Самость как системообразующая категория социальной психологии

Содержание

Слайд 2

*

ВОПРОСЫ:

Самость как системообразующая категория социальной психологии.
Парадигмальные координаты рассмотрения самости
Структура и содержание

* ВОПРОСЫ: Самость как системообразующая категория социальной психологии. Парадигмальные координаты рассмотрения самости
Я-концепции
Формирование самости
Динамика становления самости
Теории организации и функционирования самости
Эпистемологические основания рассмотрения самости
Перспективы углубления понимания самости

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. – Минск: АСАР, 2005.
http://www.academy.edu.by/persnnels/details/yanchuk/index.html

Слайд 3

*

Самость представляет сумму всеобщности принадлежащего ей
W. Jams

САМОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Неосознаваемое
Осознаваемое

Экзистенциальное

Социальный и природный

* Самость представляет сумму всеобщности принадлежащего ей W. Jams САМОСТЬ ЛИЧНОСТИ Неосознаваемое
мир

Слайд 4

*

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОСТИ

По F. Bruno (1986) самость, во-первых, являет собой уникальную человеческую сущность,

* ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОСТИ По F. Bruno (1986) самость, во-первых, являет собой уникальную
представленную в пространстве и во времени. Во-вторых, самость представляет своеобразное Я, Эго личности. В-третьих, она представляет ощущение собственной идентичности, отражение собственного бытия на протяжении всей истории жизни человека (1986, с. 206-207).

Слайд 5

*

По мнению R.F. Baumeister полное понимание самости должно включать плоскости физического тела,

* По мнению R.F. Baumeister полное понимание самости должно включать плоскости физического
социально определяемой идентичности (включая роли и взаимоотношения), личности во всем многообразии ее содержания и проявлений, а также знания человека о самом себе (Я-концепция) (1995). Самость также понимается как активный агент, принимающий решения и инициирующий действия.

Слайд 6

*

Самость – опыт переживания личностью себя как отдельного, единого, автономного бытия, обособленного

* Самость – опыт переживания личностью себя как отдельного, единого, автономного бытия,
от окружающих других, испытываемого на протяжении пространства и времени (Dunning S. Self. / Encyclopedia of Social psychology – Sage Publication, 2007, p. 785)
В последние годы в западной психологической традиции принято определение самости как сложного, динамического единства, отражающего реализующееся поведение и опосредующее и регулирующего его (Greenwald & Pratkanis, 1984; Kilhstorm & Cantor,1984; Markus & Wurf, 1987; Rosenberg, 1979; Pervin, 1990).

Слайд 7

*

В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его

* В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида,
тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей (1990, с. 425).

Слайд 8

*

Многообразие подходов к самости

Биологи-ческий

Экзистен-циально-феномено-логический

Социально-конструк-тивист-ский

Когнитивно-опытный

Психодина-мический

Самость как физиологи-ческий и генетичес-кий процесс

Самость как субъектив-ные пережива-ния

Самость

* Многообразие подходов к самости Биологи-ческий Экзистен-циально-феномено-логический Социально-конструк-тивист-ский Когнитивно-опытный Психодина-мический Самость как
как социаль-ный конструкт

Самость как непрерыв-ная концентра-ция на формировании значений

Самость как детермини-рованная бессозна-тельным

Blum
Singer
Alexander

Chikzchent-michalyi
James
Rogers

Rosaldo
Kondo
McDonald

Abramson
Weiner
Davis

Фрейд
Хорни
Эриксон
Фромм

Феминист-ский

Диалоги-ческий

Самость как социокуль-турно конструируемая, интерсубъективная и гетероген-ная

Самость как динами-ческое многоло-сие взаимо-действую-щих позиций

Gilligan Kristeva Chodorow Alcoff

Бахтин Hermans Jansen Kempen

Слайд 9

*

Self

Материальная, духовная и чистое Эго; самость как самопознающая (I) и познанная (Me)

* Self Материальная, духовная и чистое Эго; самость как самопознающая (I) и
– Jams, 1890
Возможные самости - Markus, 1987
Самоописания – McAdams, 1985
Самоидентификации – Schlenker, 1989
Саморуководства – Higgins, 1987
Я-позиции – Hermans, 2003

РАЗНОВИДНОСТИ САМОСТИ

Слайд 10

САМОСТЬ И Я-КОНЦЕПЦИЯ

*

САМОСТЬ И Я-КОНЦЕПЦИЯ *

Слайд 11

*

Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является Я-концепция. Существующие попытки отождествления этих

* Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является Я-концепция. Существующие попытки отождествления
родственных понятий ошибочны. Если самость включает все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые, экзистенциальные, то Я-концепция - только аспекты, осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров для самооценки, саморазвития и т.п.

