Собор Св. Вита в Праге

Содержание

Слайд 2

Собор святого Вита - это яркий пример переплетения архитектурных стилей разных эпох,

Собор святого Вита - это яркий пример переплетения архитектурных стилей разных эпох,
так характерного для пражских зданий. В этом монументальном сооружении гармонично сочетаются три различных стиля: готика, ренессанс и барокко.

Все готические соборы были долгостроями, и Святой Вит не исключение.
Строительство собора растянулось почти на 600 лет - с 1344-го по 1929-й.

Восточная часть храма была построена в 14-15 веках, западная - только во второй половине 19 века. Окончательно собор был достроен только в начале 20 столетия (1929).

Слайд 3

Храм был заложен Карлом IV на месте романской базилики XI века, которая

Храм был заложен Карлом IV на месте романской базилики XI века, которая
стояла на месте еще более старой ротонды, построенной Вацлавом в 935 году (остатки базилики и ротонды видны через решетку с южной стороны собора). По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, которого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо - черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.

Южный фасад

Южный фасад

Южный фасад

Южный фасад

Бронзовый петушок на крыше собора

Слайд 4

Длина собора святого Вита 124 метра, ширина в самой широкой части -

Длина собора святого Вита 124 метра, ширина в самой широкой части -
60 метров, высота храма до свода - 33 метра, высота главной южной башни - 96,6 метра. Диаметр окна - розы на западном фасаде - 10,4 метра. Четыре бронзовые двери с рельефами встречают посетителей.

Слайд 5

Западный фасад

Храм был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как главный

Западный фасад Храм был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как
город Чехии; Град - как основа Праги; собор Святого Вита - как главный храм Града. Проект его подготовил француз Матье из Арраса, и в 1344 году началась стройка. Деньги для нее Карл IV доставал самыми разными способами: брал десятину с серебродобытчиков и налоги с церквей, наладил продажу индульгенций.

Матье не удалось закончить проект - через восемь лет он умер. Продолжить строительство Карл позвал 24-летнего Петра Парлержа из Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399 годах он возвел капеллы обхода хора, лестницу, свод пресвитерия и нижнюю часть главной башни с Золотыми воротами. Вместе со своим предшественником мастер был похоронен в северной части собора.

Слайд 6

Сыновья Парлержа(Парлера) Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались

Сыновья Парлержа(Парлера) Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались
Гуситские войны. К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество "погибнуть перед башней святовитской". Вацлав толковал слово "перед" двояко - как "перед башней на площади" или "перед тем, как она будет закончена", поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инсульт. Хитрое пророчество таки сбылось. А башню достроили только в 1562 году; архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. Нынешним своим барочным обликом эта крыша обязана Пакасси (1770). Видная с площади Третьего двора готическая кладка главной башни датируется XV веком.

Слайд 7

Под куполом главной башни висит самый большой в Чехии колокол "Зигмунд" весом

Под куполом главной башни висит самый большой в Чехии колокол "Зигмунд" весом
18 тонн, отлитый в XVI веке

В 2002 году  у «Зигмунда» отвалился язык, что всегда считалось дурным предзнаменованием – на следующий год на Прагу обрушилось катастрофическое наводнение.

Слайд 8

Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры

Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры
и горгульи(в готической архитектуре -- выступающие водосточные трубы в виде фантастических фигур), представляющие борьбу между добром и злом.

 О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают
каменные фигуры химер, украшающие водостоки.

Слайд 9

Хоры и капеллы

Хоры и капеллы

Слайд 10

На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд

На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе.
о Вацлаве и Войтехе.

Слайд 11

Южные Золотые ворота справа от башни украшает восстановленная мозаика 1370 года с

Южные Золотые ворота справа от башни украшает восстановленная мозаика 1370 года с
изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры - из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы.

«Золотые ворота»являлись главным входом в собор. Через эти ворота входили в собор торжественные процессии, а также правители в день коронации. Название «золотые» ворота получили благодаря мозаике со сценой «Страшного суда», созданной в 1370-1371 годах венецианскими мастерами.

Слайд 12

Аллегорические композиции на зодиакальные темы

Аллегорические композиции на зодиакальные темы

Слайд 13

Мозаика со сценой «Страшного суда». Создана в 1370-1371 годах венецианскими мастерами.

Мозаика со сценой «Страшного суда». Создана в 1370-1371 годах венецианскими мастерами.

