Русская культура во второй половине XIII - середине XV века Культура России во второй половине XVIII века Культура Беларуси во второй по

Содержание

Слайд 2

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения
все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.

Слайд 3

Образование.

Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге

Образование. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в
в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была редким явлением.

Слайд 4

. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во

. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во
многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.

Слайд 5

Основой среднего образования стала классическая гимназия.
. В конце XIX в. на

Основой среднего образования стала классическая гимназия. . В конце XIX в. на
территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64.
Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты.

Слайд 6

Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения.

Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения.
Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения.В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование.

Слайд 8

Революционные идеи 60-х годов нашли своё отражение в литературе, в живописи, в

Революционные идеи 60-х годов нашли своё отражение в литературе, в живописи, в
музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.  

Слайд 9

Живопись.

Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как

Живопись. Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников,
Васнецов , Левитан, Репин, Суриков и др. Их имена связаны с «Товариществом передвижных художественных выставок». Выставки картин стали устраиваться в разных городах России. Поэтому их называли «передвижными выставками», а художников, входивших в это объединение, «передвижниками».

Исаак Левитан(1890-1900)

Слайд 10

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли
в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих

Слайд 11

Васнецов Виктор Михайлович1848–1926 - великий русский художник, один из основоположников русского модерна

Васнецов Виктор Михайлович1848–1926 - великий русский художник, один из основоположников русского модерна
в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

Аленушка , 1881 Третьяковская галерея, Москва

Слайд 12

Богатыри 1898

Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец

Богатыри 1898 Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и
Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки.

Богатыри 1898

Слайд 13

Наиболее известные картины:

Витязь на распутье, 1878 Русский музей, Санкт-Петербург

Наиболее известные картины: Витязь на распутье, 1878 Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 14

Иван Царевич на сером волке 1889, Третьяковская галерея, Москва

Иван Царевич на сером волке 1889, Третьяковская галерея, Москва

Слайд 15

Ковер-самолет 1880

Ковер-самолет 1880

Слайд 16

Снегурочка 1899

Снегурочка 1899

Слайд 17

Бог Саваоф 1885-1896

Бог Саваоф 1885-1896

Слайд 18

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию
гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п

Слайд 19

"Вечерний звон" 1892

Левитан Исаак Ильич 1860–1900. Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва)

"Вечерний звон" 1892 Левитан Исаак Ильич 1860–1900. Родился в Кибартах (ныне Кибартай,
18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов;

Слайд 20

"Тихая обитель" 1898

окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве. Работал также

"Тихая обитель" 1898 окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве. Работал
в Останкине (1880–1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890). Был членом «Товарищества передвижников».

Слайд 21

"Золотая осень" 1895

Пейзажи настроения Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани

"Золотая осень" 1895 Пейзажи настроения Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все
человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов.

Слайд 22

"Березовая роща" 1885-1889

"Летний вечер. Река" 1897

"Березовая роща" 1885-1889 "Летний вечер. Река" 1897

Слайд 23

"Март" 1895

"Март" 1895

"Март" 1895 "Март" 1895

Слайд 24

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного
таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. . Новое, не известное искусству 60-х годов отношение народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест.

Слайд 25

«Бурлаки на Волге» 1870-1873

«Бурлаки на Волге» 1870-1873

Слайд 26

Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану 1878–1891

Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех

Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану 1878–1891 Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных
невинно осужденных

Слайд 27

На солнце 1900

На солнце 1900

Слайд 28

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная
национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории.

Слайд 29

Утро стрелецкой казни, 1881 Третьяковская галерея, Москва

Боярыня Морозова, 1887 Третьяковская галерея,

Утро стрелецкой казни, 1881 Третьяковская галерея, Москва Боярыня Морозова, 1887 Третьяковская галерея, Москва Работы В.И. Сурикова
Москва

Работы В.И. Сурикова

Слайд 30

Перов Василий Григорьевич(1833—1882),

Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын

Перов Василий Григорьевич(1833—1882), Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын
барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств).

Блаженный 1875-1879

Слайд 31

Охотники на привале 1871

Охотники на привале 1871

Слайд 32

Покорение Сибири Ермаком 1895

Покорение Сибири Ермаком 1895

Покорение Сибири Ермаком 1895 Покорение Сибири Ермаком 1895

Слайд 33

Музыка.

Немалые изменения произошли и в музыкальной жизни. Камерная и симфоническая музыка

Музыка. Немалые изменения произошли и в музыкальной жизни. Камерная и симфоническая музыка
вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).

Слайд 34

Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич

Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич
Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.

Слайд 35

Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои

Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои
плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.

Слайд 36

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов,

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов,
вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о «Новой русской школе», или, как её назвал однажды в своей статье Стасов, «Могучей кучке». В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.

.

Слайд 37

Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в

Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в
продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы «Могучей кучки» (кроме Кюи) с большой любовью бережно собирали и изучали русские народные песни.

Слайд 38

В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки» стремились опираться на мелодический склад

В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки» стремились опираться на мелодический склад
русской и отчасти украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии.
Имя файла: Русская-культура-во-второй-половине-XIII---середине-XV-века-Культура-России-во-второй-половине-XVIII-века-Культура-Беларуси-во-второй-по.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0