Слайд 2Содержание
Общая характеристика
Славянофилы и западники
В.С.Соловьев
П.А.Флоренский
С.Н.Булгаков
В.В.Розанов
Н.А.Бердяев
Слайд 3Общая характеристика
Религиозный антропологизм
Морально-нравственная проблематика
Преобладание «софийного» начала над «логическим»
Критическое осмысление западных культурных ценностей
(рационализма, либерализма, индивидуализма и пр.)
Поиск «русской идеи»
Синтетичность
Слайд 4Славянофилы
А.Хомяков, И. Киреевский К.Аксаков, Ю. Самарин и др.
Россия не «отсталая», она «иная»
Самобытность,
мессианство, панславизм
Отличительные черты русской культуры:
Православие
Соборность
Духовная цельность
Близость к земле
Слайд 5«Россия и Европа»
Н.Я.Дани-левский: западная культура завершила круг своего развития и клонится к
упадку
Слайд 6Западники
П.Чаадаев, В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарев К.Кавелин и др.
«Догадал же меня чорт родиться в
России с умом и талантом» (А.С.Пушкин)
У России (до Петра) не было истории, она может дать миру только отрицательный урок:
– Лень – Невежество
– Произвол – Безответственность
Россия должна многому научиться у Европы: разумности, терпимости, целеустремленности
Любить Россию – значит желать ей прогресса, ориентировать ее на общечелвеч. ценности
Слайд 7В.С.Соловьев (1853-1900)
Сын историка С.М.Соловьева
Учился на физ.-мат. факультете Московского Университета
Пережил религиозный кризис, выбросил
все иконы в сад
Побывал в Англии, затем в Египте, имел мистические видения
Писал эзотерические стихи
Никогда не был женат
Слайд 8Метафизика «всеединства»
Бог есть совершенное троичное единство: Благо-Истина-Красота
БЛАГО есть единство желаемое
ИСТИНА – единство
объективно представляемое, т.е. идеальное
КРАСОТА – единство проявленное, т.е. реальное
«Абсолют осуществляет благо через истину в красоте»
Слайд 9Софиология
София – пассивно-мистическое, вечно женственное проявление Бога
душа мира
божественная премудрость
тело Христово
церковь
невеста Божественного Логоса
София – не отвлеченно-рассудочное, а конкретно-идеальное начало мира
Слайд 10София
София есть «любовь Любви к любви»
Любовь Творца
София
Любовь Твари
Слайд 12«Цельное знание»: теософия
Синтез философии, науки и религии
Эмпиризм занимается лишь внеш-ними предметами, рационализм
– отвлеченными истинами
«Они имеют значение только на основе третьего фактора – религиозного принципа»
Слайд 13«Бог в человеке»: теургия
Богочеловек есть единение Логоса и Софии, божественного единства и
единства сотворенного
Он и индивидуум, и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога
Смысл истории – становление Бого-человечества, единение людей разных наций и религий друг с другом и с Богом
Слайд 14Соборность
«Общество есть дополненная, или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное
общество»
«Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на человека не имеет»
Соборность – это органическое единство, в котором свобода каждого не ограничивает, а дополняет свободу других
Слайд 15«Всечеловечество»: теократия
Развитием общества управляют три силы: центростремительная, центробежная и примиряющая
Отличительная особенность русской
души – «всечеловечность»
Россия способна соединить Восток (цивилизацию бесчеловечного бога) и Запад (цивилизацию безбожного человека), став родиной богочеловечества
Под духовной властью Римского Папы и государственной властью Российского императора
Слайд 16П.А.Флоренский (1882-1937)
Учился в университете на мат. и физ. факультетах, затем в дух.