Слайд 12

*

В наиболее общем плане понятие Я-концепции характеризует представления людей о том, кем

* В наиболее общем плане понятие Я-концепции характеризует представления людей о том,
они являются и какими отличительными особенностями обладают по сравнению с другими людьми. Обычно эти представления включают крайне ограниченный набор представлений о себе, основанных на субъективном опыте. Это означает, что Я-концепция человека может существенно отличаться от того, каким он является в реальности.

Слайд 13

*

Обладание Я-концепцией является исключительно человеческим качеством. Способность формировать представления о самих себе

* Обладание Я-концепцией является исключительно человеческим качеством. Способность формировать представления о самих
определяется необходимостью выживания, предоставляя возможность рассматривать самих себя во времени и пространстве. Это выполняет адаптивную функцию, позволяя планировать будущее. Обладание относительно постоянными представлениями о себе и о об окружающих других позволяет прогнозировать характер и направление взаимодействия. Обладание общей культурой позволяет понимать друг друга и ориентироваться друг в друге.

Слайд 14

*

СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ.
Структура Я-концепции обладает рядом специфических особенностей:
комплексность, проявляющаяся либо в многогранности

* СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ. Структура Я-концепции обладает рядом специфических особенностей: комплексность, проявляющаяся либо
и многоаспектности представлений о себе, либо их ограниченности;
имплицитный или эксплицитный характер воззрений на себя, проявляющийся в степени их осознанности (эксплицитность) или неосознанности (имплицитность).

Слайд 15

Self

*

Содержание Я-концепции

Компоненты: части, элементы, единицы (имена существительные и прилагательные)
Структура: взаимоотношения между компонентами

Self * Содержание Я-концепции Компоненты: части, элементы, единицы (имена существительные и прилагательные)
– Morse, Gergen; McGuire, Padower-Singer;Шмелев, Похилько.
Измерения: качества, характеризующие самость (самооценка, стабильность, самокомпетентность, самокристаллизованность, Я-схемы, локус контроля – Markus, Rotter)
Фокусы внимания: центральность Я-концепции в поле сознания индивида применительно к ситуациям (субъективная и объективная самоосведомленность – Duval, Wicklund)
Области: осознаваемое – неосознаваемое; внутреннее – внешнее; аутентичное – не аутентичное
Плоскости: уровни осмысленности (Я-реальное; Я-динамическое; Я-идеальное; Я- в глазах других людей; Я-фантастическое; Я-моральное; Я-исполняемое. Самопрезентация.
Мотивы: побуждения к определенным действиям в интересах образа Я (адекватность, самосоответствие, самоуважение, наличие позитивной обратной связи и самооценки (S. Koole, 2007)

Слайд 16

*

Методика определения уровня самооценки личности (модификация В.А. Янчука)

* Методика определения уровня самооценки личности (модификация В.А. Янчука)

Слайд 17

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТИ

*

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТИ *

Слайд 18

*

Формирование самости

* Формирование самости

Слайд 19

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ САМОСТИ

*

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ САМОСТИ *

Слайд 20

*

Динамика становления самости

В процессе взросления самость становится:
более дифференцированной и многокомпонентной;
более

* Динамика становления самости В процессе взросления самость становится: более дифференцированной и
обобщенной, переходя от фиксации случайных, внешних признаков к более широким поведенческим характеристикам и, наконец, к глубоким внутренним диспозициям;
более индивидуальной и психологической, подчеркивая скрытые детерминанты и мотивы поведения, а так же свои отличия от других людей;
собственное Я кажется более устойчивым;
возникает и постепенно усиливается разграничение и противопоставление наличного и идеального (желаемого, должного) "Я";
меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов и свойств самости;
структура самости становится более свернутой, иерархизированной и ригидной.

