Слайд 2Эпоха Просвещения
XVIII столетие — одна из самых блестящих эпох в истории человеческой
![Эпоха Просвещения XVIII столетие — одна из самых блестящих эпох в истории](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-1.jpg)
культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями — так называемой «славной революцией» в Англии (1688—1689) и Великой французской революцией 1789—1795 гг.,— именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи — прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости.
Слайд 3Идеи Просвещения в Русском изобразительном искусстве
Идеи Петра о просвещении российского общества, воспитания
![Идеи Просвещения в Русском изобразительном искусстве Идеи Петра о просвещении российского общества,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-2.jpg)
"новой породы людей", полезных обществу нашли отражение в изобразительном искусстве. Появляется целая плеяда молодых художников, которые в своем портретном творчестве оставили потомкам образы выдающихся людей эпохи Просвещения.
Слайд 4Никитин Иван Никитич
Любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример
![Никитин Иван Никитич Любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-3.jpg)
патриотической гордости императора перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня. И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека.
Слайд 5
"Портрет напольного гетмана" (1720-е).
!["Портрет напольного гетмана" (1720-е).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-4.jpg)
Слайд 6"Портрет царевны Натальи Алексеевны"
!["Портрет царевны Натальи Алексеевны"](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-5.jpg)
Слайд 7Антропов Алексей Петрович
Родился А. П. Антропов в семье солдата Семеновского полка. В
![Антропов Алексей Петрович Родился А. П. Антропов в семье солдата Семеновского полка.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-6.jpg)
1732 г. он был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. М. Матвеева. Овладев профессиональными навыками, с 1739 г. работал там же в "живописной команде", которой руководил И. Я. Вишняков. В 1740-50-х гг. художник выполнял декоративные росписи во дворцах Петербурга и его пригородов. В 1755 г. Антропова пригласили в Москву, где он расписал плафон во дворце графов Головиных. Когда же в 1759 г. по инициативе графа И. И. Шувалова был основан Московский университет, художнику предложили место живописного мастера на факультете искусств. Оставался он там недолго, так как в 1761 г. получил назначение на должность главного художника Святейшего Синода в Петербурге.
Слайд 8"Портрет статс-дамы А. М. Измайловой" (1759).
!["Портрет статс-дамы А. М. Измайловой" (1759).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-7.jpg)
Слайд 9"Портрет императора Петра III" (1762), выполненный художником для Сената.
!["Портрет императора Петра III" (1762), выполненный художником для Сената.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-8.jpg)
Слайд 10Рокотов Фёдор Степанович
Ф. С. Рокотов происходил из крепостных крестьян князей Репниных. Скудные
![Рокотов Фёдор Степанович Ф. С. Рокотов происходил из крепостных крестьян князей Репниных.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-9.jpg)
биографические сведения ничего не сообщают нам ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Но портреты его прекрасны и чувственны. Ими можно очень долго любоваться.
Слайд 12
Так же Рокотов Фёдор Степанович написал портрет супруга А. П. Струйской –
![Так же Рокотов Фёдор Степанович написал портрет супруга А. П. Струйской – Н.Е. Струйского.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-11.jpg)
Н.Е. Струйского.
Слайд 13
В портретах Ф.С.Рокотова ощущается особое отношение художника и его модели. Наиболее известным
![В портретах Ф.С.Рокотова ощущается особое отношение художника и его модели. Наиболее известным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-12.jpg)
произведением является «Портрет графа И.Орлова».
Слайд 14Левицкий Дмитрий Григорьевич
Д. Г. Левицкий принадлежал к старинному украинскому роду. Отец художника
![Левицкий Дмитрий Григорьевич Д. Г. Левицкий принадлежал к старинному украинскому роду. Отец](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-13.jpg)
был потомственным священником и одновременно занимался гравюрой. Именно отец стал первым учителем будущего художника. Левицкий учился на родине, в Киеве, у А. П. Антропова, а затем в Петербурге. В портретах Левицкого виртуозно изображены материалы — шелковистый тяжёлый атлас, лёгкие воздушные кружева; все предметы на картинах почти осязаемы.
Слайд 15«Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия» (1783).
![«Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия» (1783).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-14.jpg)
Слайд 16Прокопий Акинфиевич Демидов (1773 г.)
![Прокопий Акинфиевич Демидов (1773 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-15.jpg)
Слайд 17Боровиковский Владимир Лукич
В. Л. Боровиковский родился в небогатой семье, происходившей из украинских
![Боровиковский Владимир Лукич В. Л. Боровиковский родился в небогатой семье, происходившей из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-16.jpg)
казаков. Отец его и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Естественно, что иконописцем стал и Владимир. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. В 1787 г. он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из "путевых дворцов", возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, носящий следы болезненной экзальтированности. Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был А. Г. Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.
Слайд 18Портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского (ок. 1795)
![Портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского (ок. 1795)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-17.jpg)
Слайд 20Аргунов Иван Петрович
И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов -
![Аргунов Иван Петрович И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-19.jpg)
художников и архитекторов. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.-Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.
Слайд 21"Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784)
!["Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-20.jpg)
Слайд 22Лосенко Антон Павлович
А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел
![Лосенко Антон Павлович А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Рано](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-21.jpg)
и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 г., как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.
Слайд 24
В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую
![В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322584/slide-23.jpg)
картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.