Русская живопись эпохи советского времени

Содержание

Слайд 2

Пейзаж

С французского языка слово переводится как «местность, страна». Пейзаж – это

Пейзаж С французского языка слово переводится как «местность, страна». Пейзаж – это
чаще всего изображение природы. Если же художник нарисовал городскую улицу, пейзаж назовут городским. Морские виды – это пейзаж морской, или, по – другому, «марина».

Слайд 3

Долгое время его считали второстепенным жанром в искусстве. Лишь выдающиеся произведения

Долгое время его считали второстепенным жанром в искусстве. Лишь выдающиеся произведения многих
многих мастеров живописи позволили признать его полноценным жанром – равным таким, например, как историческая картина или портрет.
Художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение свою душу. Только тогда картина может задеть за живое, создать настроение – стать произведением искусства.

Слайд 4

Клевер Юлий Юлиевич (1850-1924)

Известный русский художник, академик живописи Ю.Ю. Клевер родился 19

Клевер Юлий Юлиевич (1850-1924) Известный русский художник, академик живописи Ю.Ю. Клевер родился
(31) января 1850 года в Дерпте (ныне город Тарту в Эстонии). Его родители не имели к искусству никакого отношения, его отец, немец по происхождению, носивший фамилию фон Клевер, был магистром химии и преподавал в Дерптском Ветеринарном институте. Тем не менее, маленький Юлий с детства стал проявлять наклонности к рисованию, а его родителям скоро стало совершенно ясно, что у мальчика большой художественный талант.

Слайд 5

Юлий заявил родителям, что видит себя в будущем только живописцем и хочет

Юлий заявил родителям, что видит себя в будущем только живописцем и хочет
поступать в петербургскую Академию художеств. Отец же считал, что труд живописца не сможет давать его сыну постоянные средства к существованию. В конце концов, сошлись на том, что отец отпускал Юлия в Петербург, в Академию художеств, но не на живописный, а на архитектурный факультет. Карьера архитектора казалась его отцу более солидной, способной обеспечить сына.

Вечерняя тишина

Слайд 6

Целый год он мучился, изучая скучную архитектуру, с каждым днем все больше

Целый год он мучился, изучая скучную архитектуру, с каждым днем все больше
осознавая, что зря уступил настояниям родных. Архитектура его не увлекала, а скорее раздражала. Юлий Клевер был человеком эмоциональным, импульсивным, продолжать такое обучение он больше не мог. Через год он обратился в совет Академии художеств с прошением о переводе его в пейзажный класс. Просьбу юноши удовлетворили, и с 1868 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С.М. Воробьева, а затем М.К. Клодта.

Будет дождь

Слайд 7

В 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным

В 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным
образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств.

В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк", в 1876-м премию получила его картина "Первый снег на вспаханном поле".

В поле

Слайд 8

Ю.Ю. Клевер написал множество картин. Мотивы для них он брал в основном

Ю.Ю. Клевер написал множество картин. Мотивы для них он брал в основном
из природы своей родины, Прибалтийского края, воспроизводя, главным образом, либо пейзажи пасмурной и дождливой осени, либо эффекты ярких солнечных закатов и восходов зимой. Лучшими картинами Ю.Клевера этих лет можно считать "Лес осенью" (ГТГ, Москва), "Зима" (ГРМ, Петербург), "Дорога над болотом", "Деревня на острове Нарген", "Листья пожелтелые", "Красная Шапочка в лесу", "Болото", "На корнях".

Закат солнца зимой

Слайд 9

Пейзажи Клевера знала и любила вся Россия, они пользовались огромной известностью, а

Пейзажи Клевера знала и любила вся Россия, они пользовались огромной известностью, а
репродукции его работ тысячами раскупались в разных уголках страны.

Он оставил большое художественное наследие, а его произведения находятся в самых крупных галереях и музеях России – в Третьяковской галерее их пять (две приобретено лично Павлом Третьяковым), в Русском музее – девять. Тем не менее, само имя художника Юлия Юльевича Клевера в СССР старались не вспоминать в течение нескольких десятилетий. Так как до революции Клевер считался салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, он сам и его творчество были признаны ненужными и вредными для "строителей коммунистического общества".

Слайд 10

 
Остроухов Илья Семёнович (1858-1929)

Природа так щедро и разносторонне одарила И. С. Остроухова,

Остроухов Илья Семёнович (1858-1929) Природа так щедро и разносторонне одарила И. С.
что живопись оказалась лишь одним из этапов в его жизни. Тем не менее он сумел создать настолько запоминающиеся образы русской природы, что навсегда вошел в историю русского искусства.

Слайд 11

Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Сначала работал

Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Сначала работал
самостоятельно, потом пользовался советами И.Е. Репина, И. И. Шишкина, в начале 1880-х гг. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова.