Слайд 21

ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОСТИ

*

ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОСТИ *

Слайд 22

*

Диалогическая самость

Пространственно структурированная и олицетворенная

Населенная голосами других людей

Децентрализованная с широко открытыми границами

Исторически

* Диалогическая самость Пространственно структурированная и олицетворенная Населенная голосами других людей Децентрализованная
и культурно контекстуализированная

По: H. J. M. Hermans, 2003

Как множественность Я-позиций

Инновационность самости:
введение новых позиций, включающихся в организацию самости;
перемещение позиций в пространстве самости от ядра к периферии и, наоборот, посредством использования новых метафор;
кооперирование различных позиций, приводящее к реорганизации системы самости.

Диалогически интегрированная
(по В.А. Янчуку)

Интердетерминированная
(по В.А. Янчуку)

Экзистенциальная
(по В.А. Янчуку)

Слайд 23

*

ТЕОРИЯ САМОПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Self-Affirmation Theory (Claude Steele)
В соответствии с данной теорией люди обладают

* ТЕОРИЯ САМОПОДТВЕРЖДЕНИЯ Self-Affirmation Theory (Claude Steele) В соответствии с данной теорией
фундаментальным мотивом к поддержанию самоинтегрированности, выражающейся в отношении к себе как положительному, добродетельному и способному прогнозировать и контролировать достижение значимых целей. Практически в каждой культуре имеются представления о том, каким должен быть интегрированный в общество человек. Обладание самоинтегрированностью означает обладание человеком представлениями о добре, добродетельности и активности.

Слайд 24

*

Угроза самоинтегрированности побуждает людей рационализировать и искажать реальность в целях ее сохранения.

* Угроза самоинтегрированности побуждает людей рационализировать и искажать реальность в целях ее

Стремление к сохранению самоинтегрированности позволяет справляться с различного рода угрожающими событиями или информацией, выстраивая своего рода охранительные фильтры в виде различного рода психологических защит, предубеждений, стереотипов и т.п.
В соответствии с теорией защитное сопротивление, самообслуживающие иллюзии, непримиримость к социальным дискуссиям, отчасти, основывается именно на стремлении к сохранению самоинтегрированности

Слайд 25

*

ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ
Self-Determination Theory (Edward L. Deci, Richard M. Ryan)
В соответствии с

* ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ Self-Determination Theory (Edward L. Deci, Richard M. Ryan) В
данной теорией люди исходно мотивированы на поддержание оптимального уровня функционирования и психологического здоровья, способствующих оптимуму развития, интегрированности и благополучия, достигаемых посредством удовлетворения трех основополагающих потребностей: компетентности, связанности c окружающими и самодетерминированности.
Постулируется, что данные потребности являются универсальными для всех людей вне зависимости от пола, этнической принадлежности, социоэкономического статуса или культурных ценностей

Слайд 26

*

Компетентность понимается как осознание эффективности управления внешним и внутренним миром.
Связанность с окружающими

* Компетентность понимается как осознание эффективности управления внешним и внутренним миром. Связанность
определяется как чувство связанности с другими человеческими бытиями: любовь и любимость, принадлежность к группам или коллективам, обладание искренними взаимоотношениями.
Самодетерминированность или автономия (DeCharms) представляют способность полагаться на себя и свои возможности, осознание наличия которой позволяет человеку оценивать себя как ответственного за результаты жизнедеятельности. Она включает развитость воли, свободу выбора и действий.

Слайд 27

*

В совокупности данные потребности определяют психологическое и физическое благополучие человека. Неудовлетворенность той

* В совокупности данные потребности определяют психологическое и физическое благополучие человека. Неудовлетворенность
или иной из них приводит к снижению уровня благополучия. Более того, эти психологические потребности идентифицируются как источники энергии внутренней мотивации, характеризующейся стремлением к достижению удоволетворения.
Другие источники энергии, насыщающей человеческую активность, определяются как внешняя мотивация, характеризующаяся взаимосвязью поведения и его результатов (подкрепление). Постулируется приоритет внутренней мотивации, как условия автономии.

Слайд 28

*

ТЕОРИЯ САМОНЕСООТВЕТСТВИЯ
Self-Discrepancy Theory (E. Tory Higgins)
Данная теория пытается предложить объяснение причин

* ТЕОРИЯ САМОНЕСООТВЕТСТВИЯ Self-Discrepancy Theory (E. Tory Higgins) Данная теория пытается предложить
и особенностей реагирования людей на трагические события жизни (уход из жизни близких, разрыв отношений, потеря работы и т.п.). Острота этих переживаний определяется связью данных событий с жизненными целями или планами. Некоторые люди репрезентируют свои цели (или стандарты), называемые саморуководстами, как надежды и стремления: идеальные саморуководства. Другие, определяют их обязанности и обязательства: должные саморуководства. Именно эти различия и определяют различия в реагировании на эмоциональные события.

