Символика желтого цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Содержание

Слайд 2

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Слайд 3

Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Ф.М.Достоевского, можно выделить двадцать,

Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Ф.М.Достоевского, можно выделить двадцать,
где Петербург является главным местом действия.

Слайд 4

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман , точно вылит, так

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман , точно вылит, так
он строен.
При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес!
А.Фадеев

Слайд 5

Цель работы – выявить и описать функции желтого цвета в тексте романа.
Задачи:

Цель работы – выявить и описать функции желтого цвета в тексте романа.

выяснить, какая цветовая лексика используется в изучаемом произведении;
выявить цели использования желтого цвета в романе;
определить, какое настроение оно помогает передать;
рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя;
изучить функционирование желтого цвета в романе;
обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.

Слайд 6

ФУНКЦИИ ЦВЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ:

1. Различительная, или описательная, функция:
- описания природы,
- описания интерьера,
- описания внешнего вида человека.

ФУНКЦИИ ЦВЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ: 1. Различительная, или описательная, функция: - описания
2. Характеризующая функция:
- характеристика действительности,
- характеристика состояния человека.

Слайд 7

СИМВОЛИКА ЖЕЛТОГО ЦВЕТА

1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой
2. Магическое воздействие
3. Знак отличия

СИМВОЛИКА ЖЕЛТОГО ЦВЕТА 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой 2. Магическое воздействие
в обществе
4. Язык общения с богами и духами
5. Язык ритуалов
6.Знаки и сигналы
7. Негативная символика желтого и золотого

Слайд 8

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ В РОМАНЕ

М. В. Ломоносов 4,6/13,5
В. К. Тредиаковский 1,8/23,6

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ В РОМАНЕ М. В. Ломоносов 4,6/13,5 В. К. Тредиаковский 1,8/23,6

А. П. Сумароков 4,8/26,3
Г. Р. Державин 2,5/17,5
В. В. Капнист 4,2/29,6
А. С. Пушкин 4,3/16,3
М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1
Ф. И. Тютчев 2,4/22,5
Н. В. Гоголь 5,0/10,6
Л. Н. Толстой 7,9/1,7
Ф. М. Достоевский 10,6/2,5

Слайд 9

КОМНАТА РАСКОЛЬНИКОВА

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий

КОМНАТА РАСКОЛЬНИКОВА «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый
вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями...»
Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук».
И, уже лежа в постели, больной «Раскольников обо­ротился к стене, где на грязных желтых обоях с бе­лыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматри­вать...».

Слайд 10

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид
со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями...»

Слайд 12

КОМНАТА СОНИ

«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть,

КОМНАТА СОНИ «Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно
здесь бывало сыро и угарно зимой».

Слайд 14

КВАРТИРА СТАРУХИ-РОСТОВЩИЦЫ

«Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся очень старая и из

КВАРТИРА СТАРУХИ-РОСТОВЩИЦЫ «Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся очень старая и
желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках...»
«В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».

Слайд 15

ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ

«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его (Порфирия Петровича) было цвета

ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ «Пухлое, круглое и немного курносое лицо его (Порфирия Петровича) было
больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
«Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)

Слайд 16

ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ

«Она вновь забылась, но это последнее забытье продолжалось недолго. Бледно-желтое, иссохшее

ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ «Она вновь забылась, но это последнее забытье продолжалось недолго. Бледно-желтое,
лицо ее закинулось навзничь назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла».(Катерина Ивановна)

Слайд 17

ОБРАЗ ЖЕЛТОГО ПЕТЕРБУРГА

Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в городе, где желтый цвет

ОБРАЗ ЖЕЛТОГО ПЕТЕРБУРГА Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в городе, где желтый
очень ярко высвечивает болезненную атмосферу города. Не случайно автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.

Слайд 19

У ДОСТОЕВСКОГО ПЕТЕРБУРГ — ЭТО ГОРОД КОНТРАСТОВ: «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ» И «СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО»; ЭТО ГОРОД,

У ДОСТОЕВСКОГО ПЕТЕРБУРГ — ЭТО ГОРОД КОНТРАСТОВ: «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ» И «СИЛЬНЫХ
ГДЕ НЕЧЕМ ДЫШАТЬ, ГОРОД РАВНОДУШИЯ И БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ; ЭТО И ГОРОД-УБИЙЦА, И ГОРОД-ПРИЗРАК, И ГОРОД-ТУПИК; ЭТО УЖАС И БЕЗУМИЕ. БЕЗУМНЫЙ ГОРОД ПОРОЖДАЕТ БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ, ГОРОД-УБИЙЦА ПОРОЖДАЕТ ЛЮДЕЙ-УБИЙЦ.

Слайд 21

ВАН-ГОГ

ВАН-ГОГ

Слайд 22


Символика
цвета.
Основной цвет романа –желтый.

Желтая каморка Раскольник-ова

сарай с желтоватыми обоями у
Сони

Желтый

Символика цвета. Основной цвет романа –желтый. Желтая каморка Раскольник-ова сарай с желтоватыми
цвет в романе создает
ощущение
болезненности,
расстройства,
безысходности


Мебель из желтого
Отполиро-ванного
дерева у
Порфирия
Петровича

Старуха-
Процентщица
Одета в
Пожелтел-ую
кацавейку

Слайд 23

ВЫВОД

Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства,

ВЫВОД Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья,
надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

Слайд 24

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ВЫПОЛНЯЕТ РАЗЛИЧИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ: - УГЛУБЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ; - СОЗДАНИЕ УБОГОСТИ КОМНАТ,

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ВЫПОЛНЯЕТ РАЗЛИЧИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ: - УГЛУБЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ; - СОЗДАНИЕ УБОГОСТИ
ГДЕ ЖИВУТ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА; - СОЗДАНИЕ БОЛЕЗНЕННОСТИ НЕ ТОЛЬКО ГЕРОЕВ, НО И ГОРОДА ПЕТЕРБУРГ

Слайд 25

ФУНКЦИИ СИМВОЛИКИ ЖЕЛТОГО ЦВЕТА В РОМАНЕ: 1. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - ОТЧАЯНИЕ 2. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

ФУНКЦИИ СИМВОЛИКИ ЖЕЛТОГО ЦВЕТА В РОМАНЕ: 1. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - ОТЧАЯНИЕ 2.
- БЕЗУМИЕ 3. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - БОЛЕЗНЬ 4. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - ПРОДАЖНОСТЬ 5. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - ГРЕХ 6. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 7. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – ЦВЕТ ПЕТЕРБУРГА
Имя файла: Символика-желтого-цвета-в-романе-Ф.М.Достоевского-«Преступление-и-наказание».pptx
Количество просмотров: 255
Количество скачиваний: 0