Структура композиции картины Рафаэля

Содержание

Слайд 2

Рафаэль. Мадонна дель Грандука. Флоренция. Палаццо Питти. Дерево. 84.4 х 55.9

Рафаэль. Мадонна дель Грандука. Флоренция. Палаццо Питти. Дерево. 84.4 х 55.9

Слайд 3

Проведем центральную вертикаль. Она пройдет через левую глазницу Марии.

Проведем центральную вертикаль. Она пройдет через левую глазницу Марии.

Слайд 4

Проведем горизонталь через левую глазницу Марии.

Проведем горизонталь через левую глазницу Марии.

Слайд 5

Проведем диагональ по оси симметрии лица Марии.

Проведем диагональ по оси симметрии лица Марии.

Слайд 6

Отметим важные точки, лежащие на этой линии: середина линии бровей, кончик носа, кончик большого пальца

Отметим важные точки, лежащие на этой линии: середина линии бровей, кончик носа,
младенца, его пятка.

Слайд 7

Объединим проведенные линии.
Заметим, что каждая из них (как и каждая из следующих

Объединим проведенные линии. Заметим, что каждая из них (как и каждая из
проводимых линий) имеет свою «причину», объяснение своего нахождения «на этом именно месте».

Слайд 8

Добавим диагональ, зеркально симметричную к первой.

Добавим диагональ, зеркально симметричную к первой.

Слайд 9

Добавим еще одну горизонталь.

Добавим еще одну горизонталь.

Слайд 10

Через точки пересечения верхней горизонтали и диагоналей проведем вертикали.

Через точки пересечения верхней горизонтали и диагоналей проведем вертикали.

Слайд 11

Добавим горизонталь, проходящую через точки пересечения диагоналей и вертикалей.

Добавим горизонталь, проходящую через точки пересечения диагоналей и вертикалей.

Слайд 12

Приведем еще несколько горизонталей, выстраивая сетку ортогональных линий.

Приведем еще несколько горизонталей, выстраивая сетку ортогональных линий.

Слайд 13

В законченном виде сетка выглядит так.
Поскольку слева и справа детали изображения не

В законченном виде сетка выглядит так. Поскольку слева и справа детали изображения
видны отчетливо и практически сливаются с фоном, нет смысла продолжать сетку до краев картины.
Назовем эту сетку композиционной сеткой ортогоналей.

Любая композиционная сетка – лишь средство выявления существующих в произведении искусства (заложенных создателем-художником) закономерностей его организации.

Слайд 14

Размер сетки ортогоналей меньше размера доски, на которой находится изображение, то есть,

Размер сетки ортогоналей меньше размера доски, на которой находится изображение, то есть,
формат изображения меньше формата физического носителя изображения.

Это означает:
1) что художник не является «рабом» или «заложником» формата носителя изображения, что он не обязан распространять закономерности организации композиции на всю поверхность, пригодную для размещения изображения; 2) что закономерности композиции в одной части изображения могут «работать» активно, а в другой части изображения – пассивно.

Слайд 15

Отметим важные точки изображения, приходящиеся на вертикали и горизонтали.

Количество таких точек может

Отметим важные точки изображения, приходящиеся на вертикали и горизонтали. Количество таких точек
служить существенным признаком композиционных способностей автора: чем больше важных точек изображения оказывается на структурных линиях формата, тем прочнее визуальные связи его деталей, тем крепче построено изображение, тем лучше оно вписывается в формат.

Слайд 16

Некоторые из этих точек лежат на одной линии или на пересечении линий.

Некоторые из этих точек лежат на одной линии или на пересечении линий.

Слайд 17

В каждом формате можно провести диагонали:
соединяющие его противолежащие углы,
соединяющие его углы с

В каждом формате можно провести диагонали: соединяющие его противолежащие углы, соединяющие его
серединами его горизонтальных сторон
и соединяющие его углы с серединами вертикальных сторон.

Слайд 18

Диагонали соединяют противолежащие углы формата.

Диагонали соединяют противолежащие углы формата.

Слайд 19

На основе сетки ортогоналей построим систему диагоналей так, что главные диагонали соединяют

На основе сетки ортогоналей построим систему диагоналей так, что главные диагонали соединяют
противолежащие углы формата изображения, а остальные линии им параллельны.

Слайд 20

Выделим линии, которые соотносятся с общим направлением крупных деталей изображения.

Выделим линии, которые соотносятся с общим направлением крупных деталей изображения.

Слайд 21

Части линий той же системы диагоналей соединяют и важные точки изображения.

Части линий той же системы диагоналей соединяют и важные точки изображения.

Слайд 22

Диагонали соединяют углы формата с серединами его горизонтальных сторон.

Диагонали соединяют углы формата с серединами его горизонтальных сторон.

Слайд 23

Построим систему диагоналей композиционной сетки так, что главные диагонали соединяют углы формата

Построим систему диагоналей композиционной сетки так, что главные диагонали соединяют углы формата
изображения с серединами его горизонтальных сторон, а остальные линии им параллельны.