Слайд 29

*

Рассогласование актуального Я с саморуководстами и вызывает чувство самонесоответствия, сопровождаемое острыми эмоциональными

* Рассогласование актуального Я с саморуководстами и вызывает чувство самонесоответствия, сопровождаемое острыми
переживаниями. Степень эмоциональных переживаний определяется типом саморуководств, мотивирующих жизненную активность: уныние/депрессия, в случае рассогласования с идеалами, и волнение/беспокойство, в случае рассогласования с обязательствами.
В теории также вводится дифференциация между собственными саморуководствами и саморуководствами, сформированными значимыми другими. Показывается большая эффективность первых.

Слайд 30

*

ТЕОРИЯ САМОРАСШИРЕНИЯ
Self-Expansion Theory (Sara Konrath)
В рамках данной теории показывается роль близких отношений

* ТЕОРИЯ САМОРАСШИРЕНИЯ Self-Expansion Theory (Sara Konrath) В рамках данной теории показывается
с окружающими в расширении идентичности, ресурсов и перспектив людей. Установление близких взаимоотношений позволяет расширить возможности друг друга за счет взаимообогащения опытом, переживаниями, чувства защищенности и взаимоподдержки. Такого рода взаимоотношения строятся на основе диалога, что приводит к принятию друг друга и формированию совместных ресурсов, включающих согласованные поля значений, поведенческих алгоритмов и эмоциональных реакций.

Слайд 31

*

ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ
Self-Perception Theory (Daryl Bem)
В рамках данной теории показывается, что в отдельных

* ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ Self-Perception Theory (Daryl Bem) В рамках данной теории показывается,
случаях люди анализируют свое поведение таким же образом как и поведение других людей. Bem показывает, что люди приходят к пониманию собственных аттитюдов и интересов через анализ собственного поведения (люди счастливы потому что они улыбаются). Утверждается, что в случаях, когда внутренние основания оценки аттитюдов и эмоций неопределенны, люди начинают рассматривать свое поведение с позиции внешнего наблюдателя, полагаясь в своих выводах на внешние сигналы. Это же имеет место и в случае несоответствия аттитюдов и поведения или когда желательно изменение поведения.

Слайд 32

*

ТЕОРИЯ САМОКАТЕГОРИЗАЦИИ
Self-Categorization Theory (John C. Turner)
В соответствии с данной теорией люди

* ТЕОРИЯ САМОКАТЕГОРИЗАЦИИ Self-Categorization Theory (John C. Turner) В соответствии с данной
одновременно обладают множественными индивидуальными и коллективными идентичностями, доминирование каждой из которых определяется контекстом. Как и многие другие теории, она фокусируется на Я-концепции, своеобразное собрание идентичностей, определений, описаний, категорий, понятий и т.п., используемых людьми для самоопределения в себе. Такого рода самоопределения варьируются от ситуации к ситуации

Слайд 33

*

Теория описывает индивидуальные уровни личностной идентичности (например, «Я Владимир Янчук как противопоставление

* Теория описывает индивидуальные уровни личностной идентичности (например, «Я Владимир Янчук как
«Вы Сергей Иванов») и различные возможные уровни групповой идентичности (например, «Мы белорусы» - «Вы американцы») как характеристики социальной идентичности.
В соответствии с теорией самоопределение в той или иной ситуации представляет собой своеобразное движение между данными уровнями. По мере перехода к тому или иному уровню меняется и поведение (индивидуально-центрированное – группово-центрированное).

Слайд 34

*

Исследования процесса самокатегоризации фокусируются на выяснении того при каких обстоятельствах и как

* Исследования процесса самокатегоризации фокусируются на выяснении того при каких обстоятельствах и
происходят переходы от личностной к коллективной идентичности, что делает поведение более групповым и менее индивидуальным и как эти феномены связаны с психологией группы.
Как правило включение групповой идентичности происходит в присутствии другой социальной группы и, особенно, аутгруппы. Включение индивидуальной идентичности актуализируется в присутствии представителей другого пола. Чем более значима и культурно близка человеку ингруппа , тем более выражено доминирование социальной идентичности над индивидуальной.