академии
В 1906 арестован за пропо-ведь «Вопль крови» (по поводу казни л-та Шмидта)
В 1911 г. принял сан священника
После революции работал инженером-электриком
В 1933 арестован
В 1837 расстрелян на Соловках
Слайд 17«Столп и утверждение истины»
В отвлеченном познании Истина разбита на множество «осколочных» истин,
каждая из которых неполна и однобока
Не надо умножать «истины», надо искать Истину
«Я не знаю, есть ли Истина, но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее»
Слайд 18Антиномичность рассудка
Рассудок полон неразрешимых противоречий, которые не упраздняются, а лишь углубляются в
процессе логических рассуждений (закон возрастания энтропии)
Причина этого – расколотость бытия, познания, а также бытия и познания
Истоком этого Хаоса является гордыня, «самоупор человеческого "знаю"», а противостоят ему Логос и любовь
Мученичество и подвиг веры: «Верю вопреки стонам рассудка»
Слайд 19Быть «в себе» или быть в Боге?
Греховное бытие, отпавшее от Бога, ищет
свою опору в самодостаточности, самотождественности
Место абстрактной тавтологии «Я = Я» должен занять живое противоречие «Я есть не только Я» – знак вручения своей судьбы в руки Бога
«Религия есть бытие нас в Боге и Бога в нас»
Слайд 20«Философия имени»
Божественное начало в мире раскрыватся не через понятия и категории, а
через символы
Символ – это «бытие, которое больше самого себя», единство означаемого и означающего
Имя – материализация духовного начала, «сгусток бытия», «мистический корень, которым человек связан с иными мирами»
В вещи живет имя; вещь творится именем
Имена многослойны, как и само бытие
Слайд 21София: 4-я испостась Бога
«Ангел-Хранитель твари, ее душа и совесть»:
Мироздание
Человечество
Церковь
Святые
Богородица
Она – «заступница за
Тварь перед Словом Божиим»
Слайд 22С.Н.Булгаков (1871-1944)
Родился в Орловской губ. в семье священника
Учился, а затем преподавал в
Московском университете
Увлекался марксизмом, но перешел к идеализму
В 1918 г. принял сан священника
В 1922 г. выслан из России на «философском пароходе»
Жил в Праге, затем в Париже
Умер от рака горла
Слайд 23От марксизма к идеализму
«Христианство пробуждает личность, (...) индивидуализирует человека, указывая для него
путь и цель роста; социализм его обезличивает, поскольку он обращается не к душе индивидуальности, но к ее социальной коже, сводя наличное содержание личности всецело к социальным рефлексам»
Марксизм есть по сути религия, Бог которой – бесконеный прогрес производительных сил
Слайд 24Критика теории прогресса
Смысл истории в том, чтобы «унавозить собой будущую гармонию»?
Бесконечный прогресс
есть торжество смерти, а не жизни
Жизнь каждого отдельного человека растворяется в череде бессмысленно сменяющих друг друга поколений
Суть общественного развития – не бесконечное умножение материальных благ, но просветление самого материаль-ного мира и воссоединение его с Богом
Слайд 25«Философия хозяйства»
История – мучительная попытка человека упорядочить свое земное бытие, приводящая ко
все большему хаосу
Однако «мир не может совсем не удасться – не может совсем разложиться», ведь историей правит София
Не отказ от мирского труда спасет человечество, а напротив, мудрое хозяйствование и преображение мира
Слайд 26«Христианство и социализм»
Три вида социализма:
Либерально-гуманистический (мещанство) – сплошной прагматизм (средства без цели)
Атеистический
(марксизм) – есть идейность, но нет места для личности (цель оправдывает средства)
Христианский – основан на братской любви и милосердии (цель и средства дополняют друг друга)
Цель христ. социализма – создание земных условий для восхождения человека к Богу, средство – грамотная экономика
Слайд 27В.В.Розанов (1856-1919)
Родился в Костромской губ. в семье колл. секретаря
Ранняя смерть родителей
В гимназии
– нигилист и атеист
Учась в Моск. Ун-те, обратился к религии и патриархальному ультраконсерватизму
Женился на бывшей подруге Достоевского, но та его бросила
Вторая жена – очень преданная, хотя венчание было тайным
Умер в голоде и нищете («Апокалипсис нашего времени»)
Слайд 28«Философия русского обывателя»
Бессистемность, лирика, публицистика: сборники «Опавшие листья», «Уединенное»
Отсутствие четкой общественно-политической позиции:
«Я, несмотря на весь свой консерватизм, люблю даже революцию – т. е. читать о ней. Все-таки картина...»
