Савва Иванович Чевакинский – знаменитый архитектор из Тверского края

Содержание

Слайд 2

Савва Иванович Чевакинский – знаменитый архитектор из Тверского края

Савва Иванович Чевакинский – знаменитый архитектор из Тверского края

Слайд 3

ЦЕЛИ РАБОТЫ

ИЗУЧИТЬ ЛИТЕРАТУРУ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ТОРЖКА И РАЙОНА
ПОДОБРАТЬ ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛЫ ПО БИОГРАФИИ

ЦЕЛИ РАБОТЫ ИЗУЧИТЬ ЛИТЕРАТУРУ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ТОРЖКА И РАЙОНА ПОДОБРАТЬ ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛЫ
С.И.ЧЕВАКИНСКОГО
НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ О ПОСТРОЙКАХ С.И.ЧЕВАКИНСКОГО
СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ И ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Слайд 4

ВЕШКИ (Чевакино), село Тупиковского с/с Торжокского р-на, в 20 км к З.

ВЕШКИ (Чевакино), село Тупиковского с/с Торжокского р-на, в 20 км к З.
от Торжка, 68 жит. (1989). В В., в родовом дворянском имении (не сохр.), родился Савва Иванович Чевакинский (1713-77), выдающийся зодчий, автор извест. памятников рус. архит. в Петербурге и Царском Селе, учитель замечат. архит. 18 в. В.И. Баженова. В 1767 Чевакинский вернулся на родину. Лит.: Суслов А., Торжок и его окрестности, М., 1970.

Слайд 6

В Тверском крае тоже есть сооружения Чевакинского, например, церковь в Бологовском районе,

В Тверском крае тоже есть сооружения Чевакинского, например, церковь в Бологовском районе,
в Хотилове. Предполагается, что и в Торжке Савва Иванович «приложил руку» к украшению.
В возрасте 54 лет Чевакинский подал в отставку. Он уехал на свою родину в сельцо Вешки (ныне Спировский район).

Слайд 8

Архитектор из Вёшек


Чевакинский родился в 1709 году в сельце Вёшки

Архитектор из Вёшек Чевакинский родился в 1709 году в сельце Вёшки Новоторжского
Новоторжского уезда в семье мелкопоместного дворянина. В 1729 г., когда Савве исполнилось 16 лет, отец привез его в Петербург и отдал для обучения в Морскую академию. Проучившись два года, Чевакинский самовольно попытался поступить в Измайловский полк.

Слайд 9

Получение звания архитектора

Семь лет учился юноша в коллегии архитектора Ивана Коробова, осваивал

Получение звания архитектора Семь лет учился юноша в коллегии архитектора Ивана Коробова,
теорию и практику гражданской архитектуры, знакомился с корабельным делом, так как готовился к службе по адмиралтейской части, много помогал Коробову.
По окончании учебы экзаменаторы — Еропкин, Коробов и Земцов — присвоили Чевакинскому звание «архитектурии гезеля» (помощника архитектора).

В 1741 г. Савва Иванович заменил тяжело заболевшего Коробова, возглавил строительство в Петербурге и Кронштадте. Постепенно Чевакинский завоевал известность как работоспособный, талантливый архитектор. В 1745 г. он получил звание архитектора.

Слайд 10

Известные постройки

По своим собственным проектам Чевакинский пристроил церковный корпус и «зал» в

Известные постройки По своим собственным проектам Чевакинский пристроил церковный корпус и «зал»
Царском Селе, начал павильоны Эрмитаж посредине Старого сада.
Несколько позже был утвержден составленный Чевакинским проект Собора в Петербурге для чинов флота, и 15 мая 1753 г. заложили этот собор.

Слайд 11

ВЕЛИКИЕ ПОСТРОЙКИ

В те же годы Савва Иванович вел множество других построек: особняк

ВЕЛИКИЕ ПОСТРОЙКИ В те же годы Савва Иванович вел множество других построек:
известного деятеля русской культуры куратора Московского университета и Академии художеств И. И. Шувалова - недалеко от Фонтанки;
Особняк Шереметьева построен Федором Аргуновым по чертежам Чевакинского.

Слайд 12

Жизнь после отставки
Жил Савва Иванович небогато, порой нуждался в средствах. Среди документов,

Жизнь после отставки Жил Савва Иванович небогато, порой нуждался в средствах. Среди
связанных с его отставкой в 1767 г., имеются сведения, что «крестьян за ним 75 душ, а жалованье ему назначено по осьми сот рублей в год - за 35 лет безупречной службы Отечеству!» В ноябре 1774 г. он решил продать часть имения в Новоторжском и Ярославском уездах. Сообщение об этой продаже было помещено в газете «Московские ведомости».
Скончался С. И. Чевакинский в 1777 г., погребен в часовне д. Вешки, часовня не сохранилась.

