Сравнительная культурология. Новое время. Лекция 15

Содержание

Слайд 2

Хронологические рамки

Начало Нового времени – Реформация, окончание – Великая французская буржуазная

Хронологические рамки Начало Нового времени – Реформация, окончание – Великая французская буржуазная
революция.
18 век – век Просвещения.
Просвещение - распространение знаний и образования, моральное и гражданское воспитание, а также утверждение «истинных» идей о мире, обществе и человеке.

Слайд 3

Основные характеристики эпохи Просвещения:

Секуляризация (светскость) общественного сознания,
Распространение идеалов протестантизма,
Возрастание интереса

Основные характеристики эпохи Просвещения: Секуляризация (светскость) общественного сознания, Распространение идеалов протестантизма, Возрастание
к научному и философскому знанию,
Вера в преобразующие возможности образования.

Слайд 4

Эпоха Просвещения

Человек эпохи Просвещения - рационалист, руководствуется разумом.
Продуманное ведение хозяйства, рациональное использование

Эпоха Просвещения Человек эпохи Просвещения - рационалист, руководствуется разумом. Продуманное ведение хозяйства,
рабочего и свободного времени.
Право человека быть равным с другими, свободным в своих решениях и действиях

Слайд 5

Эпоха Просвещения

Деизм - учение о Боге как творце вселенной, которая подчинена естественному,

Эпоха Просвещения Деизм - учение о Боге как творце вселенной, которая подчинена
закономерному ходу событий.
Апелляция просветителей к природе при отклонении от христианской идеи.

Слайд 6

Эпоха Просвещения

Рационализм – основополагающая чета культуры эпохи Просвещения.
Научность - характерная черта ученых

Эпоха Просвещения Рационализм – основополагающая чета культуры эпохи Просвещения. Научность - характерная
18 в., убежденность в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами.

Слайд 7

Эпоха Просвещения

Идея прогресса
Абсолютизация значения воспитания в формировании нового человека

Эпоха Просвещения Идея прогресса Абсолютизация значения воспитания в формировании нового человека

Слайд 8

Просвещенный абсолютизм

«Король-солнце» Людовик XIV
Прусский король Фридрих II (увлекался французскими

Просвещенный абсолютизм «Король-солнце» Людовик XIV Прусский король Фридрих II (увлекался французскими писателями,
писателями, был дружен с Вольтером, отличался веротерпимостью, ввел всеобщее начальное образование)
Русская императрица Екатерина II (переписывалась со многими выдающимися философами)

Слайд 9

Литература

эпистолярный жанр (литературные произведения в форме писем),
мемуары,
философские мысли.

Литература эпистолярный жанр (литературные произведения в форме писем), мемуары, философские мысли.

Слайд 10

Литература во Франции

Франсуа де Ларошфуко (сборник афоризмов и сентенций «Максимы»),
Жан Расин (трагедии

Литература во Франции Франсуа де Ларошфуко (сборник афоризмов и сентенций «Максимы»), Жан
«Ифигения», «Андромаха», «Федра»),
Жан Батист Мольер ( «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»),
Жан Лафонтен (басни)

Слайд 11

Литература во Франции

Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) - «Орлеанская девственница» «Философские письма», «Философский

Литература во Франции Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) - «Орлеанская девственница» «Философские письма»,
словарь», «О нравах и духе народов», «Брут», «Эдип».
Руссо - «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза» .

Слайд 12

Литература в Англии

Даниель Дефо («Робинзон Крузо»).
Джонатан Свифт (сатирический роман «Путешествия Гулливера»).

Литература в Англии Даниель Дефо («Робинзон Крузо»). Джонатан Свифт (сатирический роман «Путешествия Гулливера»).

Слайд 13

Литература в Италии

Карло Гольдони («Слуга двух господ» и «Трактирщица»).

Литература в Италии Карло Гольдони («Слуга двух господ» и «Трактирщица»).