Слайд 14

Мозаика Адам и Ева

Мозаика Адам и Ева

Слайд 15

Один из порталов собора и его стрельчатый свод

Один из порталов собора и его стрельчатый свод

Слайд 16

При входе в собор сразу же поражают его размеры и высота. Готическая

При входе в собор сразу же поражают его размеры и высота. Готическая
архитектура как бы возносит вас, независимо от того верующий вы или нет, к небу и Богу. В этом большая сила христианской архитектуры - она сразу дает почувствовать величие и красоту веры.

Слайд 17

Вид на высокий хор внутри
собора св. Витта

Отделка собора весьма богата. Самыми

Вид на высокий хор внутри собора св. Витта Отделка собора весьма богата.
значимыми являются работы, выполненные еще Парлером, которые находятся в облицованной полудрагоценными камнями и позолоченной штукатуркой капелле Венцеля. В середине хора расположен мавзолей Габсбургов, сооруженный в 16 столетии. Кроме того, следует также указать на отделку в стиле барокко могилы святого Иоганна фон Непомука, выполненную по проектам Жозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха с 1733 по 1736 года. В 20 веке собор был дополнен неоготическим главным алтарем и витражом, оформленным Альфонсом Мухой (1931) и Максом Свабинским (1934). С 1355 года как реликвия в соборе хранится голова святого Вита.

Слайд 18

В интерьере собора все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит

В интерьере собора все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит
сплошным кружевом оконных переплетов, льющиеся через них лучи света, окрашенные цветными стеклами витражей, создают в соборе постоянное ощущение солнечного дня.

Центральный неф собора

Сегодня в соборе, в главной части хора над алтарем, можно видеть скульптурную портретную галерею основателей и первых строителей храма. Здесь находятся бюсты Матье из Арраса, Петра Парлержа (оба мастера похоронены в стенах собора, в капелле Марии Магдалены), короля Карла IV и членов его семьи, архиепископов Праги и других лиц, причастных к строительству собора. Эта галерея - единственный памятник подобного рода в западноевропейском средневековом искусстве.

Слайд 19

Интерьер собора св. Вита

Смелый и инновационный проект Парлера вылился в новый уникальный

Интерьер собора св. Вита Смелый и инновационный проект Парлера вылился в новый
синтез элементов готического стиля в архитектуре. Это лучше всего представлено сводами, которые он спроектировал для хора. Так называемые парлеровские, или решетчатые, своды имеют двойные (а не единственные, как в классических крестообразных сводах стиля высокой готики) диагональные ребра, которые охватывают всю ширину пролета хора. Пересекающиеся пары ребер образуют решетчатую конструкцию (что отразилось в названии), которая значительно усиливает свод. Они также придают выразительное украшение потолку, поскольку изгибающиеся пролеты сводов создают динамичный зигзагообразный рисунок вниз во всю длину собора.

Слайд 20

Окно-розетка изнутри /снаружи

В 1927-28 годах был выполнен витраж окна розы западного фасада.

Окно-розетка изнутри /снаружи В 1927-28 годах был выполнен витраж окна розы западного фасада.

Слайд 21

Внимание привлекают огромные цветные окна (витражи). Они были созданы уже в ХХ

Внимание привлекают огромные цветные окна (витражи). Они были созданы уже в ХХ
веке самыми прославленными чешскими художниками, среди которых Альфонс Муха и Макс Швабинский.

Слайд 22

«Святая Троица»

Макс Швабинский -

«Страшный Суд»

«Святая Троица» Макс Швабинский - «Страшный Суд»

Слайд 23

Витражи собора
"Легенда о Кирилле и Мефодии“ (1931)

Альфонс Муха –

Витражи собора "Легенда о Кирилле и Мефодии“ (1931) Альфонс Муха –

Слайд 24

Святой Франциск, Святой Пётр и Святая Елизавета.
Витраж

Святой Франциск, Святой Пётр и Святая Елизавета. Витраж

Слайд 25

Надгробие св. Яна Непомуцкого не заметить нельзя. Оно большое и сделано из

Надгробие св. Яна Непомуцкого не заметить нельзя. Оно большое и сделано из 39 центнеров серебра.
39 центнеров серебра.

Слайд 26

Ян Непомуцкий был Пражским епископом в конце 14 века.
Звание святого он удостоился

Ян Непомуцкий был Пражским епископом в конце 14 века. Звание святого он
за то, что мужественно отказывшись открыть королю Вацлаву IV тайну исповеди королева, был утоплен в Влтаве. Согласно легенде, над местом, где река выбросила его тело, на небе появились 5 звезд, символизирующих 5 букв латинского алфавита – “taset”, что означает “молчи”. С тех пор, над головой святого принято изображать пять звезд.
(На Карловом мосту есть его статуя с нимбом из пяти звезд.)

