Слайд 2План лекції:
Культурологія як наука.
Сутність культури, закономірності світового та національного культурно-історичного процесу.
Історія
української культури як навчальна дисципліна.
Слайд 3Почему проблемы культуры важны?
Именно культурное разнообразие общества делает его динамичным, развивающимся
Разнообразие по
сути ведет к конфликтности, а конфликт- к необходимости принимать решения и что-то менять, или отказываться от существующего.
Слайд 4К этим проблемам обратился в своих рассуждениях -
Доктор Ицхак Адизес (р.1937).
Известный америк.писатель,
активный бизнес –тренер в области повышения эффективности бизнеса.
Метод Адизеса применяется по всему миру в компаниях с объёмом продаж от $2 млн до $2 млрд. («Coca-Cola», «Банк Америки», «Volvo», «Visa Group» и т. д
Слайд 5Новая книга И.Адизеса
Центральная проблема- взаимосвязь сохранения культурного разнообразия, традиций, местной кухни, обрядовости
Слайд 6Цитата из книги И.Адизеса:
«Франция, Мексика, Италия и Испания подали заявки в ЮНЕСКО на признание их народной
кухни культурным достоянием мира, но были отвергнуты, поскольку в классификации ЮНЕСКО нет места гастрономии. Это печально и, я бы даже сказал, глупо. Нужно охранять не только редких птиц и растения — нужно охранять наши обычаи, песни, музыку и еду».
Слайд 7Каков же вывод?
Почему специалист в области эффективности бизнеса говорит о необходимости сохранения
культурного разнообразия?
И даже о взаимосвязи бизнеса-личного развития-здоровья –любви?
Напомню, что ключевой темой нашего курса по культурологии был вопрос: «Можно ли НАУЧИТЬСЯ быть добрым?»
Слайд 8Вывод И.Адизеса:
Учиться быть добрым-культурным-сострадательным – многоплановым
Не только можно, но и нужно!!
Необходимо для
сохранения собственного здоровья и любви!
Т.к. есть прямая генетическая связь между качествами характера и качествами здорового генома человека!
Слайд 9ВАЖНЫЙ вывод:
Духовное здоровье человека, его культурность, передаваемая через социальные показатели доброты могут
сохранить и человеческое здоровье!
Слайд 10В современной науке нет единого определения слова "культура".
В переводе с латинского
слово "культура" означает "возделывание", "почитание", "развитие".
первое научное определение культуры дал Э.Б.Тайлор: она "слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".
Слайд 11Определения:
Классиков эволюционизма (Л.Г.Моргана, Дж.Фрэзера) и функционализма (Б.Малиновского, А.Рэдклифф-Брауна) культура предстает системой, целостностью.
Ф.Боас
"мы не сможем дать оценку важным сюжетам человеческой истории, если будем рассматривать социальную жизнь как сумму отдельных частей. Необходимо понимать жизнь и культуру как целое
Слайд 12Этнографы Крэбер и Клакхон:
"Культура состоит из выраженных и неявных, воспринятых и
переданных символами образцов деятельности (поведения). Составляющих достижение человеческих сообществ, включающих их воплощенность в предметах; основное ядро культуры состоит из традиционных знаний и соотносимых с ними ценностей;
культурные системы могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты деятельности, с другой, как условие дальнейшей деятельности"
Слайд 13Исследователь С.А.Арутюнов предложил
четырехсферную модель культуры,
четыре сферы (подсистемы) культуры:
1.Культура первичного производства -
производство и воспроизводство материальных благ, орудий и средств производства (ТЕХНИКА).
2.Культура жизнеобеспечения - совокупность механизмов и средств, направленных на непосредственное поддержание жизнедеятельности ее носителей; сфера потребления (в том числе жилище и поселение, питание, одежда) – (ТЕХНОЛОГИИ)
Слайд 14Модель культуры Арутюнова
3. Соционормативная культура - мораль, право, обычай, ритуал, значительная часть
религиозных институтов и различные социальные структуры (МОРАЛЬ-НРАВСТВЕННОСТЬ-РЕЛИГИЯ-ПРАВО-ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ)
4. Гуманитарная культура - совокупность научных и эмпирических знаний, опыта, +область познания, осуществляемая эмоциональным, чувственным путем, через искусство в самых различных его формах и проявлениях (ИСКУССТВО-ОБРАЗОВАНИЕ-ТВОРЧЕСТВО)
Слайд 15Итак, СЛАГАЕМЫЕ КУЛЬТУРЫ
(по Арутюнову):
ТЕХНИКА
ТЕХНОЛОГИИ
МОРАЛЬ-НРАВСТВЕННОСТ-ПРАВО-ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
ИСКУССТВО-ОБРАЗОВАНИЕ-ТВОРЧЕСТВО
Слайд 16В культуре можно выделить и др. сферы:
Экологическая культура представляет собой знание природных
условий деятельности, ландшафта, флоры, фауны, акватории, климата, метрологии, хронологии, астрологии.
