Русский лубок история и особенности

Содержание

Слайд 19

Русский лубок – это потешные листы, лубочные картинки, лубочные листы, народные картинки

Русский лубок – это потешные листы, лубочные картинки, лубочные листы, народные картинки
или просто лубки. Названий у этой печатной графики было много. Но цель была одна, в основном они выполняли социальную функцию, приобщая к чтению беднейшие и малообразованные слои населения. Лубки всегда были доступны по цене даже самым несостоятельным покупателям, отличались доходчивостью текстов и изобразительного ряда, яркостью красок.

Слайд 20

Русский лубок – произведение печатной графики, отличающейся простотой и доходчивостью образа и

Русский лубок – произведение печатной графики, отличающейся простотой и доходчивостью образа и
предназначенное для распространения в народных массах. Главное изобразительное средство в лубке — это линия, которая четко очерчивает фигуры. Колорит представлен всего четырьмя красками: малиновой, зеленой, желтой и красной; черная же – цвет самой печати.
Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанных на декоративный эффект, тенденции к развернутому повествованию (серии лубка, лубочные книжки-картинки), нередко с пояснительным текстом.
В Москве первые печатные картинки появились в середине 17 века и очень скоро завоевали всенародную любовь и признание среди ремесленников, крестьян, мелких купцов, служилого люда и бедноты.

Слайд 21

Художник брал хорошо отшлифованную липовую доску, наносил на нее рисунок. Далее резцом

Художник брал хорошо отшлифованную липовую доску, наносил на нее рисунок. Далее резцом
выбирал фон, оставляя выпуклыми только контуры рисунка, линии. На подготовленную доску кожаной подушкой-мацой наносили черную краску (смесь сажи, жженого сена и вареного льняного масла). Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и протягивали между двух валов печатного стана, прижимали, и отпечатался рисунок. Полученный оттиск назывался «лубочным листом». Такой способ изготовления называют гравюрой.
После просушки его вручную раскрашивали разными красками. Резали доски преимущественно мужчины, а раскраской занимались женщины и девочки-подростки.

ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛУБКА

Слайд 23

Приобрести лубки можно было в Москве - вдоль стены Китай-города, и на

Приобрести лубки можно было в Москве - вдоль стены Китай-города, и на
Кузнецком мосту, и в Овощном ряду, и у Спасских ворот Московского Кремля. Здесь жались друг к другу дощатые и бревенчатые палатки. Все от крыш до земли увешаны яркими лубочными картинками. В шесть утра открывались ворота в Кремль, и у палаток сразу же появлялся народ.

ГДЕ МОЖНО БЫЛО КУПИТЬ ЛУБКИ?

Виктор Васнецов, Книжная лавка

Слайд 24

Другой способ приобрести лубки, это бродячие торговцы – офени, которые в своих

Другой способ приобрести лубки, это бродячие торговцы – офени, которые в своих
лубяных коробках разносили картинки по далеким селениям и хуторам. В деревнях их обычно ждали как самых желанных гостей. За еду и ночлег денег с них не брали, знали, что отдарит картинками. Торговля книжками и картинками не требовала особого разрешения, не облагалась нало-гом, поэтому и была самым выго-дным товаром для бродячих торговцев.

ОФЕНИ- КОРОБЕЙНИКИ

Слайд 25

Многие месяцы, а то и годы после ухода офени в деревенских избах

Многие месяцы, а то и годы после ухода офени в деревенских избах
продолжали листать азбуки и разглядывать картинки, прозванные «лубочными».

Н. А. Кошелев, Офеня-коробейник, 1865

Слайд 26

Существует три версии возникновения слова лубок:
Самая первая версия, состоит в том, что

Существует три версии возникновения слова лубок: Самая первая версия, состоит в том,
рисунки печатались на досках особого пиления, доски назывались «луб». Поэтому картинки стали называть лубок или лубочная картинка.
Есть версия, что название дали лубяные коробы, в которых торговцы «офени» разносили картинки по селам и деревням и продавали на ярмарках. Коробы делались из нижнего слоя дерева луба.
Третья версия, пошла от названия московской улицы Лубянка, где жили те самые печатники, мастера изготовляющие лубки, и где они продавали свою продукцию.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЕ - ЛУБОК

Слайд 28

Популярность лубка была связана с тем, что в давние времена для большей

Популярность лубка была связана с тем, что в давние времена для большей
части населения лубочные листы были важнейшим источником информации, своего рода интернет того времени, лубки выполняли те функции, которыми в наши дни наделены книги, газеты, телевизор, плакаты, настенные календари, песенники, фотографии, вместе взятые. Проще говоря, лубок был духовным миром простого человека.

Слайд 29

Темы и сюжеты народных картинок могли конкурировать с многотомными энциклопедиями, они охватывали

Темы и сюжеты народных картинок могли конкурировать с многотомными энциклопедиями, они охватывали
обширные области знаний. Каждый мог отыскать картинку по душе и на любой вкус: с жизнеописанием святого или мифологического героя, поучительную или сказочную историю, отчет о далеком путешествии, карту звездного неба и план далекого города Иерусалима, рассмотреть диковинного индийского слона, привезенного в подарок императору, и изучить план сражения российского и турецкого флота под Синопом.
А еще представить, как проходила коронация императора в северной столице, кто из почетных гостей присутствовал и как выглядят государь-батюшка, государыня-матушка, их чада и домочадцы. Лубки служили своеобразной энциклопедией, и сатирическим листком, и книгой.

