Слайд 2Эволюция идеологии терроризма
Малый джихад:
Оборонительная борьба с «неверными» захватчиками
Идеология Салафи:
Создание исламского государства
согласно предписаниям спутников Пророка (салаф)
Дава (призыв в ислам): мирный прозелитизм (1920-е гг.)
Салафийский джихад: Насильственное свержение вероотступнического «мусульманского» правителя («ближнего врага») (1960-е - 1970-е гг.)
Мировой салафийский джихад: Удар по Западу («дальнему врагу»), поддерживающему «ближнего врага» (1996 г.)
Слайд 3Мировой салафийский джихад
Применение насилия против немусульманских иностранных государств или населения с целью
осуществления задач Салафи
Аль-Каида
Египетский исламистский джихад/Египетская исламская группа
Джемаа Исламия
Группа Абу Сайяфа/MILF
GIA/GSPC/GCT/Марокканская Салафия Джихадия
Аль-Тавхид
Слайд 4Исходные данные
172 биографии моджахедов - участников мирового салафийского джихада
Стенограммы судебных слушаний
США,
Франция, Германия, Египет, Индонезия, Марокко
Сообщения в прессе
английские, французские, немецкие, арабские, индонезийские СМИ (FBIS)
Научные публикации
Интернет (подтвержденные данные)
Слайд 5Происхождение по регионам
Саудовская Аравия: 31
Египет: 24
Алжир: 15
Марокко: 14
Индонезия: 12
Слайд 7Мировая сеть Салафи
Центральный аппарат (32)
Шура
4 комитета
Арабы из центр.
арабских
стран
(66)
Магрибинцы
(53)
Юго-
Восточная
Азия
(21)
Слайд 8Происхождение по регионам и группам
Центральный аппарат (32):
Египет (63%)
Саудовская Аравия и Кувейт (по
10%)
Арабы из центральных арабских стран (66):
Саудовская Аравия (42%)
Египет, Йемен, Кувейт, Марокко (по 6%)
Арабы из стран Магриба (53):
Франция (34%)
Алжир (28%), Марокко (19%), Тунис (9%)
Жители Юго-Восточной Азии (21):
Индонезия (57%)
Слайд 9Теоретические аспекты изучения терроризма
Социальные переменные:
Бедность
Привлечение к терроризму путем «промывания мозгов»
Школа (религиозное образование)
Родители
или культура
Незрелость
Невежество
Слабые виды на будущее, отсутствие профессии
Одинокие агрессивные мужчины без каких-либо обязанностей
Слайд 10Семейное происхождение (соц.-экон. положение) (102)
Слайд 11Пополнение:
возрастной состав (108)
Слайд 12Возраст
Средний: 25.69 лет
Юго-Вост. Азия: 29.35 лет
Центр. аппарат: 27.90 лет
Осн. контингент: 23.75 лет
Слайд 17Семейное положение (114)
83 женатых (73%)
Большинство имело детей
Все члены Центр. аппарата и выходцы
из Юго-Вост. Азии (37) были женаты
31 холостой (27%), в т.ч. 1 гомосексуалист
Исповедовали ислам салафистского толка
Большинство холостых были либо учащимися, либо слишком молодыми
Слайд 18Теоретические аспекты изучения терроризма
Личностные переменные
Преступники
Психически больные
Фундаментальная проблема специфичности
Ситуационные переменные
Место
Вероисповедание
Статус занятости
Социальные связи с
джихадом
Слайд 19Криминальный аспект
Подавляющее большинство: без судимости
Ряд серьезных преступлений
Грабеж (банда Рубе, банда Келкаля, Дж.
Исламия)
Мелкие преступления:
Мошенничество с кредитными карточками
Фальшивые документы
Подделка и отмывание денег
Страховое мошенничество
Контрабанда наркотиков
Те, кто меньше всего способен лично причинять вред, наиболее способен делать это коллективно.