Материальную культуру составляют созданные или приобретенные человеком вещественные средства жизнедеятельности: жилище с утварью, интерьером, хозяйственные постройки, одежда, транспорт, пищевые продукты, орудия труда
Слайд 17В нормативную культуру входят
общественные устои, выраженные в стереотипах общения, идеологических и
правовых установках относительно власти, войны, суда, собственности, в принципах экономических связей по производству и в производстве (в хозяйственных объединениях, торговле, обмене, распределении), в системе регламентации брачно-родственных отношений, обрядово-ритуальном комплексе, этике.
Слайд 18Духовная культура - это
средства самореализации личности на языке понятий, символов, образов,
выражающихся в представлениях о душе и теле, о душе и духах, о душе и Боге, в искусстве сказителей, песенников, поэтов, музыкантов, художников, в творчестве мастеров-ремесленников, врачевателей, ученых, в деятельности шаманов, отчасти жрецов, священнослужителей различных конфессий, в эстетике.
Слайд 19Кроме термина «культура» часто используется термин "цивилизация".
Он введен сравнительно недавно -
около двух столетий назад.
Ввели его французские просветители для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода (либеральные права), справедливость, правовой строй.
Слайд 20Американский антрополог
Л.Морган и немецкий мыслитель Ф.Энгельс
определяли цивилизацию как стадию развития
человеческого общества, которая наступила вслед за дикостью и варварством, и характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности.
Слайд 21О.Шпенглер
понимал под цивилизацией фазу заката культурно-исторического типа, его разложения и употреблял
этот термин в негативном смысле.
А.Тойнби писал о локальных цивилизациях как различных культурно-исторических системах, рассматривая их как динамические образования эволюционного типа.
Слайд 22Советский историк М.Барг определял
цивилизацию как "совокупность духовных, материальных и нравственных средств,
которыми данное сообщество вооружает своего члена в противостоянии внешнему миру".
Т.о. под цивилизацией понимают качественную специфику (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Слайд 23Этническая культура
— это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным
родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, (единством «крови и почвы») почему она и меняется от одной местности к другой.
Слайд 24Основные черты этой культуры
Местная ограниченность,
жесткая локализация, т.е.обособление в сравнительно узком социальном
пространстве (племя, община, этническая группа)
господствующая сила традиции, привычки, обычаев,
передача из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.
Слайд 25К этническим элементам относятся и
традиционные жилища,
методы ведения хозяйства,
местная пища,
формы организации общественной и личной жизни
«бытовое» общественное сознание и сумма знаний, которые ориентируют повседневную жизнедеятельность
Слайд 26В зависимости от того, насколько сложно организовано и многолюдно общество
культура может быть:
этнической;
национальной;
Глобальной.
Национальная культура включает:
традиционно-бытовую, обыденную,
+ Профессиональную,
+ специализированные области культуры.
Слайд 27Национальная культура
Формируется на основе одной или нескольких этнических культур, но не является
простой суммой этих культур.
Исторически ее формирование связано с возникновением наций (т.е. в индустриальную эпоху 17-19 ст.)
Выделяют:
моноэтнические и
полиэтнические нац.К.
Большинство современных национальных культур полиэтничны.
Слайд 28Нац.культура в полной мере проявляется
Через формы духовной жизни:
Религию, творчество (художественное, музыкальное, театральное,
литературное и т.т.), народное творчество, традиции, духовные ценности.
Духовные ценности необходимы для консолидации, укрепления общества
Слайд 29Украинистика
с к.18-19 ст.
Область знания, которая исследовала этно-национальные особенности украинской культуры, начиная с
к.19 в.
Самоназвание «украинцы» - закрепляется к 19 ст.
Регистрируется в эмиграц.службе Канады к 1916 г. (36 103 чел.), до этого указывались как австро-угорцы, галичане, рутенци, буковинцы, поляки, русины, полещуки (т.е. самоидентификация народа производилась на уровне этнической культуры или религиозной)
Слайд 301798- Первая энциклопедия украиноведения издает Яков Маркович (только 1 том)
1804 – 1
нац.университет в Харькове (Гулак-Артемовский, Григорий Квитка, Метлинский и др.)
1816- регулярный исторический журнал в Харькове «Украинский вестник»,
1882 – издание «Киевская старина» (Киев)
Основательное исследование куьтурно-исторического плана провел Михаил Грушевский, создатель научного товарищества им.Т.Шевченко( 1894-Львов, Киев с 1908)
Слайд 31В 1918 г. Основана Академия наук Украины – регулярные исследования истории, этнографии,
археологии и т.д.
В эмиграции активно ведут работу Д.Чижевский, Д.Донцов, В. Липинский.