Слайд 2Бессмысленной войне 1805 г. Толстой противопоставляет ту жизнь, которую считает настоящей:
«Жизнь между
тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, поэзии, науки, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонопарте и вне всех возможных преобразований»
Слайд 3 Герои Толстого совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и
подчиняются велению низких страстей. Они находятся в постоянном поиске смысла жизни. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость», - в этом, считал Л.Н.Толстой, заключается единство характера.
Слайд 4«Один живой человек среди всего нашего света» (князь Андрей о Пьере)
Читаем
и обсуждаем часть 2, гл. 2-5; 12, ч. 3, гл. 7-10; ч. 5, гл. 1
Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота и понимание смысла, цели жизни необходимы прежде всего. После дуэли с Долоховым, после расстрела поджигателей мир для него превратился в кучу бессмысленного сора. Заблуждением и ложью обернулось и масонство. Братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, а герою нужен выход в мир. Пьер вновь оказывается в тупике.
Слайд 5«Чтоб жить честно…»
После смерти жены князь Андрей чувствует себя виноватым –
и это великое человеческое достоинство. Но ему свойственен надменный аристократизм, жёсткость и гордость – фамильные черты Болконских .
Слайд 6 Читаем и обсуждаем ч. 2, гл.12.
«И в первый раз после Аустерлица
он увидел то высокое, вечное небо… и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе… Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась…его новая жизнь».
Слайд 7«Жить для других»
читаем и обсуждаем ч.3, гл. 1, 3.
«Нет, жизнь
не кончена в 31 год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы… не для одного меня шла моя жизнь…»
Слайд 8И девочка ликует
и смеётся ,
Охваченная счастьем бытия.
Н. Заболоцкий
Сущность её жизни
- любовь
Слайд 15«Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая
девочка своей просиявшей из-за готовых слёз улыбкой.
Слайд 16Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из
лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно.
Слайд 19…едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так
близко от него и улыбнулась так близко от него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…
Слайд 20 Читаем и обсуждаем ч. 4, гл.3-5.
Сцена охоты подчёркивает близость Ростовых
к простому народу и природе. Азарт охоты объединяет всех: крепостных и господ.
Слайд 21В доме дядюшки
«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха,
которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приёмы?.. Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские…»
Слайд 22Мотив охоты
продолжается в сценах взаимоотношений
Наташи с Анатолем Курагиным. Наташа -
дичь в безнравственной охоте Анатоля. Она
живёт инстинктом, но именно инстинкт
подсказывает ей правду яснее и чище всех иных
способов. Когда, казалось, ещё не случилось ни-
чего дурного, она обменялась лишь с Анатолем
дурным взглядом, «инстинкт говорил ей,
что вся прежняя чистота любви её к князю
Андрею погибла». И в самом деле случи-
лось именно это.
Слайд 23Создатель «Войны и мира» раскрыл
тайну очарования.
Она – в природной естественности.
Тогда как мыслящие герои ищут истину на протяжении всей жизни, Наташе она открыта самой природой. «Непосредственная сила и радость жизни, умение не жертвовать собою, а естественно себя отдавать другим людям – эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде. Наташа не умеет рассуждать о жизни… Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у неё … с безграничной любовью, в которой заключён спасительный призыв к жизни» (из книги Л.Д.Опульской «Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»).