Слайд 35

*

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Social Identity Theory (Henri Tajfel, John Turner)
Теория социальной идентичности предоставляет

* ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Social Identity Theory (Henri Tajfel, John Turner) Теория
объяснение того, как Я-концепция связана с членством в группе и групповым и межгрупповым поведением. Она определяет членство в группе в понятиях идентификации, определения и оценки людьми самих себя как членов группы (социальная идентичность) и описывает когнитивные, социально-интерактивные и социетальные процессы, взаимодействие которых производит типичные групповые феномены.

Слайд 36

*

В соответствие с теорией люди обладают репертуаром восприятия себя, различными идентичностями, классифицируемыми

* В соответствие с теорией люди обладают репертуаром восприятия себя, различными идентичностями,
как личностные или социальные.
Личностные идентичности являются характеристиками себя посредством личностных атрибутов (энергичный и т.п.) и личных отношений (друг Х, подруга Y), социальные идентичности представляют определения и оценки себя посредством характеристик группы принадлежности. Личностная идентичность, являясь составляющей самости, ассоциируется с межличностным или индивидуальным поведением; социальная идентичность, являющаяся составляющей коллективной самости, ассоциируется с групповым или межгрупповым поведением

Слайд 37

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАССМОТРЕНИЯ САМОСТИ

*

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАССМОТРЕНИЯ САМОСТИ *

Слайд 38

*

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАССМОТРЕНИЯ САМОСТИ

Приводится по: Bukobza G. The epistemological basis of

* ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАССМОТРЕНИЯ САМОСТИ Приводится по: Bukobza G. The epistemological basis
selfhood // New Ideas in Psychology 25 (2007), p. 37

В развитии основополагающих идей в отношении рассмотрения эпистемологических оснований самости принимали участие: Baumeister, 1998, 1999; Erikson, 1968; Gergen, 1991; Gilligan, 1982; Greenwald & Pratkanis, 1984; Harre˘ & Gillett, 1994; Josselson, 1994; Jung, 1933; Kegan, 1982; Levin, 1992; Linville & Carlston, 1994; Mead, 1934; Rogers, 1951)

Слайд 39

*

Многими западными исследователями самость рассматривается как обособленная, независимая единица, функционирующая логико-рациональным образом

* Многими западными исследователями самость рассматривается как обособленная, независимая единица, функционирующая логико-рациональным
в сообществе сходных и рациональных единиц (Geertz, 1973; Johnson, 1985; Markus & Kitayama, 1991; Moshman, 1999; Shweder & Bourne 1984; Triandis, 1989).

Ряд исследователей придерживался противоположной точки зрения, рассматривая самость как раздробленную (Freud, 1923; James, 1890; Jung, 1933; Mead, 1934), относительную (Gergen, 1991; Harre˘ & Gillett, 1994; Josselson, 1994), множественную (Hermans, 1996; Lifton, 1993), изменчивую (Zurcher, 1977).

Слайд 40

*

Ели самость рассматривать как систему знания и значений сквозь структурно-эпистемологическую призму может

* Ели самость рассматривать как систему знания и значений сквозь структурно-эпистемологическую призму
быть выявлен ряд ее основополагающих, внутренне связанных и взаимоисключающих качеств. Кластеры этих качеств лежат в основании различного типа самостей, распределяемых кросс-культурно и интра-культурно. Потенциально каждый кластер может развиваться в любой отдельной культуре и каждый индивид может обладать им. Эти кластеры существуют как универсальные феномены, но могут видоизменяться локальными факторами. В этом смысле самость представляет пластичную совокупность, количество вариаций которой является ограниченным (Bukobza G. 2007, с. 39)

Слайд 41

*

Многочисленные кросс-культурные исследования показывают, что различные сообщества и культуры порождают различающиеся типы

* Многочисленные кросс-культурные исследования показывают, что различные сообщества и культуры порождают различающиеся
самости (Logan, 1987; Marsella et al., 1985; Roland, 1989). Более того, установлено, что последовательная, унитарная и независимая самость, описанная западными исследователями, не является универсальным феноменом, а скорее характеристикой общества и его членов, представляющих ограниченную часть населения мира (Markus & Kitayama, 1991; Suh, 2002; Triandis, 1989). Наконец, было показано, что представители многих сообществ проявляют самость как пластичную, контекстуальную, несогласованную, изменчивую, взаимозависимую и ориентированную на групповую иерархию (Ewing, 1990; Rosenberger, 1989; Schwartz, 1999; Triandis, 1995).