В возрасте 54 лет Чевакинский подал в отставку. Он уехал на свою родину в сельцо Вешки (ныне Спировский район).

Слайд 13

Богоявленский Никольский Военно – Морской собор

Храм, построенный в 1753 – 1762

Богоявленский Никольский Военно – Морской собор Храм, построенный в 1753 – 1762
годах по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, принадлежит к числу наиболее выдающихся образцов сооружений в стиле высокого барокко середины XVIII века.

Николо-Богоявленский собор - это, бесспорно, одно из прекраснейших зданий Петербурга.

Слайд 14

Церковь Николая Чудотворца

В XVIII в. на месте Никольской площади находился плац Морского

Церковь Николая Чудотворца В XVIII в. на месте Никольской площади находился плац
полкового двора.
В 1730 году здесь была возведена часовня во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1743 году ее сменила деревянная церковь во имя Николая, возведенная в центре полкового двора.

Слайд 15

Строительство храма на плацу

Весной 1752 года генерал-адмирал князь М. М. Голицын подал

Строительство храма на плацу Весной 1752 года генерал-адмирал князь М. М. Голицын
императрице Елизавете Петровне прошение возвести каменную церковь в честь покровителя моряков - святителя Николая Чудотворца "в воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского..."

По указу императрицы 16 апреля 1752 года коллегия определила в качестве строителя храма на плацу архитектора Савву Чевакинского, а его помощником был назначен "полатных дел мастер" архитектор М. Башмаков.

Слайд 16

Равноконечный крест

С. И. Чевакинский предусмотрел постройку собора "в два апартамента" (в два

Равноконечный крест С. И. Чевакинский предусмотрел постройку собора "в два апартамента" (в
этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста.
Церковь увенчана пятью башнями с позолоченными куполами и ажурными крестами, из которых центральная, традиционно восьмигранная, лишь немного возвышается над боковыми четырехгранными на "крыльях" храма.

Слайд 17

Мастерство оформления и декорации

Фасады собора декорированы пучками колонн, стоящих на высоких постаментах.

Мастерство оформления и декорации Фасады собора декорированы пучками колонн, стоящих на высоких

Собор возведен двухэтажным, обе церкви - и нижняя, и верхняя – восхищают мастерством оформления.

Слайд 18

Мастерство оформления и декорации

Прекрасны лепные наличники (головки херувимов, выглядывающие из-за облаков), обрамляющие

Мастерство оформления и декорации Прекрасны лепные наличники (головки херувимов, выглядывающие из-за облаков), обрамляющие окна собора.
окна собора.

Слайд 19

Отделка и освещенность церкви

В характере отделки церкви автором учитывалась как степень естественной,

Отделка и освещенность церкви В характере отделки церкви автором учитывалась как степень
так и искусственной освещенности. Проникающий внутрь здания через овальные, арочные и прямоугольные окна свет создает своеобразную игру светотени на сложной конфигурации сводах, парусах, выразительных капителях, пилонов и колонн, а также на богато украшенных лепными деталями широких поясах антаблементов.

Также и многие другие детали архитектурного и скульптурного убранства церковных залов приобретают почти фантастический по красоте вид при "живом" свечении кадил, лампад, подсвечников и люстр.

Слайд 20

Колокольня Никольского собора

Вблизи собора, на берегу Крюкова канала, красуется прекрасная по

Колокольня Никольского собора Вблизи собора, на берегу Крюкова канала, красуется прекрасная по
пропорциям, изящная четырехъярусная колокольня. В ее создании, кроме С. Чевакинского участвовал и другой величайший архитектор России - В. Баженов, в то время работавший помощником Чевакинского.

Слайд 21

Эффект плавного движения колокольни ввысь подчеркнут мерным убыванием членений, чередованием выступающих и

Эффект плавного движения колокольни ввысь подчеркнут мерным убыванием членений, чередованием выступающих и
вогнутых объемов, небольшим шпилем, завершающим всю композицию.

Ее нижние три яруса декорированы колоннами, верхний оформлен как барабан, увенчанный тонким шпилем над небольшим куполом. Грациозный силуэт колокольни настолько гармонично слит с пейзажем Крюкова канала, что трудно представить ее в ином окружении.

Декор колокольни

Слайд 22

СЛОВАРЬ

Кадило – металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении.
Лампада –

СЛОВАРЬ Кадило – металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении.
небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.
Антаблемент – верхняя горизонтальная часть здания, опирающаяся на колонны.
Пилон – башнеобразное сооружение, в форме усеченной пирамиды.
Капитель – венчающая часть колонны или пилястра.
Имя файла: Савва-Иванович-Чевакинский-–-знаменитый-архитектор-из-Тверского-края.pptx
Количество просмотров: 253
Количество скачиваний: 1