Слайд 2Цель:
познакомить учащихся с народными промыслами России, выявить их отличия и общность, сформировать
навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.
Слайд 3Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото»
Что такое
промысел?
Это возможность заработать деньги. С давних времён в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.
Дивным - давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор.
Слайд 4Гжель
Ай да вазы, что за диво, хороши
и та, и та,
Все нарядны
и красивы, расписные,
все в цветах!
Здесь и роза и ромашка, одуванчик,
васильки,
С синей сеточкой по краю,
просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять
земель
Расписали ту посуду на Руси,
в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом
него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда
Так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды
Есть вкусней и веселей.
Слайд 5Посуда из Гжели
Гжель – большой район, объединяющий до 30 сёл и деревень
(60 км от Москвы).
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она -
майолика.
Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Называли такую роспись по названию села – гжель.
Слайд 6Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы
они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитами-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах.
Слайд 7Посуда
Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки,
чайники, миски.
Декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом.
Слайд 10Мазок
Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазки кладут широкими
круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор.
Слайд 16Последовательность росписи птицы
Слайд 17Задание
Выполнить композицию в круге по мотивам гжельской росписи.
Работу выполнить красками.