Русский национальный костюм

Содержание

Слайд 2

Культура одежды является
наиболее индивидуальной
материальной культурой народа.
В одежде находит отражение
и

Культура одежды является наиболее индивидуальной материальной культурой народа. В одежде находит отражение
его духовная культура,
воплощены представления
об удобстве, целесообразности,
красоте тела, души,
окружающего мира.

Слайд 3

На протяжении всей своей истории
люди создавали одежду, и каждый,
живущий на земле человек,

На протяжении всей своей истории люди создавали одежду, и каждый, живущий на
внес вклад в этот многовековой процесс.

Слайд 4

участвовали предметы обильно украшенные магическим орнаментом (трепало, гребни, ткацкий станок)

Сама ткань считалась

участвовали предметы обильно украшенные магическим орнаментом (трепало, гребни, ткацкий станок) Сама ткань
непроницаемой для духов зла,

так как в ее изготовлении

Слайд 5

Особое значение придавалось головному убору, в котором воплощались идеи неба, солнца, мирового

Особое значение придавалось головному убору, в котором воплощались идеи неба, солнца, мирового
древа жизни,
устремленного к небу, птиц.

Слайд 6



Эта устремленность к небу
отражалась даже
в названиях:
«кокошник»

Эта устремленность к небу отражалась даже в названиях: «кокошник» от «кокош» (петух), «кика» «кичка», сорока.
от «кокош» (петух),
«кика» «кичка», сорока.

Слайд 7

От головного убора до груди
спускались подвески-рясна,
имитирующие струи дождя,

От головного убора до груди спускались подвески-рясна, имитирующие струи дождя, небесной влаги.
небесной влаги.

Слайд 8

Основу мирского костюма составляла рубаха

Рубаха происходит от слова «руб»,
что означало на

Основу мирского костюма составляла рубаха Рубаха происходит от слова «руб», что означало
языке предков кусок,
обрывок ткани.

Слайд 9

Рубахи носили и мужчины, и женщины - различались они лишь покроем.

Рубахи носили и мужчины, и женщины - различались они лишь покроем.

Слайд 10

Рубахи были повседневные и праздничные.
Повседневные не украшали, только швы и края

Рубахи были повседневные и праздничные. Повседневные не украшали, только швы и края
обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

Украшением
чаще
всего
служила
вышивка.

Слайд 11



Вышивка
рукавов
часто
содержала
символы
земли,
возделанного
поля,
зерен,

Вышивка рукавов часто содержала символы земли, возделанного поля, зерен, ростков.
ростков.

Слайд 12










В вышивке подола

В вышивке подола одежды господствовали символы земли, растений, корней, цветов, засеянного поля.
одежды господствовали символы земли, растений, корней, цветов, засеянного поля.

Слайд 13

Узоры тканые и вышитые
выполнялись льняными,
конопляными, шелковыми и шерстяными нитками,
Окрашенными

Узоры тканые и вышитые выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, Окрашенными
растительными
красителями.

Гамма цветов
многочисленна:
белый, красный,
синий,
черный, коричневый, желтый, зеленый.

Слайд 14

Основными частями женского костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник,

Основными частями женского костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
шушпан.

Слайд 15

Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан по середине

Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан по середине
переда, отделанным узорными лентами, кружевом и вертикальным рядом пуговиц.

Слайд 16

Поверх рубахи женщины в южно-русских областях надевали поневу, род юбки из трех

Поверх рубахи женщины в южно-русских областях надевали поневу, род юбки из трех
кусков ткани, сшитых по кромке в одно широкое полотнище. Понева крепилась на талии при помощи вдернутого шнурка - гашника.

Слайд 17

Самой декоративной деталью костюма был передник (запон, занавеска).
Он выполнялся из холста

Самой декоративной деталью костюма был передник (запон, занавеска). Он выполнялся из холста
и украшался узорным ткачеством, вышивкой, лентами, бахромой, оборками.


Слайд 18

Поверх сарафана надевали душегрею - короткую нагрудную одежду на лямках, часто подбитую

Поверх сарафана надевали душегрею - короткую нагрудную одежду на лямках, часто подбитую мехом.
мехом.

Слайд 19

В холодное время года носили полушубки
из самых различных материалов: парчи, бархата,

В холодное время года носили полушубки из самых различных материалов: парчи, бархата,
сукна, шерсти.

В разных губерниях эта одежда отличалась
кроем и имела множество разных названий -
шушпан, шушун, насов, сукман, коротай, шугай, епанечка.

Слайд 20

Из дорогих шелков, бархата и меха
шили «шубки».

Из дорогих шелков, бархата и меха шили «шубки».

Слайд 21

Зипун -
распашная одежда полу -
прилегающего силуэта,
расширенного книзу,
с застежкой

Зипун - распашная одежда полу - прилегающего силуэта, расширенного книзу, с застежкой
встык.

Длина его была от середины коленей и выше.
Рукав узкий до запястья.
Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Слайд 22

В мужских костюмах северных, центральных и
восточных губерний основными частями были

В мужских костюмах северных, центральных и восточных губерний основными частями были рубаха,
рубаха, порты и кафтан;
в южных - рубаха, шаровары, свита.

Слайд 23

Специфически русской одеждой была шуба.
Шубы носили и крестьяне, и знатные

Специфически русской одеждой была шуба. Шубы носили и крестьяне, и знатные бояре,
бояре, и царь.
Крестьяне ходили в шубах на овчине, зайце,
а знать - на куньем, собольем, песцовом или лисьем меху.

Длинные почти до пола рукава
имели спереди до локтя
прорез для продевания рук.
Широкий отложной воротник и
обшлага были меховые.

Слайд 24





Одеждой знати был так же охабень.
Это

Одеждой знати был так же охабень. Это была неширокая длинная одежда, которую
была неширокая длинная одежда,
которую спереди застегивали встык
на петлицы.

Слайд 25

Ко времени царствования Алексея Михайловича
русский костюм достиг наибольшего расцвета
разнообразием

Ко времени царствования Алексея Михайловича русский костюм достиг наибольшего расцвета разнообразием форм, богатством, красочностью отделки.
форм, богатством, красочностью отделки.

Слайд 26

Особенно великолепны были вышивки - любимый вид отделки в русской одежде и

Особенно великолепны были вышивки - любимый вид отделки в русской одежде и позволяющий создавать неповторимые шедевры.
позволяющий создавать неповторимые шедевры.

Слайд 27



Реформы, начатые Петром I, оставили
национальный костюм только для крестьянства.

Аристократия, служилые

Реформы, начатые Петром I, оставили национальный костюм только для крестьянства. Аристократия, служилые
люди и горожане
отныне должны были одеваться в одежду,
рожденную в Европе.

Слайд 28








Глядя сегодня на народные рубахи,

Глядя сегодня на народные рубахи, мы нередко забываем, что именно они внесли
мы нередко забываем, что именно они внесли в наш современный костюм
множество мудрых приемов и деталей.

Полюбившийся воротник стойка впервые возник в народной одежде из полоски ткани, пришитой к вороту.

Популярный сегодня прямой свободный силуэт был так же заимствован из рубахи.

Широкая пройма рукава, столь необходимая
при современных темпах жизни,
так же не случайно называется рубашечной.

Поэтому по сей день, русская народная рубаха является источником идей для художников-модельеров.

Имя файла: Русский-национальный-костюм.pptx
Количество просмотров: 145
Количество скачиваний: 0