Слайд 20Психическое здоровье
Всего два случая возможного нарушения мышления
Один случай легкой умственной отсталости
Очень мало
травм в изученных семьях: меньше чем пятеро пережили в детстве смерть родителя
Обычно это чрезмерно оберегавшиеся в семье дети
Не отмечено случаев «патологического нарциссизма»
В целом – «хорошие мальчики», за исключением некоторых магрибинцев второго поколения, которые вели жизнь мелких преступников
Слайд 21Присоединение к джихаду (165)
Зарубежная страна: 70%
«Исключенное» второе поколение: 8%
Прочие:
Выходцы из Саудовской Аравии
(11/09/01 и 12/05/03, Эр-Рияд)
Марокканцы (16/05/03, Касабланка): слишком бедны, чтобы эмигрировать
Подавляющее большинство (ок. 78%) выпало из общества и отрезано от культурных и социальных корней, оторвалось от семьи и друзей детства.
Слайд 22Вера и род занятий
154/155 моджахедов были очень набожны в момент присоединения к
джихаду
Рост благочестия был характерен в основном для арабов из стран Магриба
Несоответствие между их квалификацией и родом деятельности: высокий уровень безработицы
Слайд 23Причины присоединения к джихаду (150)
Дружба (старая): 68%
«Компания приятелей»
Группировки друзей
Родственные узы: 14%
11% членов
выборки - братья
Значение браков и родни со стороны жены в закреплении связей между моджахедами
Ученичество: 8%
Юго-Восточная Азия: Джемаат Исламия
Пондок Нгруки: Абу Бакар Баасийр и Абдулла Сунгкар
Песантрен Лукманул Хакием: Али Гуфрон
Слайд 24Богослужение
Салафийские мечети: «сцены», где потенциальные моджахеды знакомились с новыми друзьями, а затем
вступали в организации мирового джихада: 49%
Бруклин. (Нью-Йорк): мечеть Аль-Фарук: шейх Омар Абдур Рахман
Лондон
Меч. в Финсбери-парк: Мустафа Камель (Абу Хамза аль-Масри)
Мечеть на Бейкер-стрит: Омар Махмуд Отман (абу-Катада)
Милан: Исламский культурный центр: Анвар Шаабан
Мадридская мечеть: мечеть Абу Бакра: Яркас
Гамбург: Мечеть Аль-Кудс: Мохаммад Белфас
Рубе: мечеть Аль-Дава
Монреаль: мечеть Ассума
Хамис Мушайт (Асир, Саудовская Аравия): мечеть Аль-Секлей
Слайд 25Характеристика (Центральный аппарат и Юго-Вост. Азия)
Центральный аппарат:
В большинстве своем – выпущенные из
тюрьмы египетские исламские боевики, отправившиеся в Афганистан ради джихада против Советского Союза
«Сценой», на которой они создали Аль-Кайеды, стал Афганистан
Идеология Аль-Кайеды (борьба с Западом и США) была развивающимся явлением, окончательно сформулированным лишь в фетве 1996 г.
Юго-Восточная Азия:
Главным образом последователи Баасийра и Сунгкара
Слайд 26Характеристика (арабы из центральных арабских стран и арабы стран Магриба)
Это вертикально и
географически мобильные люди, часто из религиозных семей среднего класса, где их воспитывали в любви, но затем они оторвались от традиционных связей и культуры.
Это были космополиты, владевшие 3-4 языками и хорошо разбиравшиеся в компьютерах.
Желая вырваться из своей одинокой жизни вне общества, они через мечети обретали новых друзей.
Не будучи изначально религиозны, они постепенно втягивались в религиозную общественную жизнь, чтобы удовлетворить свои эмоциональные потребности.
Они формировали группировки и здесь, благодаря дружеским связям, постепенно превращались в фанатиков.
Социальные связи предшествовали идеологическим взглядам, и именно они, наряду с динамикой группового поведения, сделали возможным терроризм.
Слайд 27Присоединение к джихаду
Действия направлены снизу вверх
Отсутствует программа вербовки «сверху вниз»
Нет ни кампании,
ни центрального комитета, ни специального бюджета вербовки
Значение плотных сетей (группировок) для превращения утративших корни молодых мусульман в фанатичных террористов
Нет никаких свидетельств «промывания мозгов»: они просто воспринимали убеждения своих друзей
Более узкое объяснение этого вида терроризма – внутригрупповая любовь, а не внегрупповая ненависть
Они присоединились к джихаду через «слабые звенья»: через знакомых, родственников и имамов.
