Культура, обычаи и традиции чувашского народа

Содержание

Слайд 3

Чуваши
Чуваши появились в нашем крае в конце XVII - начале

Чуваши Чуваши появились в нашем крае в конце XVII - начале XVIII
XVIII вв. Изначально чуваши предпочитали селиться в глухих местах, вдали от дорог, размещая деревни «гнёздами». В одном месте концентрировалось нескольких деревень.

Слайд 6

Старинная чувашская усадьба Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор

Старинная чувашская усадьба Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор
(т. е. собственно двор) и задний — анкарти. К жилому дому (сурт, пурт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

Слайд 7

Постройки В конце ХIХ — начале ХХ в. состоятельные чуваши начинают строить

Постройки В конце ХIХ — начале ХХ в. состоятельные чуваши начинают строить
большие дома с богатой резьбой. В чувашских деревнях появляются русские плотники. Работая с ними в качестве помощников, чувашские плотники приобщались к "секретам"·русских мастеров. В целом ремесло и домашнее производство у чувашей имели натуральный характер

Слайд 8

Быт
Главой большой патриархальной семьи был старший мужчина - отец или старший

Быт Главой большой патриархальной семьи был старший мужчина - отец или старший
из братьев. Он распоряжался хозяйственной деятельностью внутри семьи, доходами, следил за порядком.

Слайд 9

Чувашские женщины трудились с мужчинами наравне.
На женщине также лежала тяжесть домашних

Чувашские женщины трудились с мужчинами наравне. На женщине также лежала тяжесть домашних
забот: изготовление одежды, переработка продуктов питания, выращенных в хозяйстве, рождение и уход за детьми. Ее положение во многом определялось еще и наличием сыновей. Женщина, родившая мальчика, пользовалась большим почетом в семье и деревне.

Слайд 10

У чувашей долгое время бытовал тип большой отцовской семьи, состоявшей из нескольких

У чувашей долгое время бытовал тип большой отцовской семьи, состоявшей из нескольких
поколений, из трех: детей, супружеской пары и родителей кого-либо из супругов, чаще всего родителей мужа, у чувашей был распространен патрилокальный брак, т.е. жена после свадьбы переходила на жительство к мужу. Обычно в семье с родителями оставался младший сын, т. е. бытовал минорат. Нередки были случаи левирата, когда младший брат женился на вдове старшего брата, и сорорат, при котором муж после смерти жены женился на ее младшей сестре.

Общественный и семейный быт

Слайд 11

Семейная и домашняя обрядность
Большой степенью сохранения традиционных элементов отличается семейная обрядность. Связанная

Семейная и домашняя обрядность Большой степенью сохранения традиционных элементов отличается семейная обрядность.
с основными моментами жизни человека в семье:
- рождение ребенка
- вступление в брак
- уход в мир иной.
Основой всей жизни была семья. В отличие от сегодняшнего дня семья была прочной, разводы были крайне редки. Отношениям в семье были присущи:
- преданность
- верность
- порядочность
- большой авторитет старших.
Семьи были моногамными. Допускалась полигамия в богатых и бездетных семьях.

Слайд 12

Традиции
Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ни-ме) при строительстве

Традиции Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ни-ме) при строительстве
домов, хозяйственных построек, уборке урожая. В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать — «что скажут односельчане"). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала XX в. пьянство. За воровство устраивали самосуд. Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан сёрт» (не срами имени чуваша).

Слайд 13

Общественный быт
Основными огородными культурами у чувашей являлись капуста, огурцы, редька, лук,

Общественный быт Основными огородными культурами у чувашей являлись капуста, огурцы, редька, лук,
чеснок, свекла, тыква, мак
Издревле чуваши занимались пчеловодством. Они устраивали на лесных полянах пасеки из колод (велле). С начала ХХ в. получают распространение рамочные ульи
. В конце ХIХ в. женским промыслом у чувашей становятся ткачество и валяние.
Среди верховых чувашей широко распространилось изготовление плетеной, гнутой мебели, которое в начале ХХ в. приобрело товарный характер
Рыболовством занимались жители приречных и приозерных районов, в основном — для собственного потребления и мелкой торговли.

Слайд 14

Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена года. В

Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена года. В
весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т. д. В середине зимы проводился праздник хёр сари (дословно — девичье пиво). Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.

Слайд 15

Рукоделие
Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие

Рукоделие Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие
из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно

Слайд 16

Традиции и обряды в чувашской свадьбе
Свадьба была большим праздником для обеих

Традиции и обряды в чувашской свадьбе Свадьба была большим праздником для обеих
деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю çимěк.

Слайд 17

Свадебные обряды Прощание невесты с подругами.
После продолжительного и весьма образного поэтического

Свадебные обряды Прощание невесты с подругами. После продолжительного и весьма образного поэтического
монолога старшего из дружек гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены

Слайд 18

Свадебное покрывало
покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста

Свадебное покрывало покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста
под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины

Слайд 19

Сельская обрядность
Обряды типа Чук, когда люди приносили жертвоприношения великому богу Тура,

Сельская обрядность Обряды типа Чук, когда люди приносили жертвоприношения великому богу Тура,
его семейству и помощникам с целью поддержания всеобщей гармонии и моление о хорошем урожае, приплоде скота, здоровье и достатке.