Слайд 42

*

Самость как система знания и значений организована группой связанных принципов, которые совместно

* Самость как система знания и значений организована группой связанных принципов, которые
выводятся как эпистемы (задающее знание по Фуко) самости. Различные интерпретации этих принципов создают различные формы эпистем, которые, в свою очередь, действуют как субстрат самости с различными содержательными компонентами.

Категорические принципы, составляющие эпистемы: непротиворечивость –противоречивость, фиксированность – динамизм, сохранение формы – трансформация, сингулярность – плюральность, независимость от контекста — зависимость от контекста, независимость от других –зависимость от других
(Там же, 2007, с. 49)

Слайд 43

*

Непротиворечивость – Противоречивость
Этот принцип представляет степень связанности системы знания. непротиворечивая и связная

* Непротиворечивость – Противоречивость Этот принцип представляет степень связанности системы знания. непротиворечивая
система свободна от конфликтов и напряжений, порождаемых внутренними или внешними противоречиями. Соответствующая система. Непротиворечивая система является сбалансированной системой, поддерживающей равновесие между ее компонентами. Установление территории, свободной от отрицаний и сомнений достигается посредством применения различных техник согласования. Противоречивая и несвязная эпистема состоит из поля противостоящих сил и черт, богатых на парадоксы и конфликты. Противоречивая система способствует существованию антиномий между частями знания и отношений между ними (там же, с. 49).

Слайд 44

*

Фиксированность–динамизм
Этот принцип представляет константность системы знаний. Фиксированная эпистема подобна единству; ее компоненты

* Фиксированность–динамизм Этот принцип представляет константность системы знаний. Фиксированная эпистема подобна единству;
находятся в состоянии стабильности: они не рефлексируют и не развиваются. Взаимоотношения между различными элементами эпистемы стационарны и константны.
Динамическая система процессуальна; ее компоненты находятся в постоянном движении: они обсуждаются, представляются и развиваются. Взаимоотношения между ними интерактивны и динамически. Ситуативные и воспринимаемые воздействия обусловливают соответствующее реагирование динамических эпистем (там же, с. 50).

Слайд 45

*

Cохранение формы–трансформация
Этот принцип репрезентирует степень инвариантности системы знания. Сохранение формы в эпистеме

* Cохранение формы–трансформация Этот принцип репрезентирует степень инвариантности системы знания. Сохранение формы
означает независимость ее структуры от изменений во времени и событиях. Идентичность, которой она обладает является ригидной и не проходит через процессы изменения, аккомодации и реорганизации.
Трансформация эпистемы означает, что ее структура может быть изменена и приобрести различные формы. Внутренние силы и внешние обстоятельства могут стать причинами самореорганизации и полного изменения (там же, с. 50).

Слайд 46

*

Сингулярность–плюральность
Этот принцип репрезентирует степень единообразия интеграции системы знания. Эпистема, ориентированная на сингулярность,

* Сингулярность–плюральность Этот принцип репрезентирует степень единообразия интеграции системы знания. Эпистема, ориентированная
унифицирована по отношению к значимому ядру. Ее компоненты рассматриваются как легко выводимые или направляемые фундаментальным центром значений или доминирующим категориальным объяснением. Ее различные части находят свои конституирующие корни в сжатом и нередуцируемом ядре и выравнивают себя в соответствии с основополагающим принципом упорядочивания.
Эпистема, ориентированная на плюральность, рассредоточивается на протяжении многообразных локализаций значимостей. Эпистема избегает редуцирования и стремится к увеличению многообразия и внутренней несогласованности. Ее части продуманно дифференцированы и самоподдерживаются (там же, с. 51).

Слайд 47

*

Независимость от контекста—зависимость от контекста.
Этот принцип репрезентирует степень чувствительности и приспособленности к

* Независимость от контекста—зависимость от контекста. Этот принцип репрезентирует степень чувствительности и
контекстуальным факторам системы знаний. Он демонстрирует проницаемость системы по отношению к элементам различных структур, перспектив и окружений. В контекстуально независимой эпистеме репертуар черт, ценностей и действий не реагирует на изменения в окружении. Эпистема остается относительной стабильной и неподвижной в различных ситуациях, отношениях и разнообразных условиях.
Контекстуально зависимая эпистема находится под влиянием и детерминирована контекстом, в который она включена. Она не представляет идентичных характеристик для всех контекстов и социальных структур. Она охватывает отдельные характеристики сталкиваясь с конкретными людьми, институтами и однотипными ситуациями (там же, с. 51).

