Русская культура XVI-XVII вв

Содержание

Слайд 2

XVI век-век публицистики

Продолжалось формирование русской народности .
Происходило объединение местных культур
Создается

XVI век-век публицистики Продолжалось формирование русской народности . Происходило объединение местных культур
культурная и духовная среда для появления памятников общенационального значения.

Слайд 3

Матвей Башкин
Вольнодумец, принадлежал к верхам столичного дворянства.
Он отрицал церковные обряды и иконы

Матвей Башкин Вольнодумец, принадлежал к верхам столичного дворянства. Он отрицал церковные обряды
и даже таинство исповеди.
Осудил холопство, так как в его понимании оно противоречило христианским идеалам.

Слайд 4

Феодосий Косой
Беглый холоп, постригшийся в монахи.
Выступал против официальной церкви и проповедовал равенство

Феодосий Косой Беглый холоп, постригшийся в монахи. Выступал против официальной церкви и
людей.
Был вынужден бежать в Литву.
Его учение называли «рабьим»

Слайд 5

Иван Пересветов

Ему принадлежит теория создания дворянского государства во главе с самодержавным царем.
Не

Иван Пересветов Ему принадлежит теория создания дворянского государства во главе с самодержавным
испытывал симпатии к боярству, верхам общества.
Свой политический идеал он воплотил в образе грозного, но мудрого самодержавного владыки- Магмет-султана.

Слайд 6

Просвещение

Происходит накопление знаний среди духовенства, дворян и горожан.
Процесс обучения и его содержание

Просвещение Происходит накопление знаний среди духовенства, дворян и горожан. Процесс обучения и
были одинаковы для всех : осилив азбуку , принимались за Часослов, затем следовали Псалтирь и письмо. Заканчивалось обучение пением.
Премудрости математики сводились к овладению счетом, сложением и вычитанием и реже умножением и делением.

Слайд 7

Книгопечатание

1564 год-издание Иваном Федоровым «Апостола»

Книгопечатание 1564 год-издание Иваном Федоровым «Апостола»

Слайд 8

Зодчество

Усиление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества.
Со второй трети XVI в.

Зодчество Усиление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. Со второй трети XVI
в каменное зодчество из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль.
Храмы теперь венчались шатром, который определял композицию постройки.
В отличие от крестово-купольных храмов, восходящих к византийской традиции, шатровые не имеют внутренних столбов, а вся тяжесть здания опирается на фундамент.
Церковь теряет кубическую форму и приобретает облик «столпа» с пирамидальной вершиной.
В шатровых постройках XVI-XVII вв. выразилось национальное своеобразие русского зодчества.
Шатровый стиль открывал новый простор для творчества русских зодчих.
Шатровый стиль запрещен церковью в 1652 году как светское влияние.

Слайд 9

Церковь Вознесения в селе Коломенском
Первый шатровый храм на Руси, воздвигнутый в 1532

Церковь Вознесения в селе Коломенском Первый шатровый храм на Руси, воздвигнутый в
году в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV .

Слайд 10

Покровский собор. храм Василия Блаженного

Расположен на Красной площади в Москве.
Завоевав Казань, Иван Грозный

Покровский собор. храм Василия Блаженного Расположен на Красной площади в Москве. Завоевав
приказал зодчим Барме и Постнику построить церковь.
Построен в 1554-1561 гг.
Девять различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое Русское государство.

Слайд 11

Литература XVII века

Утвердилось два течения: панегирическое и народно-обличительное.
Если литературные герои предшествующего

Литература XVII века Утвердилось два течения: панегирическое и народно-обличительное. Если литературные герои
времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях.

Слайд 12

Симеон Полоцкий

Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович , уроженец Полоцка и потому именовался в Москве

Симеон Полоцкий Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович , уроженец Полоцка и потому именовался в
Симеоном Полоцким.
Образование получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан.
В 1661г.Симеон переехал в Москву, где стал учителем для царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи.
Известен как поэт, драматург и публицист.
Сторонник самодержавия.

Слайд 13

Юрий Крижанич

Хорват.
Прибыл в Россию в
1659 году.
Написал несколько
трактатов ,
среди которых важнейший-
«Политика».
Выступал

Юрий Крижанич Хорват. Прибыл в Россию в 1659 году. Написал несколько трактатов
за объединение славянских народов.
Не осуждал
крепостнических порядков,
но говорил об ограничении аппетитов
помещиков.