Слайд 20

Сельская обрядность
.
Вся личная и общественная жизнь чувашей, их хозяйственная деятельность

Сельская обрядность . Вся личная и общественная жизнь чувашей, их хозяйственная деятельность
была связана с их языческими верованиями. Все живое в природе, все то, с чем сталкивались чуваши в жизни, имело своих божеств. В сонме чувашских богов в некоторых селениях насчитывалось до двухсот богов.
Только жертвоприношения, молитвы, наговоры по поверьям чувашей могли предотвратить вредные действия этих божеств

Языческое моление огню

Слайд 21

Языческие обряды
Если человек нарушал общепринятые нормы поведения и морали, следовал

Языческие обряды Если человек нарушал общепринятые нормы поведения и морали, следовал адекватный
адекватный ответ. Нарушивших ждало неминуемое наказание:
« Пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которой истомятся глаза, измучится душа. Поразит господь тебя чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухой, палящим ветром и ржавчиною и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь».
Поэтому заболевшие спешили к свом духам и божествам с просьбами и приносили им дары. Чувашский шаман – йомзя – определял причины болезни, несчастья, изгонял из человека злого духа.

Слайд 22

Старинные обряды
Обряды очищения, которые подразумевали моление с целью высвобождения от ве

Старинные обряды Обряды очищения, которые подразумевали моление с целью высвобождения от ве
проклятий и заклинаний : серен, вирем, вупар.

Чувашские языческие идолы
. Обряды типа Киремет – когда на обрядовое жертвоприношение собирались жители нескольких деревень в специально отведенном месте. Жертвами в обряде служили крупные домашние животные в сочетании с молитвой.

Слайд 23

Праздники.
Жизнь чувашей проходила не только в труде. В течение года

Праздники. Жизнь чувашей проходила не только в труде. В течение года проводились
проводились праздники и обряды, связанные с языческими верованиями и приуроченные к основным переломным периодам астрономического года.

Праздники. Симек.
Праздники летнего цикла начинались с симек – общественных поминок покойников; уйчук – жертвоприношения и моления об урожае, приплоде скота, здоровья; уяв – молодежные хороводы и игрища.

Слайд 24

Праздники весеннего цикла начинались с праздника саварни – проводов зимы и встречи

Праздники весеннего цикла начинались с праздника саварни – проводов зимы и встречи
весны, изгнания злых духов – вирем, серен.

Праздники зимнего цикла начинались с праздника сурхури – в честь приплода скота и урожая хлеба

Слайд 25

Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледе­лию, Этот праздник объединяет ряд обрядов

Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледе­лию, Этот праздник объединяет ряд обрядов
и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окон­чания сева яровых

Слайд 26

Праздники осеннего цикла. Проводился чуклеме – праздник освещения нового урожая, время

Праздники осеннего цикла. Проводился чуклеме – праздник освещения нового урожая, время совершения
совершения обрядов поминовения в месяц юпа(октябрь).
После обращения в христианство обрядовый репертуар праздников пополнялся. Многие из праздников переосмысливались, но в своей основе остались прежними

Слайд 27

Чувашский национальный костюм

Чувашский национальный костюм

Слайд 28

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна
известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции Национального музея, Музея чувашской вышивки, Чувашского государственного художественного музея.
Сегодня традиционные одеяния по-прежнему любимы чувашами. Некоторые горожане и жители поселений надевают сохранившиеся наряды своих предков по большим праздникам (свадьба, акатуй и т.п.), артисты чувашской эстрады выступают в осовремененных костюмах на сцене, а участники конкурсов из Чувашии защищают в них честь родной республики.
Туристы из разных регионов страны и заграницы проявляют интерес к чувашской культуре и восхищаются ею не меньше, чем коренное население.

Слайд 29

Обувь

Обувь

Слайд 30

Лапти, валенки, сапоги
В летний сезон чувашские мужчины и женщины носили лапти

Лапти, валенки, сапоги В летний сезон чувашские мужчины и женщины носили лапти
из липового лыка (çăпата). Плелась данная обувь различными и довольно хитрыми способами, из-за чего некоторые модели дошли до наших дней и находятся в настоящий момент в музее. С лаптями надевали удобные суконные гетры. Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха).
Когда приходила зима, чуваши убирали лапти и надевали тёплые валенки, без которых обойтись было просто невозможно. Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.
В конце 19 века вошло в традицию дарение на свадьбу кожаных сапог сыновьям и кожаных ботинок дочери, которые впоследствии надевали крайне редко и очень берегли

Слайд 31

Хушпу —женский головной убор Масмак с нагрудным украшением

Женские головные уборы

Хушпу —женский головной убор Масмак с нагрудным украшением Женские головные уборы

Слайд 32

Масмак Тухья

Масмак Тухья

Слайд 33

"Масмак" - это женская налобная и головная повязка с вышитыми на

"Масмак" - это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней
ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого.
Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.
По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой

Слайд 34

Мужские головные уборы
Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или

Мужские головные уборы Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные
белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).
Имя файла: Культура,-обычаи-и-традиции-чувашского-народа.pptx
Количество просмотров: 54
Количество скачиваний: 0