Слайд 24

Выделим линии, которые соотносятся с общим направлением крупных деталей изображения.

Выделим линии, которые соотносятся с общим направлением крупных деталей изображения.

Слайд 25

Части линий той же системы диагоналей соединяют и важные точки изображения.

Части линий той же системы диагоналей соединяют и важные точки изображения.

Слайд 26

Диагонали соединяют углы формата с серединами его вертикальных сторон.

Диагонали соединяют углы формата с серединами его вертикальных сторон.

Слайд 27

Построим систему диагоналей композиционной сетки так, что главные диагонали соединяют углы формата

Построим систему диагоналей композиционной сетки так, что главные диагонали соединяют углы формата
изображения с серединами его вертикальных сторон, а остальные линии им параллельны.

Слайд 28

Выделим линии, которые соотносятся с общим направлением крупных деталей изображения.

Выделим линии, которые соотносятся с общим направлением крупных деталей изображения.

Слайд 29

Части линий той же системы диагоналей соединяют и важные точки изображения.

Части линий той же системы диагоналей соединяют и важные точки изображения.

Слайд 30

Резюме
Итоги и выводы

Резюме Итоги и выводы

Слайд 31

В картине Рафаэля Мадонна дель Грандука существуют два формата: 1) формат носителя

В картине Рафаэля Мадонна дель Грандука существуют два формата: 1) формат носителя
изображения (доски, на которой она написана) и 2) формат изображения, внутри которого действуют закономерности связей его деталей, тщательно выстроенные автором.

Слайд 32

Внутри формата изображения существуют три связанные пропорциями формата системы диагоналей. Каждая система

Внутри формата изображения существуют три связанные пропорциями формата системы диагоналей. Каждая система
задает свою собственную метрику и ритмику изображения в целом и его деталей – от крупных до мелких

Слайд 33

Это сочетание трех систем диагоналей формата изображения – простейшее из возможных.

Любое его

Это сочетание трех систем диагоналей формата изображения – простейшее из возможных. Любое
развитие требует раздельного анализа композиционных построений по каждой из систем.

Первой проблемой анализа живописной композиции является поиск формата изображения, который может совпадать с форматом поля изображения, но может и отличаться от него как в меньшую, так и в большую сторону.

Слайд 34

Системы диагоналей точно соотносятся с общим направлением крупных деталей изображения и формируют его

Системы диагоналей точно соотносятся с общим направлением крупных деталей изображения и формируют
самые общие структурные связи.

Слайд 35

Части линий этих же систем диагоналей связывают важные точки изображения, организуя связи

Части линий этих же систем диагоналей связывают важные точки изображения, организуя связи
на следующем уровне – внутри каждой системы.

Слайд 36

Внутри любого формата изображения (внутри любой картины) связи деталей изображения организуются тремя системами

Внутри любого формата изображения (внутри любой картины) связи деталей изображения организуются тремя
диагоналей, которые образуют структурные линии изображения.
Цельность и целостность изображения (его качество) определяется степенью соответствия или соотношения деталей изображения со структурным линиями.
Определяющее значение имеет связанность важных точек изображения (обращающих на себя внимание зрителя): пересечений цветовых плоскостей, перегибов линий или завершения контуров (в том числе, кончиков пальцев); осей симметрии крупных деталей.

Таким образом формируется двухуровневая и состоящая из трех систем сеть взаимных связей элементов изображения, которые можно выразить графически.

Слайд 37

В картине Рафаэля Мадонна дель Грандука композиция довольно проста.
Она включает два

В картине Рафаэля Мадонна дель Грандука композиция довольно проста. Она включает два
только формата (поля изображения и собственно изображения).
Вообще говоря, в картине может быть любое количество форматов разных видов. Оно ограничивается лишь желанием и способностями ее автора.

Слайд 38

Длина, плотность структурных линий изображения и степень их взаимного пересечения в важных

Длина, плотность структурных линий изображения и степень их взаимного пересечения в важных
точках демонстрируют высокую степень закономерности и организованности связей деталей изображения.
Единство их ритмики – вдоль симметричных линий и пластики – в одинаковом наклоне относительно вертикали (но зеркально) позволяет автору точно выстроить их отношения и, тем самым, выразить эмоциональную глубину образа.

Слайд 39

Другими словами, композиция Мадонны дель Грандука обладает гармоническим единством, которое можно назвать

Другими словами, композиция Мадонны дель Грандука обладает гармоническим единством, которое можно назвать
структурностью.

Структурность любого изображения не привносится художником извне, а является результатом структурности его мышления, которое естественным образом выражается в визуализированном результате – в картине.

Слайд 40

Рафаэль. Мадонна дель Грандука. Флоренция. Палаццо Питти. Дерево. 84.4 х 55.9

Рафаэль. Мадонна дель Грандука. Флоренция. Палаццо Питти. Дерево. 84.4 х 55.9