Смысл коммуникаций по Бахтину

Содержание

Слайд 2

Михаил Михайлович Бахтин (ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975, Москва) —

Михаил Михайлович Бахтин (ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975, Москва) —
русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры.

Михаил Михайлович Бахтин

Слайд 3

Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории

Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории
речевых жанров. Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина».

Михаил Михайлович Бахтин

Слайд 4

Бахтин считается одним из основателей философии диалога (диалогики). Диалог рассматривается в

Бахтин считается одним из основателей философии диалога (диалогики). Диалог рассматривается в методологическом
методологическом аспекте как совместная социальная деятельность, способ познания мира и самопознания человека, снятие отчуждения между человеком и миром. Это и общение человека с человеком, и общение человека с текстом, а через него с миром, и общение человека с самим собой, со своей мыслью в мыслях. Само бытие человека диалогично, логика его мышления диалогична.

Диалоговая модель
Михаила Бахтина.

Слайд 5

Диалог требует подготовленного субъекта, способного к построению диалогической позиции, способного видеть

Диалог требует подготовленного субъекта, способного к построению диалогической позиции, способного видеть другое
другое Я, фиксировать, разворачивать и разрешать противоречия между своим Я и Я другого, способного к напряженной творческой активности, осуществления своего Я в защите своих ценностей. Диалог есть основа человеческого взаимопонимания. Диалог осознается как не только как элементарная конструкта общения, но как многоуровневый и многоплановый, сложно организованный социокультурный феномен с широкой сферой своего активного действия.

Диалоговая модель
Михаила Бахтина.

Слайд 6

Адресованность, обращенность, по Бахтину, является необходимым признаком высказывания. Без слушающего нет и

Адресованность, обращенность, по Бахтину, является необходимым признаком высказывания. Без слушающего нет и
говорящего, без адресата нет и адресанта. «Слово (Бахтин использует выражение «двухголосое слово» - В.К.) ориентировано на собеседника, ориентировано на то, кто этот собеседник: человек той же социальной группы или нет, выше или ниже стоящий (иерархический ранг собеседника), связанный или не связанный с говорящим какими-либо более тесными социальными узами (отец, брат, муж и т.п.). Абстрактного собеседника, так сказать, человека в себе, н может быть; с ним действительно у нас не было бы общего языка ни в буквальном, ни в переносном смысле».

Идея адресованности всякого высказывания.

Слайд 7

Бахтин отмечал, что всякое высказывание приобретает смысл только в контексте: в конкретное

Бахтин отмечал, что всякое высказывание приобретает смысл только в контексте: в конкретное
время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греч. слов chronos и topos – время и место).

Идея социального контекста высказывания.

Слайд 8

Еще одна базисная идея Бахтина, о которой стоит сказать хотя бы несколько

Еще одна базисная идея Бахтина, о которой стоит сказать хотя бы несколько
слов, - карнавализация народной культуры. Он проводит системный анализ средневековых праздников дураков, ослов, во время которых происходит смена верха и низа. При этом король и шут меняются местами: восхваляемое и ругаемое переворачиваются. В ситуации карнавала стирается различие между актерами и зрителями, карнавал не знает рампы даже в зачаточной форме. Карнавал не созерцают, в нем живут, и живут все, потому что по своей идее карнавал всенароден. Бахтин подходит к изучению карнавала как особого коммуникативного механизма. Сегодня, когда говорят о карнавализации многих аспектов культуры, эти исследования Бахтина (прежде всего, работа «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса») весьма актуальны.

карнавализация народной
культуры

Имя файла: Смысл-коммуникаций-по-Бахтину.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0