Символика иконографии Ваджраяны

Содержание

Слайд 2

Цель работы – определить элементы символики иконографии Ваджраяны, их связь с основными

Цель работы – определить элементы символики иконографии Ваджраяны, их связь с основными
положениями учения Алмазной Колесницы.
В задачи исследования входит:
изучить основные идеи учения Ваджраяны (Анатмавада, теория Татхагатагарбхи, представления о Трикае и Траялоке и т.д.);
исследовать изображения на танка, выделить основные символы;
определить значение символов иконографии и их место в системе идей Алмазной Колесницы.
Объект исследования – символы изображений на традиционных тибетских иконах танка.
Предмет исследования – тибетская традиционная иконография как отражение мировоззренческих принципов учения Ваджраяны.

слайд из 15

Слайд 3

Актуальность научной работы заключается в том, что она является первым исследованием

Актуальность научной работы заключается в том, что она является первым исследованием традиционной
традиционной буддийской живописи танка в Беларуси.
Полученные результаты работы могут иметь практическое применение в лекциях по религии, философии, искусству Востока.
Представленные изображения танка могут послужить наглядным пособием для изучающих буддийскую традицию.

слайд из 15

Слайд 4

В первой главе работы дается понятие божества в тибето-монгольской традиции, рассматривается символизм

В первой главе работы дается понятие божества в тибето-монгольской традиции, рассматривается символизм
божеств в Бардо Тхедол и их роль в ритуалах Ваджраяны, представляется классификация божеств Алмазной Колесницы.
Вторая глава посвящена подробному описанию изображений основных представителей пантеона Ваджраяны. В главе представляется четкая система связей между различными божествами Алмазной Колесницы по критерию их принадлежности одному из пяти семейсив дхьяни-будд.
В результате анализа изображений божеств, представленного в главе второй, в третьей главе дается описание и устанавливается значение основных элементов (символов) иконографии Ваджраяны, которые, как показало исследование, формируют определенную знаковую систему.

слайд из 15

Слайд 5

Иконография Ваджраяны – уникальное явление в религиозном искусстве народов мира. Она сочетает

Иконография Ваджраяны – уникальное явление в религиозном искусстве народов мира. Она сочетает
в себе черты нескольких культурных пластов разного времени и традиций: тибетских добуддийских шаманских верований, индийского тантризма и шиваизма, буддизма Махаяны.
Элементы иконографических изображений танка в своей основе содержат универсальные символы, связанные с общечеловеческими представлениями о мироздании и духовном опыте. В связи с этим исследование символики иконографии Ваджраяны открывает новые возможности для сопоставительного анализа религиозного искусства различных традиций.

слайд из 15

Слайд 6

Танка – произведение традиционной тибетской иконографии. Танка выполняется с использованием клеевых красок

Танка – произведение традиционной тибетской иконографии. Танка выполняется с использованием клеевых красок
или отпечатывается на шелке, либо хлопчатобумажной ткани, загрунтованной смесью из мела и животного клея. Изображение создается одним художником либо группой мастеров в соответствии со строгими канонами. Танка может иметь размеры от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров.

слайд из 15

Слайд 7

В традиции Ваджраяны божество – это сложный, глубоко символичный образ представителя буддийского

В традиции Ваджраяны божество – это сложный, глубоко символичный образ представителя буддийского
пантеона. Он представляет собой архетип и является центральным компонентом практики поиска отражений элементов данного образа в сознании верующего для пробуждения природы будды, лежащей в основе всех элементов психики.

слайд из 15

Слайд 8

Ади-Будда – изначальный будда, принцип существования состояния будды и возможности его достижения.

Ади-Будда – изначальный будда, принцип существования состояния будды и возможности его достижения. слайд из 15

слайд из 15

Слайд 9

Из Ади-Будды эманируют пять дхьяни-будд (будд медитации), содержащих основные аспекты существования макрокосма

Из Ади-Будды эманируют пять дхьяни-будд (будд медитации), содержащих основные аспекты существования макрокосма
и микрокосма, находящихся в единстве. Из пяти будд медитации эманируют все остальные божества, имеющие принадлежность к одному из пяти семейств божеств.

слайд из 15

Слайд 10

Божества на танка изображаются в различных, порой противоположных, ипостасях – мужских и

Божества на танка изображаются в различных, порой противоположных, ипостасях – мужских и
женских, мирных и грозных- которые есть различные аспекты одного и того же.

