Нижегородские промыслы с сегодняшних реалиях

Содержание

Слайд 2

Друзья!
Богаты и разнообразны  народные промыслы Нижегородской области.
Продолжая вековые традиции,  наши мастера и

Друзья! Богаты и разнообразны народные промыслы Нижегородской области. Продолжая вековые традиции, наши
сейчас  создают великолепные произведения искусства, которыми по праву может гордиться Нижегородский край.
Предлагаем вам познакомиться с материалами интерактивного электронного досье «Нижегородские промыслы в сегодняшних реалиях», которое раскроет для вас народные промыслы нижегородчины по-новому!
Приятного просмотра!

Слайд 4

Гончарным промыслом занимались по всей России, где была глина, без глиняной посуды

Гончарным промыслом занимались по всей России, где была глина, без глиняной посуды
трудно было бы обойтись людям в быту. В Нижегородской области самый знаменитый гончарный промысел существует в Богородске. Расцвет промысла приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России и славятся до сих пор разнообразием посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики,
корчаги, опарницы,

пасхальницы, кисельницы и даже самовары.

Советуем почитать!

К содержанию

Слайд 5

Хохломская роспись по дереву - один из старинных видов русского народного искусства.

Хохломская роспись по дереву - один из старинных видов русского народного искусства.
Родина ее – заволжские дали Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную позолоченную деревянную посуду, а
оттуда она
отправлялась в разные
уголки России и за ее
пределы -  в страны
Азии и Европы.

Емельянова, Т. И. Хохломская роспись / Т. И. Емельянова ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2009. - 144 с. : [24] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И. П. Склярова).

К содержанию

Слайд 6

Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная красавица

Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная красавица
с розовыми щечками и алыми розами на фартучке. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко
прорисованы игровые
сценки, сюжеты
сказок и пейзажи с
достопримечатель-
ностями.

Квач, Н. Нижегородская игрушка / Н. Квач, С. Квач ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 200 с. : [16] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И.П. Склярова).

К содержанию

Слайд 7

В ХIХ - начале ХХ веков во многих деревнях Нижегородского края, особенно

В ХIХ - начале ХХ веков во многих деревнях Нижегородского края, особенно
на северных его окраинах, было развито узорно-ремизное ткачество - старинный вид народного ремесла. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала,
скатерти,
столешницы,
полотенца.

Маршева, И. В. Ткачество и вышивка Нижегородского края / И. В. Маршева ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 160 с. : [24] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И. П. Склярова ).

К содержанию

Слайд 8

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление
так называемого «наивного» искусства. Среди самых распространенных сюжетов – гуляния, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.

Чуянов, С. П. Городецкая роспись / С. П. Чуянов ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2009. - 232 с. : [24] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И. П. Склярова). - Библиогр.: с. 232.

К содержанию

Слайд 9

Музейные документы свидетельствуют, что упоминание о резных изделиях из кости датируются

Музейные документы свидетельствуют, что упоминание о резных изделиях из кости датируются концом
концом XVIII - началом XIX века. Характер резьбы по кости был очень близок к манере деревянной резьбы нижегородских мастеров того времени. Резьбой по кости украшались черенки ножей и другого холодного оружия,
плашки для
перочинных ножей,
мундштуки,
подсвечники,
приклады и цевье
ружей, предметы
утилитарного
назначения.

Помыткина, Л. И. Нижегородская резьба по камню и кости / Л. И. Помыткин ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 144 с. : [24] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И. П. Склярова).

К содержанию

Слайд 10

В начале XX столетия в русле реки Узоры в старинных деревнях Жбанниково,

В начале XX столетия в русле реки Узоры в старинных деревнях Жбанниково,
Роймино, Язвицы, Проскурино, Крутец, Рыжухино, Мошкйно, расположенных в 40 км от Городца, получил распространение яркий и самобытный промысел народной глиняной игрушки, которую принято называть жбанниковской.
Промысел возник на
основе издавна
развитого здесь
гончарного
производства.

Квач, Н. Нижегородская игрушка / Н. Квач, С. Квач ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 200 с. : [16] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И.П. Склярова).

К содержанию

Слайд 11

Один из древнейших видов художественной обработки металла - скань (от древнерусского —

Один из древнейших видов художественной обработки металла - скань (от древнерусского —
свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники — филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинских слов filum (нитка) и granum (зерно),
поскольку узор
иногда выполняется
не только из витой
проволоки, но из
мельчайших
металлических
шариков.