Крайне субъективный, откровенный, доходящий до предельной интимности способ изложения
Психологизм (преклонение перед Достоевским)
Герменевтичность (первая книга – «О понимании»)
Физиологизм, обывательство, эстетика «домашнего очага»
Слайд 29Пол, семья, брак
«Я давно про себя решил, что «домашний очаг», «свой дом»,
«своя семья» есть единственно святое место на земле, единственно чистое, безгрешное место: выше Церкви, где была инквизиция, выше храмов – ибо и в храмах проливалась кровь»
Половая любовь, при всей своей физиологичности, несет в себе правду бытия
Пол в человеке – не функция, не орган, но всеобъемлющий принцип жизни
Смерть есть феномен потери пола, кастрация мира
Брак же – побеждает смерть не иносказательно, а самим фактом
Слайд 30Критика христианской цивилизации
Семья – живое и чистое, цивилизация – мертвое и грязное
Святость
и неколебимость семьи в Ветхом Завете и иудаизме, благословение жизни и любви в язычестве, «Домострой»
«Сущность христианства определилась как поклонение смерти, как трепет и ужас, а вместе и тайное влечение к Смерти-Богу»
Христианство разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жизни – смерть, на место семьи – аскезу, на место реальности – слова
Культ Слова породил потоки слов, рынок слов, человека «придавило шкафом» с книгами
Слайд 31Культ слова
Христианство разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жиз-ни
– смерть, на место семьи – аскезу, на место реальности – слова
Культ Слова породил потоки слов, рынок слов, человека «придавило шкафом» с книгами
Слайд 32Н.А.Бердяев (1874-1948)
Родился в Киевской губ., учился в университете
В 1898 арестован как социалист
Увлекался
марксизмом, потом метафизикой Соловьева и романами Достоевского
Перешел на позиции религиозного экзистенциализма
В 1922 г. выслан из России
Жил в Берлине, Париже
Основал журнал «Путь»
Слайд 33«Смысл истории»
История – это драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и
Ео другим Я, которое он любит и для которого он жаждет взаимной любви
«В истории действуют три силы – Бог, рок и свобода человека»
Три вида свободы:
Иррациональная (воля к ничто)
Рациональная (воля к бытию)
Творческая (воля к созиданию)
Слайд 34Свобода
Свобода не создается Богом, она уже коренится в божественном Ничто (Ungrund)
Действия человека
абсолютно свободны, неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть
Бог лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром
Даже присутствие Бога не разрешает духовную проблему человека: тайну смерти, вечности, любви, познания и творчества
Слайд 35Человек и Бог
Человек – существо неспокойное, больное, раздвоенное, отчужденное – но именно
потому способное творить
«Человек должен определять себя прежде всего в отношении к бытию, его превышающему, в отношении к Богу»
Христианство открыло, что «Подлинная человечность есть богоподобное в человеке. Человечен не человек, а Бог»
Слайд 36«Философия творчества»
«Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу»
«В творческом акте человек
выходит из себя, перестает быть поглощенным собой и терзать себя»
Но если человек творит без любви и без боли, то каким бы активным он ни казался, его действия уже скованы
В процессе такого творчества живой акт свободы объективируется, т.е. превращается в мертвый продукт
Слайд 37«Ложные центры» человеческого бытия
Социализм
Гуманизм
Рационализм
Теория прогресса
Культ техники
Коллективизм
Либерализм
Атеизм
Дегуманизация
Обезличивание
Отчуждение
Одиночество