Симультанный контраст

Содержание

Слайд 2

Цель урока:
Дать знание общих объективных законов в цветовом восприятии мира.

Цель урока: Дать знание общих объективных законов в цветовом восприятии мира. Развивать

Развивать и укреплять индивидуальные творческие способности учеников.

Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым…
Иоханнес Иттен

Цель урока:

Задача:

Слайд 3

Для большинства людей гармоничные цветовые сочетания состоят из близких по своему

Для большинства людей гармоничные цветовые сочетания состоят из близких по своему характеру
характеру цветов. Подобные суждения субъективны.
Понятие цветовой гармонии должно быть объективным.
Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией
закона дополнительных цветов.
Попробуем проделать несколько опытов:
рассмотрим красный квадрат на белом фоне.
рассмотрим зеленый квадрат на белом фоне.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией
закона дополнительных цветов.

Слайд 6

Что мы увидим?
Вокруг красного квадрата белое поле начинает зеленеть. Розовый

Что мы увидим? Вокруг красного квадрата белое поле начинает зеленеть. Розовый оттенок
оттенок кажется светлее белой бумаги.
Переведем взгляд на соседнее белое поле. На белом поле - такого же размера зеленого цвета квадрат.
В случае с зеленым квадратом
результат обратный.

Слайд 7

Опыты подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на

Опыты подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете,
цвете, противоположном /контрастном/ к реально увиденному.
Глаза, чтобы не уставать, требуют контрастные цвета.
Их называют дополнительными.
А само явление называют

дополнительными

симультанным контрастом.

Слайд 8

В круге двенадцать цветов имеют равные отрезки, Назовем эти пары дополнительных цветов:
красный

В круге двенадцать цветов имеют равные отрезки, Назовем эти пары дополнительных цветов:
- зеленый
желтый - фиолетовый
синий - оранжевый
и так далее.

Попробуйте самостоятельно проделать опыты с другими цветами круга.

Слайд 9


Теперь поменяем цвет фона на черный и форму цветовых плоскостей с

Теперь поменяем цвет фона на черный и форму цветовых плоскостей с квадрата на круг.
квадрата на круг.

Слайд 10

Попробуйте описать, что вы увидели?

Попробуйте описать, что вы увидели?

Слайд 11

Из произведенных опытов и полученных результатов можно следуют выводы:
Основной принцип гармонии

Из произведенных опытов и полученных результатов можно следуют выводы: Основной принцип гармонии
исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов.

Слайд 12


Наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления

Наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного
его дополнительного цвета. Если такого нет, то симультанно, то есть одновременно, порождает его сам.

Слайд 13

Посмотрим проявление симультанного контраста на опыте с серым квадратом

Посмотрим проявление симультанного контраста на опыте с серым квадратом

Слайд 14

Как видите, цвет серого квадрата на разных фонах кажется измененным.

Как видите, цвет серого квадрата на разных фонах кажется измененным.

Слайд 15

Художнику важно знать при каких условиях возникают симультанные воздействия цвета и как

Художнику важно знать при каких условиях возникают симультанные воздействия цвета и как
можно их избежать, если это необходимо.
В качестве примера использования симультанного контраста можно привести картину “Ночное кафе” Винсента Ван Гога.

Слайд 16


Винсент Ван Гог “Терасса ночного кафе”

Винсент Ван Гог “Терасса ночного кафе”

Слайд 17


В истории известны факты негативного проявления симультанного контраста. На одной из

В истории известны факты негативного проявления симультанного контраста. На одной из текстильных
текстильных фабрик, не продавалась материя дорогого галстучного шелка, потому, что черная полоса на красном фоне казалась не черной, а зеленой, и это вызывало ощущение беспокойной вибрации.