостность человека, организованная форма земной материи. Плоть — биофизические и биохимические процессы обмена в тканях. физиологические функции. Мозг — материальный центр триметрии, представитель души и духа в эмпирическом мире».
В этой главе автор приводит анализ экспериментальных данных конституции человека и приходит к выводу, что это целостная организация. Ядро биологических свойств индивида — это конституция «биологической подсистемы... во временном плане».
Слайд 9Глава 4. Принципы функционирования триметрии индивидуальности человека
Четвертая глава посвящена объяснению неслиянности, нераздельности,
иерархии, гармоничности, симфонии в целостности.
Автор публикует данные своего исследования, в котором пытается выяснить, «изменяется ли температура кожи висков, отражающая метаболичекую активность мозга, при выполнении тестов». В результате «экспериментальные данные указывают на то, что разумная деятельность души определенным образом связана с телесными процессами, ее сопровождающими», при этом «духовно-душевный компонент управляет телесными процессами».
Психофизиологические экспериментальные и теоретические исследования приводят автора к выводу, что «нервная система является материальным субстратом духа», «функция тела, мозга — условие для проявления духовной-душевной жизни человека».
Слайд 10Глава 5. Проблема психофизического параллелизма: научный, философский, христианский взгляды
В пятой главе автор
рассматривает проблему соотношение мозга и души в научно-философском подходе и христианском учении.
Критика
Попытка Л.Ф. Шеховцовой сблизить психологию и святоотеческую традицию выглядит безрезультативной. Автор пытается решить проблему отношения психики, души и мозга. Решение так и не найдено, хотя бы потому, что современная психология не оперирует понятием «душа», а у самой Л.Ф. Шеховцовой оно все время подменяется понятием «психика»: «мозг является инструментом души, психики, орудием ее проявления». В православном богословии нет универсальной разработанной философской системы. Если у зарубежных коллег в основе исследований лежат достижения «светской» психологии, а непосредственно предмет изучения связан с религией, то у отечественных авторов (Л.Ф Шеховцова, Б.С. Братусь, Ю.М. Зенько) «православной психологии» или «христиански ориентированной психологии» (термин Б.С. Братуся) превалирует апология веры от «позитивизма и естественно научной методологии».
Слайд 11«Психотерапия» в православии
Православная психотерапия - «совокупность форм и подходов к врачеванию души,
имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте единой, Соборной и Апостольской Церкви» [Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 366],
Задача - оказание помощи человеку в его становлении на путь спасения.
Особенности православной психотерапии и консультирования:
— христианские представления о человеке как методологический базис для практической работы с клиентом;
— принцип ненасилия и уважения свободы клиента;
— опыт духовной жизни психотерапевта;
— приоритет решения онтологических, бытийственных проблем клиента;
— упование на помощь и волю Божью.
Слайд 12Преподавание психологии в духовных академиях и семинариях
Начиная с 1808 г. с целью повышения
общеобразовательного уровня в программу обучения семинарий вошла психология. Этот предмет преподавался в рамках философских дисциплин (философия, логика, психология). «Учебник психологии» (1883 г.) священика Александра Гиляревского был одобрен Священным Синодом в качестве учебного пособия по психологии для духовных семинарий. Учебник «Психология» В.А.Снегирева, профессора Казанской духовной академии (1893 г.), также был принят в духовном образовании.
История сохранила имена таких преподавателей психологии, как М.О.Вержболович (Московская духовная семинария), И.П.Назарьев (Воронежская духовная семинария) и другие.
Решением Священного Синода Русской православной церкви от 2 октября 1997 г. в 1998/1999 уч. г. в учебный план семинарий была включена обязательная дисциплина «Педагогика и психология».
Слайд 13Список использованных источников
1. Олейник Ю. Н., Кольцова В. А. История психологии: мультимедийный
учебно-методический комплекс.-Электронные данные //ЮН Олейник, ВА Кольцова.– М.: РУДН. – 2004.
2. Шеховцова Л. Ф. Православная психология в России //Психолого-педагогические исследования. – 2011. – Т. 3. – №. 3.
3. Шеховцова Л. Ф. Душа и тело в православной психологии. – Частное образовательное учреждение высшего образования" Русская христианская гуманитарная академия", 2011.
4. Шеховцова Л. Ф. Особенности православной психотерапии и консультирования //Консультативная психология и психотерапия. – 2009. – Т. 17. – №. 3. – С. 97-118.
5. Фолиева Т. А. Шеховцова ЛФ Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений //Религиоведческие исследования. – 2013. – №. 7-8.
6. Ященко К. О преподавании психологии в церковных учебных заведениях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47069.shtml (дата обращения: 12.11.2021)
Слайд 14Вопрос для обсуждения
Что отличает русскую богословскую психологию от других направлений психологии?