Слайд 14

Аввакум

Талантливый писатель-полемист, основоположник автобиографического жанра в России.
Его «Житие» представляет народно-обличительную литературу.
Это остросюжетное

Аввакум Талантливый писатель-полемист, основоположник автобиографического жанра в России. Его «Житие» представляет народно-обличительную
сочинение, где автор на примере собственной жизни, полной страданий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия.
Во всех поступках вождя старообрядчества прослеживается неприятие новизны, науки, что шло из Западной Европы.

Слайд 15

Бытовые повести
«Повесть о Горе- Злочастии»
«Повесть о Савве Грудцыне»
«Повесть о Шемякином суде»
«Повесть

Бытовые повести «Повесть о Горе- Злочастии» «Повесть о Савве Грудцыне» «Повесть о
о Ерше Ершовиче»
«Калязинская челобитная»

Содержание бытовых повестей XVII века обнаруживает две тенденции: с одной стороны , герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой – попытки героя выйти из рамок житейской мудрости «Домостроя» заканчиваются полным крахом .
Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.

Слайд 16

Архитектура XVII века

*На протяжении XVII века в зодчестве произошли наиболее существенные изменения.
*Основным

Архитектура XVII века *На протяжении XVII века в зодчестве произошли наиболее существенные
строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы крестьян и посадских, так и палаты и дворцы бояр и царей .
*Новое в архитектуре состояло в том, что увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича.
*Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

Слайд 17

Царский дворец в Коломенском
выдающийся памятник деревянного зодчества .
Представлял собой целый городок с

Царский дворец в Коломенском выдающийся памятник деревянного зодчества . Представлял собой целый
раскрашенными чешуйчатыми кровлями зданий с медным блестящим гребнем.
Витые столбы и позолота делали его похожим на игрушку.
Русский поэт Симеон Полоцкий называл дворец «восьмым чудом света»

Слайд 18

Вознесенская церковь в Торжке 1653 год

В деревянном зодчестве преобладали шатровые храмы, но

Вознесенская церковь в Торжке 1653 год В деревянном зодчестве преобладали шатровые храмы,
наряду с ними распространение получили ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков.
Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.

Слайд 19

Первым по заказу Никона был построен Валдайский Иверский монастырь.

Никон пытался изолировать церковное

Первым по заказу Никона был построен Валдайский Иверский монастырь. Никон пытался изолировать
зодчество от общих тенденций развития русского искусства, но новые явления проникали в кирпичную храмовую архитектуру .
В 1652 году было запрещено строительство шатровых храмов.
Никон хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности, но и сам в конечном счете поддался воздействию нового.

Слайд 20

Новоиерусалимский монастырь

Не удалось Никону возродить традиции XVI века и при сооружении Новоиерусалимского

Новоиерусалимский монастырь Не удалось Никону возродить традиции XVI века и при сооружении
монастыря .
Воскресенский собор должен был воспроизвести храм Гроба Господня в Иерусалиме, куда был послан ученый-монах Арсений Суханов .
Но в соответствии со вкусами XVII века собор был снаружи и внутри украшен многоцветными изразцами.

Слайд 21

Ростовский кремль 1670-1683

Идея превосходства духовной власти над светской выражена в этом грандиозном сооружении

Ростовский кремль 1670-1683 Идея превосходства духовной власти над светской выражена в этом
ростовского митрополита Ионы.
Все постройки окружали внушительные стены с башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.

Слайд 22

Монастырские ансамбли завершается их оформление, начало которым было положено в предыдущие столетия. Центром

Монастырские ансамбли завершается их оформление, начало которым было положено в предыдущие столетия.
каждого были соборы, возвышавшиеся над всем комплексом.


Иосифо- Волоколамский монастырь

Слайд 23

Кирилло- Белозерский монастырь

Кирилло- Белозерский монастырь

Слайд 24

Троице-Сергиев монастырь

Троице-Сергиев монастырь

Слайд 25

Многоярусные колокольни

Шестиярусная башня Новодевичьего монастыря

Девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря

Многоярусные колокольни Шестиярусная башня Новодевичьего монастыря Девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря

Слайд 26

Появление нового стиля- «Нарышкинского» (Московского барокко)

Церковь Покрова Богородицы в Филях

Появление нового стиля- «Нарышкинского» (Московского барокко) Церковь Покрова Богородицы в Филях

Слайд 27

Гражданское строительство не отличалось многообразием типов сооружений.