Золотая осень

Слайд 12

В середине 1880-х гг. Остроухов уже добивается успеха. Его картины "Золотая осень"

В середине 1880-х гг. Остроухов уже добивается успеха. Его картины "Золотая осень"
(1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра.

«Сиверко»

Слайд 13

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов — русский художник, мастер исторической, пейзажной

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) Васи́лий Дми́триевич Поле́нов — русский художник, мастер исторической,
и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР.
Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге.

Слайд 14

В 1863 году Поленов, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем

В 1863 году Поленов, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем
на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещает Академию художеств.

Вскоре Поленов становится постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем на время оставляет университет, полностью погрузившись в занятия живописью.

"Мечты (На горе)"

Слайд 15

В 1867 году заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные

В 1867 году заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные
медали за рисунки и этюд.

В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909).

«Христос и Грешница»

Слайд 16

Рерих Николай Константинович (1874- 1947)

Русский живописец и археолог, писатель и философ, путешественник

Рерих Николай Константинович (1874- 1947) Русский живописец и археолог, писатель и философ,
и общественный деятель Николай Константинович Рерих был одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна, человеком-легендой. Он родился 9 октября 1874 в Петербурге, в семье нотариуса. Его предками со стороны отца, Константина Федоровича, были представители древнего шведского рода, поселившиеся на прибалтийских землях при Екатерине II.

Слайд 17

Окончательно стать художником Рерих решил еще учась в гимназии К. И. Мая.

Окончательно стать художником Рерих решил еще учась в гимназии К. И. Мая.
Первым его учителем рисования был М. О. Микшеин.
После окончания гимназии Рерих учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и, несмотря на недовольство отца, посещал классы Академии художеств (1893 - 1897). Учителем Николая Константиновича в Академии Художеств был А.И. Куинджи, сыгравший огромную роль в жизни Рериха.

«Древность»

Слайд 18

В 1900 — 1901 гг. Рерих совершенствовался в живописи в студии исторического

В 1900 — 1901 гг. Рерих совершенствовался в живописи в студии исторического
живописца академического направления Фернана Кормона в Париже. Кормону очень нравились русские эскизы Рериха и он поддержал молодого художника в его стремлениях в искусстве.

«Гемалаи»

Слайд 19

Одной из первых работ, начатых Рерихом в Париже, была картина “Идолы” 1901

Одной из первых работ, начатых Рерихом в Париже, была картина “Идолы” 1901
г., в работе над которой проявились новые черты его творчества: стремление к декоративности цветовых отношений и обобщенности форм.

Идолы

Слайд 20

Его картины “Иноземные гости” и “Заморские гости”, написанные в начале 1900-х гг.,

Его картины “Иноземные гости” и “Заморские гости”, написанные в начале 1900-х гг.,
это стилизация славянской древности. Рерих — яркий представитель стиля модерн, которому присущи декоративность, изысканные живописные эффекты, преобладание растительных орнаментов.

Заморские гости

Слайд 21

Весной 1905 г. в Праге состоялась первая выставка Рериха за рубежом. Впоследствии

Весной 1905 г. в Праге состоялась первая выставка Рериха за рубежом. Впоследствии
эта выставка экспонировалась в Вене, Венеции, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе, на “Осеннем салоне” в Париже и имела большой успех.

«Гора пяти сокровищ»

Слайд 22

Юон Константин Фёдорович (1875-1958)

Русский художник, график, художник сценограф. Пейзажист, автор портретов, жанровых

Юон Константин Фёдорович (1875-1958) Русский художник, график, художник сценограф. Пейзажист, автор портретов,
картин. Константин Юон - представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху.
Живописная манера Константина Юона сложилась под влиянием уроков Константина Коровина и Валентина Серова.

Слайд 23

Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества

Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества
передвижных художественных экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза».

Летний пейзаж

Слайд 24

Юон говорил: «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни…»
Он был

Юон говорил: «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни…» Он
не только прекрасным живописцем, но ещё и декоратором в театре.
А началось всё с детства. Семья была дружной, в ней увлекались музыкой, пением, театром. Сами писали пьески, делали костюмы, сочиняли милые песенки. А Константину поручали рисовать декорации.

«Зимний лес»

Слайд 25

В 1950 был удостоен звания «Народный художник».
В 1952–1955 преподавал в Московском

В 1950 был удостоен звания «Народный художник». В 1952–1955 преподавал в Московском
государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, профессор. С 1957 — первый секретарь правления Союза художников СССР.
Художник говорил, что ему нравится писать пейзажи, в которых много воздуха, пространства – всего, что есть в одной из его лучших картин «Мартовское солнце».

Слайд 26

Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую

Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. (ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ)
слышат. (ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ)
Имя файла: Русская-живопись-эпохи-советского-времени.pptx
Количество просмотров: 174
Количество скачиваний: 2