Слайд 48

*

Независимость от других–зависимость от других.
Этот принцип репрезентирует степень автономности от других в

* Независимость от других–зависимость от других. Этот принцип репрезентирует степень автономности от
системе знаний. Независимая эпистема конструируется самодостаточным образом с минимальной связанностью и отношением к другим. Отношения, устанавливаемые с другими объектами значений не играют значимой роли в ее структуре.
Зависимая от других эпистема конструируется в прямой зависимости от систем знаний других посредством интерактивных отношений, формируемых с ними. Ее структура конституируется сетями связей, которыми она обладает с другими игроками в социальной сфере; изменения в этих отношениях оказывают существенное влияние и меняют чувство существования в мире (там же, с. 52).

Слайд 49

*

ОСНОВНЫЕ ЭПИСТЕМЫ
Монолитная – моноформальная (ММ)
Релятивная – реляционная (RR)
Диалектическая – деконструктивная (DD)
Интегральная –

* ОСНОВНЫЕ ЭПИСТЕМЫ Монолитная – моноформальная (ММ) Релятивная – реляционная (RR) Диалектическая
всевключающая (II)
Каждая из этих эпистем включает все вышеперечисленные принципы, образуя отличающиеся типы рациональности.

Слайд 50

*

Монолитная – моноформальная (ММ) эпистема основывается на положении о существовании фундаментальной, стабильной

* Монолитная – моноформальная (ММ) эпистема основывается на положении о существовании фундаментальной,
и исторической матрицы или структуры, которая может детерминированность истинность всех концепций и теорий (Bernstein, 1988). Основывается на представлении о существовании абсолютной и универсально валидной системы знаний, устанавливающей истинное и отвергающей ложное.
Структура эпистемы ММ последовательна и взаимосвязана. Она характеризуется крайне низкой степенью толерантности к противоречиям и противоположностям. Внутренние и внешние силы, подвергающие сомнению систему знания игнорируются и отвергаются.

Слайд 51

*

Релятивная – реляционная (RR) эпистема основывается на идее о том, что знание

* Релятивная – реляционная (RR) эпистема основывается на идее о том, что
не обладает абсолютной и универсальной валидностью. Наоборот, в мире существуют различные системы значений и их правдоподобие определяется субъективной ментальностью, культурным своеобразием, историческими силами, концептуальными структурами и тому подобное.
Структура эпистемы RR непоследовательна и несвязанна. Противоречия приписываются различиям в использовании, варьирующимися в зависимости от места, времени, языка, взаимоотношений с другими и т.п. RR структура существует в состоянии относительного движения, обусловливающего необходимость постоянной деконструкции.

Слайд 52

*

Диалектическая – деконструктивная (DD) эпистема основывается на выводе о том, что знание

* Диалектическая – деконструктивная (DD) эпистема основывается на выводе о том, что
восприимчиво к опровержениям и прерывисто, значение парадоксально и изменчиво и его идентичность постоянно флуктирует. Она подчеркивает постоянные качественные переходы системы, происходящие по причине неизбежных коллизий между моментами противоречий. Она деконструирует регулярные структуры знаков и систем, демонстрируя их внутреннюю динамику, их неидентичные черты и постоянно меняющийся характер (Adorno, 1990; Marcuse, 1954; и др.)

Слайд 53

*

Интегральная – всевключающая эпистема (II) основывается на выводе о том, что исчерпывающая,

* Интегральная – всевключающая эпистема (II) основывается на выводе о том, что
полная и универсальная система знания достижима в принципе. В ее рамках утверждается, что все доступное знание, включая парадоксальное и противоречащее, может быть сведено к одному значению. Ее целью является не отрицание противоречащего знания, а объяснение и аккумуляция его. Она работает в направлении нахождения точек соприкосновения между множественными, неидентичными системами значений с целью их объединения в рамках единой, всеобъемлющей, интегрированной и абсолютной теории (Holton, 1995, lovejoy, 1960).
Ее структура включает некоторые компоненты оригинальных систем знаний, устанавливая новый, синтетический способ выстраивания отношений.
Имя файла: Самость-как-системообразующая-категория-социальной-психологии.pptx
Количество просмотров: 183
Количество скачиваний: 1