Слайд 2Причитание, а также причет, плач, вопль – особый лирический жанр народного поэтического
творчества, связанный с похоронными и свадебными обрядами.
Слайд 3На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на
камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как «жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих». Все это о слезах. А для наших предков плачи имели глубокий смысл и составляли целый пласт народного творчества.
Слайд 4И горе, и радость выражали женщины прошлых веков в поэтических импровизациях. Свадьба
и похороны не обходились без плачей и причитаний. Особенно искусных исполнительниц, воплениц, приглашали специально, правда, в основном на свадьбы. А уж в дом, который посетило горе, вопленица приходила сама.
Слайд 5Похоронные плачи и причитания
Оплакивание покойников бытовало во всех слоях русского общества. Но
не всегда «голосила» сама вдова, иногда вместо нее причитали специально нанятые для этого плакальщицы. При этом существовал ряд правил, отступать от которых во время плача было нельзя. Считалось, что причитать можно только в светлое время суток, но и переусердствовать не нужно, так как безутешные рыдания «затапливают» покойников на том свете. Причитать нельзя было детям и незамужними девушками (за исключением дочери покойного).
Слайд 6Плач вдовы
Укатилось красное солнышко
За горы оно да за высокие,
За лесушки оно да
за дремучие,
За облачка оно да за ходячие,
За часты звезды да подвосточные,
Покидат меня, победную головушку...
Оставлят меня, горюшу горе горькую,
На веки-то меня да вековечные.
Слайд 7Плач дочери по отцу:
Родимый мой батюшка!
Что ты так крепко спишь,
Спишь, не проснешься?
Недолго
тебе у нас в гостях гостить.
Не год и не неделюшку —
Последний тебе часок со минуточкой.
Куда это ты от нас собираешься?
Слайд 8Плач по матери
Йой, мама, милая маменька,
Куда пошли вы от меня
так далеко,
В дальний путь безвозвратный.
Из черной горы в ровное поле.
Там встретятся вам три холодных ручья.
Когда подойдете к первому ключу.
Не пейте из него воды,
От этой воды голова болит;
Когда подойдете ко второму ключу,
Не пейте из него воды,
От этой воды сердце болит;
Когда подойдете к третьему ключу,
Не пейте из него воды, Эта вода безвозвратная.
Йой ли, мама, милая маменька.
Слайд 9Свадебные причитания
Жанр причитаний, первоначально похоронный, обрел вторую жизнь в праздничный день. Это
объясняет представлением свадебного обряда как «условных похорон», в основе которого лежит идея «смерти» невесты в одном качестве и возрождении в другом.
Слайд 10Свадебный обряд - один из самых сложных. Он может быть растянут на
несколько недель или даже месяцев и включает три основных момента. Это сватовство, когда родители, родственники или друзья жениха – сваты – приходят в дом девушки и просят у родителей ее руки. Через некоторое время следует сговор, то есть окончательное соглашение между родителями жениха и невесты, и начинается подготовка к свадьбе. Третий этап – сама свадьба, длившаяся не менее двух дней.
Слайд 11Девичник перед свадьбой
Накануне самого свадебного действа в непременно устраивается девичник, во время
него к причитаниям невесты присоединялись и ее подруги.
Слайд 12Невеста в своих причитаниях обращалась к подругам с просьбой вспоминать ее на
гуляньях, а также к замужней сестре, которая должна была рассказать ей, как нужно жить в «чужих людях». Но чаще всего ее причитания обращены к родителям, которых она вновь и вновь просила не отдавать ее замуж:
Слайд 13Плач невесты
Отдают меня, молоду,
На чужую на сторону,
За чужово чуженина.
Надо жить-обживатися,
За роботку приматися,
За
роботку тяжёлую.
На чужой на сторонушке,
У чужова чуженина
Надо сила звериная,
Могута лошадиная,
Как тока да топеречи
У родимые мамушки,
Мною хлебы приелися,
Артели прихлебалися.
Слайд 14В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью, и тоска по родне
и прежнему веселью. Это вовсе не значит, что любая невеста неохотно шла замуж или часто причитывали только те, кого отдавали против воли. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.
Слайд 15Плач- просьба невесты к родителям не отдавать её замуж:
Не давай, кормилец-батюшка,
Ты
свой-то руки правые
Моему-то злому ворогу,
Не зажигай-ка, родимая матушка,
Свечи воску ярова,
Не сгубляйте красу девичью.
Слайд 16Накануне венчания подружки вели невесту в баню, а потом ей расплетали косу
– обязательную принадлежность девушки – и выплетали из неё ленту, которую невеста отдавала младшей сестре или незамужней подруге.
Слайд 17Эти моменты знаменуют начало очень важного события - превращение девушки в женщину.
Она как бы умирает и заново рождается в ином качестве.
Слайд 18Причитания невесты с подружками
Уж ты мила моя подружечка,
Уж ты выстань из дубовой
лавицы,
Уж ты расчеши мои русы да волосочки,
Уж вплети мне алу да ленточку,
Уж перечеши меня по-старому
Да по-прежнему.
Уж ты положь вольну-то волюшку,
Светлую да светлицу,
Дорогу да девью красоту,
Хазову да повязочку!
Слайд 20Причитания являлись неотъемлемой частью сложного свадебного комплекса и выполняли свои обрядовые функции:
передавали настроение и состояние невесты, выполняли ритуальную функцию, отражая определенные этапы обряда и отношение к ним участников. А также несли психотерапевтическую функцию, облегчая тяжесть перехода невесты в другую половозрастную группу. Эмоциональное состояние невесты и трагизм ситуации раскрывался при помощи особых поэтических и языковых средств, а также общей тональности причитаний. В целом, свадебные причитания сохранили древнюю структуру и функции, а также поэтическую образность и традиционные мотивы причитаний.