Квач, Н. Нижегородская игрушка / Н. Квач, С. Квач ; [редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 200 с. : [16] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И.П. Склярова).

К содержанию

Слайд 12

В Нижегородской губернии к середине ХIХ века в г. Балахне и близлежащих

В Нижегородской губернии к середине ХIХ века в г. Балахне и близлежащих
волостях сформировался один из крупнейших и оригинальнейших в России центров кружевоплетения. Кружево плетут по "сколку" - рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Кружево плели из тонких
хлопчатобумажных и
шелковых нитей золотистого,
белого и черного цвета. При
плетении употребляли от 15
до 200 пар коклюшек.

Ведерникова, Л. В. Балахнинское кружево / Л. В. Ведерникова ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 144 с. : [20] л. ил.

К содержанию

Слайд 13

Производство знаменитых игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе

Производство знаменитых игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе
Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают
применять «выжигание»
токарных изделий.
Впервые в село привез
выжигательный аппарат
крестьянин-кустарь
Полин Павел Никитич.
.

Киселев, А. Г. Нижегородские промыслы и церковное искусство / А. Г. Киселев ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 152 с. : [16] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И.П. Склярова).

К содержанию

Слайд 14

В XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке,

В XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке,
зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Да еще какие! Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты.
Металлические изделия снискали
славу на всемирных выставках в
Лондоне, Париже, Санкт-
Петербурге, Берлине, Филадельфии.

Федоров, В. В. Павловские замки ; Пурехские колокольчики / В. В. Федоров ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2009. - 175 с. : [24] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И.П. Склярова).

К содержанию

Слайд 15

Нижегородская фабрика «Ариель» делает елочные украшения всех размеров и видов, от маленьких

Нижегородская фабрика «Ариель» делает елочные украшения всех размеров и видов, от маленьких
домашних до шаров для Кремлевской елки и украшения станций метро. Это одна из двух российских фабрик, которой удалось сохранить традиции ручного производства стеклянных елочных игрушек (вторая находится в подмосковном Клину). Название фабрики пишется именно так, через Е, потому что оно сложено из имен владельцев предприятия — Аркадия и
Елены. «Ариель» хоть и не
является прямым
наследником старой
Горьковской фабрики, но
традиции ее бережно
чтит.

Столица Нижний : культурно-деловой журнал. - Авг. (№ 8). - 2019. - 96 с. : ил.

К содержанию

Слайд 16

Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в

Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в
России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных особ прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца.
Гипюр - особый вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по сетке (от фр. слова guipure – воздушная вышивка). В России строчевая
вышивка как промысел возникла в
селе Катунки, находящемся в
северо-западной части
Нижегородской губернии.

Маршева, И. В. Ткачество и вышивка Нижегородского края / И. В. Маршева ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 160 с. : [24] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И. П. Склярова ).

К содержанию

Слайд 17

Сюжетная "глухая резьба" есть только в Городце. Она пришла с кораблей в

Сюжетная "глухая резьба" есть только в Городце. Она пришла с кораблей в
петровские времена. Когда традиция украшения кораблей отошла, резьба перешла на дома.
Почти целое столетие самой распространенной формой декоративного убранства русского народного деревянного зодчества является сквозная резьба (пропильная или прорезная). Она стала сегодня, пожалуй, наиболее излюбленным видом народного архитектурного творчества.
Городецкий пряник — разновидность
русского печатного пряника. Возник
пряничный промысел в Городце в XVII
столетии. Пряники выпекают по
специальным деревянным доскам по
сию пору.

Федоров, В. В. Нижегородская домовая резьба / В. В. Федоров ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2008. - 159, [1] с. : [24] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И.П. Склярова).

К содержанию

Слайд 18

История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с

История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с
таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или, как его называли, «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и
узорами. Во времена Екатерины II
камень, добываемый в пещере,
отправлялся в Санкт-Петербург
на отделку дворцов.

Помыткина, Л. И. Нижегородская резьба по камню и кости / Л. И. Помыткин ; редакционная коллегия Н. Г. Смирнов и др. ; главный редактор В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород : Литера, 2010. - 144 с. : [24] л. ил. : ил. - (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Б-ка им. И. П. Склярова).

К содержанию