Слайд 29Анализ социальных сетей
Новая парадигма: возможно, терроризм – это внезапно возникающее качество сети
Способность
характеризовать террористические сети:
Взаимосвязь между эволюцией и структурой сети
Ее уязвимость и прочность
Ее размещение
Пределы ее возможностей
Способность плотных сетей к трансформации
Темпы роста
Гибкость и эффективность
Влияние характера связей
Слайд 30Эволюция террористической сети
Арабы из центральных арабских стран и магрибинцы:
Самозарождение (снизу вверх)
Самоорганизация (сеть
типа «маленького мирка»)
Децентрализация со значительной долей местной инициативы и гибкости
Устойчивость к случайным нападениям или смене руководства
Юго-Восточная Азия:
Иерархическая структура
Уязвима к смене руководства (возможность раскола)
Слайд 31Сеть (центральные арабские страны и Юго-Восточн. Азия)
Айман аль-Завахири
Егип. Исламс. джихад
Халед шейх Мохаммед
Джемаа
Исламия
Приморское
отделение
Рамзи бин
аль-Шибх
Слайд 32Сети (центр.араб.страны и
Юго-Восточная Азия)
Айман аль-Завахири
Египет (Египетский исламский джихад)
Халед шейх Мохаммед
Абдул Басит
Карим (Рамзи Юсеф)
Приморское отделение:
Абдул Рахим аль-Нашири (Йемен)
Валид бин Атташ (Йемен)
Рамзи бин аль-Шибх (Гамбург)
Азия
Хамбали: Джемаа Исламия
Омар аль-Фарук (MILF)
Слайд 33Сеть (магрибские арабы)
Лондон
Пешавар
Хуссейн
Монреаль
Франкфурт
Милан
Мадрид
Брюссель
Франция
Слайд 34Сеть (магрибские арабы)
Зайн аль-Абидин Мохамеед Хуссейн (абу Зубайда)
Лондон (Рачид Рамда):
Франция (Али Тушан):
банда Келькаля
Монреаль (Фатех Камель):
Франция: банда Рубе
Иордания (Раед Хиджази)
Лондон (Амар Махлулиф [абу Доха]):
Милан (бен Хемайс)
Мадрид (Яркас)
Брюссель (Мааруфи)
Франция (Бегаль)
Франкфурт (Бенсахриа)
Слайд 35Свойства сетей
Распространение через «слабые звенья»:
Салафистские мечети
Разрывы в распространении (США, Палестина, Турция, Иран)
Отсутствие
социальной почвы уничтожает всякие ограничения на операции (Егип. ислам. джихад против Егип. ислам. группы)
Слайд 36Значение густых сетей
Превращают утративших корни мусульман в фанатичных террористов
Превосходят парадокс «безбилетника»
Коллективное самосознание
Укрепление
веры и убеждений
Прочные узы верности
Внутригрупповое подчинение и внегрупповая агрессия
Гомосексуализм внутри группировок, но отсутствие общей тенденции в сети
Слайд 37Влияние информационных технологий на мировой джихад
Мировой джихад стал возможным благодаря новым
техническим средствам связи, созданным в последнее десятилетие
Спутниковая телефония, телефакс, портативные компьютеры, электронная почта
Уязвимость к перехвату
Влияние Интернета
Распространение идей Салафи в обход традиционных имамов
Поддерживает отказ от традиций и особое толкование Корана
Создание виртуальной уммы [мусульманской общины]
Слайд 38Гибкость и эффективность
Сети «малых мирков»:
Быстрое распространение новшеств через ядра сети
Гибкость горизонтальной/вертикальной связи
Инструкция
Аль-Кайеды выступает за строгую скрытность операций на основе принципа служебной необходимости
Такая структура гарантирует неудачу (в большинстве операций)
Захлестывает вертикальные связи
Не допускает горизонтальных связей, необходимых для преодоления неизбежных препятствий в боевой обстановке
Удачи бывают обязаны гибким системам связи
семья, тренировка, группировки
Успех оказывается возможным благодаря тому, что террористы нарушают свои собственные правила
Слайд 39Рекомендации
Проникать в джихад через слабые звенья
В результате одновременных ударов по популярным ядрам
сети Центрального аппарата, основного контингента арабов и магрибинцев распадутся на более мелкие и менее эффективные группки
Обезглавить Джемаа Исламия
Ликвидировать мосты, связывающие потенциальных моджахедов с джихадом:
Мечети (арабы из центральных арабских стран и арабы стран Магриба)
Школы (Джемаа Исламия)