Салонные умницы: хозяйки литературных салонов России

Содержание

Слайд 2

Что происходило в салонах Российской империи, современный читатель может представить по описанию

Что происходило в салонах Российской империи, современный читатель может представить по описанию
гостиной Анны Павловны Шерер из «Войны и мира». Узнаем, чем на самом деле занимались в литературных салонах, что это дало русской культуре, а также вспомним их прекрасных хозяек.

Салон — литературный, художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме. Наиболее прославленные салоны — французские, группировавшиеся вокруг какой-либо выдающейся женщины, т. н. «царицы салона», которая, как правило, отличалась остроумием, талантом или красотой[1]. Обычно собирались в её доме.

Слайд 3

Время: 1820-еАдрес: Москва, ул. Тверская, 14
Хозяйка: княгиня Зинаида Волконская
Гости: Александр Пушкин, Петр

Время: 1820-еАдрес: Москва, ул. Тверская, 14 Хозяйка: княгиня Зинаида Волконская Гости: Александр
Вяземский, Евгений Боратынский, Иван Козлов, Василий Жуковский, Петр Чаадаев, Адам Мицкевич

Григорий Мясоедов.
Пушкин и его друзья слушают Мицкевича
в салоне княгини Зинаиды.
1907. Орловский музей

Слайд 4

РЕЦЕПТ № 1. Тон салону задавала его хозяйка (saloniere, как называли таких

РЕЦЕПТ № 1. Тон салону задавала его хозяйка (saloniere, как называли таких
дам во Франции, где и возник этот обычай). Хотя «мужские салоны» существовали в достаточном количестве, атмосфера в дамских салонах была намного изысканней, а разговоры — тоньше. Ведь подчиняться воле прекрасной светской дамы, которая ведет разговор, выбирает темы и не дает разразиться спорам, намного приятнее.

Слайд 5

Самые блестящие салоны XIX века были там же, где высший свет, —

Самые блестящие салоны XIX века были там же, где высший свет, —
в Петербурге. Но Зинаида Волконская, которая, фрондируя, перебралась в Москву, нарушила эту традицию. В ее роскошном доме собирались все: и офицеры, и поэты, — засыпая ее восторгами и стихами. Княгиня, помимо красоты и ума, обладала великолепным голосом и вполне могла бы стать профессиональной оперной певицей. Помимо чтений и концертов, в ее салоне устраивались дилетантские постановки итальянских опер.

Данс и Амели Ромилли.
Портрет княгини Зинаиды Волконской. 1831. ГМП

Слайд 6

Время: 1810–20-е
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 30
Хозяйка: Авдотья Голицына
Гости: Александр Пушкин, Петр Вяземский,

Время: 1810–20-е Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 30 Хозяйка: Авдотья Голицына Гости: Александр
Василий Жуковский, Николай Карамзин, Константин Батюшков, Александр Тургенев, Владимир Мусин-Пушкин

Слайд 7

РЕЦЕПТ № 2. В салонах встречались люди, принадлежавшие к разным слоям общества:

РЕЦЕПТ № 2. В салонах встречались люди, принадлежавшие к разным слоям общества:
здесь вельможи, дипломаты и светские львы встречались с музыкантами, писателями и художниками. Главным было не положение в иерархии двора, а интеллект, образование, бойкий ум. Где еще в то время можно было встретиться, чтобы узнать самые последние политические новости, услышать интересное обсуждение вопроса дня или новой книги, представить на суд публики собственное свежее сочинение?

Слайд 8

Салон Авдотьи Голицыной — предмета страсти Пушкина — имел свою особенность. Дело

Салон Авдотьи Голицыной — предмета страсти Пушкина — имел свою особенность. Дело
в том, что прекрасной княгине девица Ленорман, французская прорицательница, предсказала, что та умрет ночью. По этой причине Голицына целиком переменила образ жизни: днем спала и никого раньше 10 часов вечера не принимала. Ее прозвищами были Princesse nocturne («принцесса ночи») и Princesse de minuit («принцесса полночи»). Ее «вечера» начинались в полночь, ужин накрывали в два или три часа ночи, а расходились, когда становилось совсем светло.