Слайд 27

Замечательным творением мастера Петра Парлера в соборе Св. Вита является капелла Св.

Замечательным творением мастера Петра Парлера в соборе Св. Вита является капелла Св.
Вацлава (1362-1364), которую называют настоящей сокровищнецей чешского готического искусства. Капелла построена над гробницей Св. Вацлава, чешского князя в 924-935 годах, считающегося небесным покровителем Чехии. При князе Вацлаве чехи приняли христианство. Впоследствии князь был убит своим младшим братом и после гибели причислен к лику святых.

Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней  - агата, сердолика, аметиста, яшмы. В центре капеллы возвышается статуя Св. Вацлава работы Петра Парлержа. Князь изображен в доспехах, в полном вооружении, на фоне стенной живописи, изображающей сцены из его жизни. Здесь же находится богато украшенная гробница Св. Вацлава. В капелле, в специальной камере, хранятся коронационные регалии чешских королей: корона святого Вацлава, его шлем и другие реликвии.

Слайд 28

Нижняя часть стен облицована полудрагоценными камнями. Облицовка прерывается циклом «Страстей Христовых», созданных

Нижняя часть стен облицована полудрагоценными камнями. Облицовка прерывается циклом «Страстей Христовых», созданных
неизвестным мастером в 1372-1373 гг. Над циклом «Страстей» помещен второй цикл, изображающий на всех стенах сцены из Жития св. Вацлава. В капелле покоятся мощи святого.

Слайд 29

Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на

Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на
семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии.

Слайд 30

Главный алтарь собора Святого Вита сделан в 1873 году Краннером и Моцкером.

Главный алтарь собора Святого Вита сделан в 1873 году Краннером и Моцкером.
Перед ним находится Королевский саркофаг из белого мрамора образующий надземную часть усыпальницы. Под надгробием находится королевская крипта с саркофагами чешских правителей (Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других).

Слайд 31

Собор святого Вита является усыпальницей чешских королей и пражских епископов. Перед главным

Собор святого Вита является усыпальницей чешских королей и пражских епископов. Перед главным
алтарем неоготическом стиле (1873 г.) установлен белый мраморный саркофаг (1589 г.). императора Фердинанда, его жены Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II. В подземной королевской крипте находятся саркофаги Карла IV, его четырех жен и детей, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Ладислава Погробека, оловянный гроб Рудольфа II и гроб Марии Амалии, дочери Марии-Терезии.

Слайд 32

Орган собора Святого Вита

Орган собора относится к одним из лучших

Орган собора Святого Вита Орган собора относится к одним из лучших в
в Европе, и здесь часто устраиваются концерты органной музыки.

Слайд 33

В галерее собора вывешены портреты членов семьи Карла IV и архитекторов, принимавших

В галерее собора вывешены портреты членов семьи Карла IV и архитекторов, принимавших
участие в проекте, а также бюсты тех, кто внес пожертвования на завершающем этапе строительства собора.

Слайд 34

Королевский балкон в храме св. Вита в пражском Граде построен в 1493

Королевский балкон в храме св. Вита в пражском Граде построен в 1493
году и частично перестроен в 1878 году. Первоначально проект балкона приписывался Бенедикту Риду, затем - его предшественнику Гансу Шписсу из Франкфурта - на - майне. На балконе изображены гербы земель, принадлежавших королю Владиславу Ягеллонскому, по приказу которого он был построен.

Слайд 35

Находящиеся в соборе многочисленные  скульптурные бюсты членов королевской фамилии во главе с

Находящиеся в соборе многочисленные скульптурные бюсты членов королевской фамилии во главе с
Карлом IV, а также надгробия чешских князей и королей в капеллах хора (1365-1385) изготовлены в мастерской семейства Парлеров. Эти скульптуры проникнуты идеей величия Чешского государства, и поражают совершенством скульптурной формы и индивидуальностью лиц, в ряде случаев напоминая собой лучшие образцы итальянской скульптуры 15 столетия.

Слайд 36

Подземелья королевской крипты

Рядом с одной из капелл (Св. Креста) лестница ведет

Подземелья королевской крипты Рядом с одной из капелл (Св. Креста) лестница ведет
в подземелье храма, к археологическим раскопкам и в королевскую крипту. Спустившись в лабиринт, часть которого отгорожена решеткой и погружена во тьму, можно посмотреть, как чехи хоронили своих королей — Карла IV, четырех его жен, Иржи из Подебрад, Вацлава IV, Рудольфа II. Никаких украшений, все очень скромно.
Имя файла: Собор-Св.-Вита-в-Праге.pptx
Количество просмотров: 271
Количество скачиваний: 10