Хамовный двор в Москве

Гостиный двор в

Гражданское строительство не отличалось многообразием типов сооружений. Хамовный двор в Москве Гостиный двор в Архангельске
Архангельске

Слайд 28

Сухарева башня архитектора Чоглокова
Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного

Сухарева башня архитектора Чоглокова Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления
назначения.
В основу были положены жилые постройки, которым были приданы монументальные формы.
Сухарева башня была воздвигнута для стрелецкого полка Сухарева, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей.

Слайд 29

Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в.

Здание Земского приказа

Монетный двор

Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в. Здание Земского приказа Монетный двор в Москве
в Москве

Слайд 30

Живопись XVII века

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата.
Сюда были привлечены лучшие

Живопись XVII века Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата. Сюда были
русские художники, а также иностранные мастера.
В течении 30 лет художественную деятельность в России возглавлял Симон Ушаков.

Слайд 31

Симон Ушаков

Спас Нерукотворный

Насаждение древа государства Российского

Симон Ушаков Спас Нерукотворный Насаждение древа государства Российского

Слайд 32

Михаил Архангел

Троица Ветхозаветная

Михаил Архангел Троица Ветхозаветная

Слайд 33

Парсуна

( от латинского –персона, лицо)
Первые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского

Парсуна ( от латинского –персона, лицо) Первые русские парсуны создаются мастерами Оружейной
Кремля в XVII векеПервые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от иконПервые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных доскахПервые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом.
Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Слайд 34

Просвещение Появление печатных букварей

Букварь Василия Бурцева 1637

Букварь Кариона Истомина 1694

Просвещение Появление печатных букварей Букварь Василия Бурцева 1637 Букварь Кариона Истомина 1694

Слайд 35

Учебные заведения

1665год- открыта школа, готовившая подьячих для приказов при Заиконоспасском монастыре в

Учебные заведения 1665год- открыта школа, готовившая подьячих для приказов при Заиконоспасском монастыре в Москве.
Москве.

Слайд 36

Школа при Печатном дворе- 1680 г

Школа при Печатном дворе- 1680 г

Слайд 37

1687 год- Славяно- греко- латинское училище

1687 год- Славяно- греко- латинское училище

Слайд 38

Используемые интернет-ресурсы

http://project68.narod.ru/Integ/2/685/t4.htm
http://www.alexnews.info/page/5?s=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE
http://prihodrh.ucoz.ru/photo/43-0-50-3
http://xreferat.ru/35/9339-1-reformy-50-h-godov-xvi-veka-v-rossii.html
http://print-salon.ru/gal/details.php?image_id=1537
http://www.akmar.info/istoriya/russkiy-yazyik-v-ukraine-na-shest-stoletiy-starshe-ukrainskogo/
http://www.bibliotekar.ru/rus/103-3.htm
http://hramadvor.info/fot-5188/
http://ladaks1208.blog.ru/?page=4
http://www.zoroastrian.ru/node/1051
http://www.gazetanv.ru/article/?id=463
http://zapadrus.su/rusmir/pubru/144-2010-09-30-15-00-10.html
http://blog.i.ua/community/1461/670665/
http://www.liveinternet.ru/users/3862613/post139032074/
http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=2189
http://www.russian-goldenring.ru/Cities.aspx?id=62&type=sights
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=21418
http://www.bestreferat.ru/referat-41620.html

Используемые интернет-ресурсы http://project68.narod.ru/Integ/2/685/t4.htm http://www.alexnews.info/page/5?s=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE http://prihodrh.ucoz.ru/photo/43-0-50-3 http://xreferat.ru/35/9339-1-reformy-50-h-godov-xvi-veka-v-rossii.html http://print-salon.ru/gal/details.php?image_id=1537 http://www.akmar.info/istoriya/russkiy-yazyik-v-ukraine-na-shest-stoletiy-starshe-ukrainskogo/ http://www.bibliotekar.ru/rus/103-3.htm http://hramadvor.info/fot-5188/ http://ladaks1208.blog.ru/?page=4 http://www.zoroastrian.ru/node/1051