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. Портрет Авдотьи Голицыной. 1799

Слайд 9

Время: 1850–70-е
Адрес: Санкт-Петербург, Михайловский дворец (ныне Русский музей)
Хозяйка: великая княгиня Елена

Время: 1850–70-е Адрес: Санкт-Петербург, Михайловский дворец (ныне Русский музей) Хозяйка: великая княгиня
Павловна
Гости: Николай Милютин, Александр Горчаков, Николай Муравьев-Амурский, Отто фон Бисмарк, Иван Аксаков, Владимир Одоевский, Федор Тютчев, Астольф де Кюстин

Неизвестный художник. Салон Олениных

Слайд 10

РЕЦЕПТ № 3. Салоны имели свою «специализацию»: помимо литературных, они могли быть

РЕЦЕПТ № 3. Салоны имели свою «специализацию»: помимо литературных, они могли быть
политическими, музыкальными и т. п. У салона обязательно были и завсегдатаи, и приглашенные звезды, которых выбирала хозяйка в соответствии с задуманной на сегодняшний вечер темой беседы. Чтобы разговор тек плавно, количество гостей не должно было быть слишком большим.

Слайд 11

Например, политическую окраску имели «четверги», которые устраивала в своем Михайловском дворце великая

Например, политическую окраску имели «четверги», которые устраивала в своем Михайловском дворце великая
княгиня Елена Павловна (вдова Михаила Павловича). Особенность ее салонов была в том, что на них члены императорской семьи могли общаться с теми, кто не был официально представлен ко двору, оттого они получили прозвание «морганатических вечеров». Образованная и прогрессивная, сторонница освобождения крестьян, Елена Павловна была приверженцем политических изменений — и именно в ее гостиной за свободными беседами политиков родились идеи многих из великих реформ.

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. ГРМ

Слайд 12

Время: 1810–50-е
Адрес: Париж, Рю де Бельшас, hôtel de Tavannes
Хозяйка: Софья Свечина
Гости: архиепископ

Время: 1810–50-е Адрес: Париж, Рю де Бельшас, hôtel de Tavannes Хозяйка: Софья
Парижа, Проспер Геранже, Виктор Кузен, Иван Гагарин, Софья Ростопчина, Эжен де Сегюр

Федор Солнцев. Гостиная в доме Олениных в Приютине. 1834. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Слайд 13

РЕЦЕПТ № 4. Перед началом вечера опытная хозяйка расставляла мебель, например кресла

РЕЦЕПТ № 4. Перед началом вечера опытная хозяйка расставляла мебель, например кресла
для гостей, которые будут центром внимания, и легкие стулья — для тех, кто будет окружать их в качестве внимательных слушателей. Она умела устроить так, чтобы для всех собеседников создавались уютные группы, чтобы каждый совершенно естественно, как бы случайно оказывался рядом с тем собеседником, кто ему лучше всего подходил.

Слайд 14

Софья Свечина, дочь статс-секретаря Екатерины II и внучка историка Болтина, сама писательница,

Софья Свечина, дочь статс-секретаря Екатерины II и внучка историка Болтина, сама писательница,
стала католичкой и эмигрировала в Париж. Удивительно, но на родине салонов ей удалось создать свой, который пользовался огромным успехом и не потерялся среди французских собратьев. В ее парижском доме собирались не только россияне, в том числе склонные к католицизму, но и французские знаменитости.

Франсуа Жозеф Кинсон. Портрет Софьи Свечиной. 1816

Слайд 15

Время: 1810–50-е
Адрес: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 25, и другие адреса; дача в

Время: 1810–50-е Адрес: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 25, и другие адреса; дача
Царском Селе; ул. Садовая, 12
Хозяйка: жена и дочери Николая Карамзина
Гости: Василий Жуковский, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Карл Брюллов, Михаил Глинка, Владимир Одоевский

Борис Кустодиев. В московской гостиной 1840-х годов. 1912

Слайд 16

РЕЦЕПТ № 5. В отличие от обедов или балов, содержать салон не

РЕЦЕПТ № 5. В отличие от обедов или балов, содержать салон не
было разорительным: сюда приходили не объедаться. Фрейлина Анна Тютчева свидетельствует о салоне Карамзиных: «…угощение состояло из очень крепкого чая с очень густыми сливками и хлеба с очень свежим маслом…»
Имя файла: Салонные-умницы:-хозяйки-литературных-салонов-России.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0