слайд из 15

Слайд 11

Пороговые символы – элементы образа божества, которые в человеческом сознании воспринимаются как

Пороговые символы – элементы образа божества, которые в человеческом сознании воспринимаются как
отвратительное, пугающее, социально не одобряемое, запретное, а в духовных практиках тантрического направления призваны выводить сознание адепта за пределы двойственного восприятия мира.

слайд из 15

Слайд 12

Особым типом изображения является яб-юм – изображение пары божеств в любовном соитии.

Особым типом изображения является яб-юм – изображение пары божеств в любовном соитии.
Яб-юм выражает важнейший принцип буддизма Ваджраяны – единство внутренне постигаемой в результате озарения мудрости праджни и метода ее постижения упаи. Мудрость праджня выступает как женское, а метод упая как мужское начало.

слайд из 15

Слайд 13

слайд из 15

Рассмотрим пример изображения мирного божества.
На этой танка изображен Манджушри –

слайд из 15 Рассмотрим пример изображения мирного божества. На этой танка изображен
бодхисаттва, воплощающий мудрость всех будд. Он изображен в виде молодого царевича. Молодость указывает на то, что постижение изначальной мудрости достигается не благодаря умудренности годами, а вследствие озарения. Царские атрибуты и украшения характерны для образов бодхисаттв, в отличие от будд, изображаемых в монашеском одеянии. Монашеские атрибуты будд символизируют их отрешенность от мира, в то время как царские атрибуты бодхисаттв являются символом того, что они отказались от Освобождения ради себя и воплощаются в мириадах миров сансары, над которой они властвуют. Диадема бодхисаттвы является символом принятия пути помощи всем страдающим в сансаре. Цвет тела бодхисаттвы желтый – цвет будд и достижения состояния будды. Вокруг его тела тигла, вокруг головы – ореол – символы высоких духовных достижений. Его особыми атрибутами являются пламенеющий меч и книга. Пламенеющий меч в правой руке – символ рассечения мрака невежества. В левой руке, сложенной в витарка-мудре (мудрее аргументации) он держит голубой лотос, на котором находится книга. Обычно считается, что это Праджняпарамита-сутра – Сутра Запредельной Мудрости.

Слайд 14

слайд из 15

Рассмотрим пример изображения гневного божества
На данной танка изображен Ямантака –

слайд из 15 Рассмотрим пример изображения гневного божества На данной танка изображен
одна из грозных ипостасей Манджушри. Его образ обладает множеством пороговых символов. Он изображается в союзе со своей праджней (изображение яб-юм). Ямантака имеет синий цвет тела. У него 9 голов, основная голова бычья, самая верхняя – принадлежит Манджушри, что указывает на его проявление. Божество имеет шестнадцать ног и тридцать четыре руки. Духовные супруги обнажены – символ свободы от обусловленностей, их волосы стоят дыбом – символ Просветления. За его спиной пылает огонь. Ногами Ямантака попирает врагов Учения как людей и животных, так и богов. Образ Ямантаки имеет множество элементов, восходящих к индийской тантрической традиции и шиваизму, а также большинство символов уходят корнями в добуддийские архаические представления о мире и духовном опыте.

Слайд 15

Выводы работы.
1. Ключевым элементом изображения на танка являются божества традиции Ваджраяны, которые

Выводы работы. 1. Ключевым элементом изображения на танка являются божества традиции Ваджраяны,
понимаются как сложный, глубоко символичный образ представителя буддийского пантеона. Он представляет собой архетип и является центральным компонентом практики поиска отражений элементов данного образа в сознании верующего для пробуждения природы будды, лежащей в основе всех элементов психики.

слайд из 15

5. Большинство символов иконографии Ваджраяны имеют древнее добуддийское происхождение и отражают универсальные для разных народов архаические представления о мироздании и духовном опыте.

4. Важнейшим компонентом иконографии Ваджраяны, отражающим идею о единстве добра и зла и необходимости выхода за их пределы, является наличие пороговых символов (обычно у гневных божеств).

3. Изображения на танка отражают важнейший принцип буддизма Ваджраяны – единство внутренне постигаемой в результате озарения мудрости праджни и метода ее постижения упаи.

2. Символы и атрибуты изображений божеств имеют определенную логически завершенную систему, которая соответствует космогоническим и космологическим представлениям Ваджраяны. Благодаря строгости канонических правил выполнения иконографических изображений, символы имеют регулярную воспроизводимость и образуют определенную знаковую систему, где они связаны и противопоставлены друг другу.

Имя файла: Символика-иконографии-Ваджраяны.pptx
Количество просмотров: 109
Количество скачиваний: 0