Слайд 14

Искусство Нового времени

Стиль «барокко» (между Ренессансом и классицизмом):
отсутствие непременного стремления к

Искусство Нового времени Стиль «барокко» (между Ренессансом и классицизмом): отсутствие непременного стремления
симметрии,
вольность полета фантазии творца,
отсутствие сдерживающих и предписывающих канонов.

Слайд 15

Стиль барокко в архитектуре

Стиль барокко в архитектуре

Слайд 16

Стиль барокко в пластике

Стиль барокко в пластике

Слайд 17

Стиль барокко в живописи

Питер Пауль Рубенс.
Венера и Адонис.

Стиль барокко в живописи Питер Пауль Рубенс. Венера и Адонис.

Слайд 18

Стиль классицизм

Основная черта классицизма – подражание классической старине, греческой античности.

Стиль классицизм Основная черта классицизма – подражание классической старине, греческой античности.

Слайд 19

Классицизм в архитектуре – здание Российской Академии искусств в С.Петербурге.

Классицизм в архитектуре – здание Российской Академии искусств в С.Петербурге.

Слайд 20

Бранденбургские ворота (Берлин)

Бранденбургские ворота (Берлин)

Слайд 21

Стиль романтизм. Основные черты:

утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности,
изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей

Стиль романтизм. Основные черты: утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую
и характеров,
одухотворённой и целительной природы.
Романтизм в литературе и музыке.

Слайд 22

Основные мотивы произведений романтизма:

Голубой цветок
Мотив путешествия
Образ двойника
Зеркало
Сказочные существа, феи, приведения
Тоска по родине

Основные мотивы произведений романтизма: Голубой цветок Мотив путешествия Образ двойника Зеркало Сказочные
или по дальним странам

Слайд 23

Романтизм в живописи

Каспар Давид Фридрих.
Странник над морем тумана.

Романтизм в живописи Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана.

Слайд 24

Романтизм в живописи

Каспар Давид Фридрих.
Северный ледовитый океан.

Романтизм в живописи Каспар Давид Фридрих. Северный ледовитый океан.

Слайд 25

Романтизм в литературе

Германия:
Г. Гейне, братья Я. и В. Гримм, Э.Т. Гофман (сказки),

Романтизм в литературе Германия: Г. Гейне, братья Я. и В. Гримм, Э.Т.
К. Брентано и др.
Россия:
В.А.Жуковский,
А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др.

Англия:
В. Скотт, Байрон, Шелли, Дж. Китс и др.
Франция:
Гюго, Ж.Санд, П.Мериме, А.Дюма-отец и др.

Слайд 26

„J.W. Goethe.Wanderers Nachtlied” (пер.М.Ю. Лермнотова)

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не

„J.W. Goethe.Wanderers Nachtlied” (пер.М.Ю. Лермнотова) Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие
пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнёшь и ты.

Über allen Gipfeln Ist Ruh, In allen Wipfeln Spürest du Kaum einen Hauch; Die Vögelein schweigen im Walde. Warte nur, balde Ruhest du auch.

Слайд 27

Реализм

В искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или

Реализм В искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или
иному виду художественного творчества.
17 – 18 вв.

Слайд 28

Реализм в живописи и литературе.

И.Е. Репин.
Бурлаки на Волге.
И.Тургенев, Л. Толстой,
О. Бальзак,

Реализм в живописи и литературе. И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. И.Тургенев, Л. Толстой, О. Бальзак, Стендаль,
Стендаль,

Слайд 29

План семинара

Эпоха Просвещения в Англии
Эпоха Просвещения во Франции
Эпоха Просвещения в России
Стиль барокко

План семинара Эпоха Просвещения в Англии Эпоха Просвещения во Франции Эпоха Просвещения
живописи
Стиль барокко в архитектуре
Стиль рококо - характеристика, проявление в искусстве.

Слайд 30

План семинара

7. Романтизм в литературе и живописи.
8. Классицизм в художественной культуре.
9. Реализм

План семинара 7. Романтизм в литературе и живописи. 8. Классицизм в художественной
в литературе и живописи.
Имя файла: Сравнительная-культурология.-Новое-время.-Лекция-15.pptx
Количество просмотров: 11
Количество скачиваний: 0