Русский язык и культура речи

Содержание

Слайд 2

Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры

Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в

Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры Фигура – обобщенное название стилистических приемов,
которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.

Слайд 3

Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или

Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или
строф.
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детский задумчивый взор.
(Фет)

Слайд 4

Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий.

Наиболее четко выраженная

Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий. Наиболее четко выраженная
и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов:
Я царь – я раб, я червь – я бог!
(Державин)
Но противопоставление может быть выражено и описательно:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
(Лермонтов)

Слайд 5

Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной

Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной
изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости.

Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травою морскою….
(Пушкин)
Примеры нисходящей градации:
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.
(Лермонтов)

Слайд 6

Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного,

Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного,
впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка.
(Блок)
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникает праведная Русь.
(Волошин)
… С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
(Есенин)

Слайд 7

Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный с античных

Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный с античных
времен.
С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла…
(«Капитанская дочка» А. С. Пушкин)

Слайд 8

Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или

Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или
строф.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
(Лермонтов)
Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
(Блок)

Слайд 9

Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной или

Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной или
стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.
Мы в поле были, По межам ходит
Венки развили, Да житушко родит, –
Венки развили «Уроди, Боже,
И жито глядели. Жито густое,
А святой Илья Жито густое,
По межам ходит, Колосистое,
Ядренистое!»

Слайд 10

Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы.
Ты все, что

Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы. Ты все,
сердцу мило,
С чем я сжился умом;
Ты мне любовь и сила, –
Спи безмятежным сном!
Ты мне любовь и сила,
И свет в пути моем.

Слайд 11

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

В грамматике риторический вопрос определяется как

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. В грамматике риторический вопрос определяется как
предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение.
Что ты значишь скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Риторическое восклицание усиливают в сообщении выражение чувства:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
(Мятлев)
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественно изображения.
Земля – владычица! К тебе чело склонил я.
(В. Соловьев)

Слайд 12

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о
чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Я не люблю, о Русь, твоей несменной
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!

Слайд 13

Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще всего

Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще всего
глагола) который подразумевается из контекста.

Я за свечкой – свечка в печку,
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под кровать.
(Чуковский)
Несколько примеров из «Белы» Лермонтова:…
Чуть зазевался, того я гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.

Слайд 14

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце
стихотворной строчки.
Степям и дорогам
Не кончен счет;
Камням и порогам
Не найден счет.
(Э. Багрицкий)
Имя файла: Русский-язык-и-культура-речи.pptx
Количество просмотров: 212
Количество скачиваний: 0