Слайд 30

Учебные пособия
Азбука
Арифметика
Астрономия
Художественные книги (последовательные картинки с обширными подписями наподобие комиксов - былины,

Учебные пособия Азбука Арифметика Астрономия Художественные книги (последовательные картинки с обширными подписями
повести, приклю-ченческие переводные романы)
Народный эпос (поговорки, пословицы и т.д.)
Песни
Сказки
Библия
Политика (наподобие информационных бюллетеней и газет, сооб-щавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах)
Религия, История, География
Лечебники (народные поверья и приметы), Мода.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛУБКОВ:

Слайд 31

Одна из задач лубка была в том, чтоб развеселить русского человека. Горя,

Одна из задач лубка была в том, чтоб развеселить русского человека. Горя,
плача и нытья в русском лубке никогда не было. Важное место в лубке занимал назидательный или шутливый текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка, отношение народа к различным историческим событиям, нравы и быт того времени, лукавый юмор и простосердечный смех, а иногда и острое словцо. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками.

ЮМОР И ПОЗИТИВ

Размеры картинок были разные: от тридцати – сорока сантиметров до метра и больше – эти склеивались из отдельных оттисков, из двух, трех, четырех.

РАЗМЕР ЛУБКОВ

Слайд 32

Краски, которые употреблялись в лубке русскими мастерами, создавали неповторимый яркий и веселый

Краски, которые употреблялись в лубке русскими мастерами, создавали неповторимый яркий и веселый
мир. От цветовой гаммы исходило ощущение необыкновенной солнечности. Они были сильные, звучные, отрадные, не полутона, а глубокие, густые цвета. Вначале применялось всего четыре краски малиновая, зеленая, желтая и красная. Голубые, коричневые и прочие цвета стали применятся только в 19 веке. Раскрашивается лубок вручную. Раньше этим преимущественно занимались женщины.

ЯРКИЙ И ВЕСЕЛЫЙ МИР ЧЕРЕЗ ЦВЕТ

Слайд 33

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛУБКА

- Юмористичность
- Крупное изображение
- Текст
- Черная линия обводки (будто

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛУБКА - Юмористичность - Крупное изображение - Текст - Черная
бы маркер или гелевая черная ручка)
- Яркий цвет изображения
- Белый фон
- Декоративность
- Рамка
- Штрихи

Слайд 34

САМЫЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ ЛУБКИ

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ЛУБКИ

Слайд 35

1. КОТ КАЗАНСКОЙ, УМ АСТРАХАНСКОЙ, РАЗУМ СИБИРСКОЙ (XVIII ВЕК)

Казанский кот стал самым популярным

1. КОТ КАЗАНСКОЙ, УМ АСТРАХАНСКОЙ, РАЗУМ СИБИРСКОЙ (XVIII ВЕК) Казанский кот стал
персонажем в лубке. Было множество его версий. Этот лубок был сатирой на Петра Первого еще при его жизни – аккуратно подстриженные усы (народ не принял указ царя о бритье бороды и платил сбор), а так же пародия на длинный титул царя. Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и готов к решительным действиям.

Слайд 36

2. КАК МЫШИ КОТА ХОРОНИЛИ» (XVIII ВЕК)

Другой очень популярный лубок тоже на

2. КАК МЫШИ КОТА ХОРОНИЛИ» (XVIII ВЕК) Другой очень популярный лубок тоже
тему Петра I, был сделан уже после смерти царя. Не успели смолкнуть торжественные панихиды по недавно усопшему царю, этот лубок уже стали продавать во всех лавках. Все тот же кот казанский, но только мертвый. Лежит в санях, которые тащат мыши. И по всей картинке расположены тексты. Вариантов такого лубка было множество.

Слайд 37

Этот лубок был издан по желанию Петра Великого, в насмешку над раскольниками,

Этот лубок был издан по желанию Петра Великого, в насмешку над раскольниками,
не желавшими брить бороду. 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды, дабы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды.

3. РАСКОЛЬНИК И ЦИРЮЛЬНИК, 1770-Е

Слайд 38

Самыми распространенными в народе были лубки фольклорной тематики, а также «картины потешные

Самыми распространенными в народе были лубки фольклорной тематики, а также «картины потешные
и забавные» – изображения всевозможных увеселений и зрелищ, гуляния на масленицу, песни, игрища. Среди наиболее часто издавались лубочная картинка «Медведь с козой
прохлаждается»

 4. МЕДВЕДЬ С КОЗОЮ ПРОХЛАЖДАЕТСЯ , XVIII ВЕК

Слайд 39

5. ПЕРСИДСКИЙ СЛОН, НАЧАЛО XIX ВЕКА .

В лубке очень часто сообщалось о событиях,

5. ПЕРСИДСКИЙ СЛОН, НАЧАЛО XIX ВЕКА . В лубке очень часто сообщалось
которые происходили в стране. Например, о том как в России появились слоны, которых привели из Персии в подарок императрице Анне Иоанновне. Путешествие слонов, за которым с любопытством следила вся Россия, описывалось в лубке: слоны изображались на Волге, переправляющиеся через Москва-реку, оказавшиеся в Петербурге. Эта история, довольно смешная, но достоверная, приводилась в документах той эпохи и иллюстрировалась лубками, как своего рода приложением к газете.