Слайд 2Восприятие – это
процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительнос-ти в ходе
их непосредственного воз-действия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.
Слайд 3Немного физиологии
Зрительное восприятие на 90% обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы
"интернациональны", они позволяют легко преодалевать языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чемлюбой другой; нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов.
Слайд 4Закономерность
Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, - следовательно, существуют объективные
закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них.
Слайд 5Последовательность
При рассмотрении объектов зрачок всё время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся.
Глаз устроен так, что за один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходит к следующему и т.д., то есть человек смотрит последовательно. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.
Слайд 6Движение глаз…
отражает работу мысли. пример траектории движения зрачка при рассматривании профиля Нефертити
Слайд 7Избирательность (1)
Наше восприятие проявляет определенные предпочтения: не все привлекает наши чувства и
ум в одинаковой степени. Это основное правило необходимо знать каждому дизайнеру, чтобы, манипулируя психофизиологическими механизмами, лежащими в основе избирательности восприятия, возбуждать эстетические переживания.
Слайд 8Избирательность (2)
Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица
людей на картине знчат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы. Для опознания фигуры наиболее важны точки максимальной кривизны, в которых зрачок останавливается и меняет направление.
Слайд 9Избирательность (3)
Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для
стилизации изображений. Этот прием использовался в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по тому же принципу рисуются пиктограммы.
Слайд 10Точки максимальной кривизны
Рисунки с резкими изломами линий
Слайд 11Реакция на движение
Зрительный аппарат устроен так, что при появлении в поле зрения
движущегося объекта взгляд почти мгновенно, через 150-170 миллисекунд, переводится на него и затем безошибочно отслеживает движение.
Слайд 12Целостность
Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно.
Информация о форме объекта, цвете, яркости и т.д. сливается воедино в некий определённый образ.
Это свойство лежит в основе построения любой композиции.
Слайд 13Запоминаемость
Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время
одновременно воспринять и запомнить не более 7+2. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте об этом свойстве восприятия.
Слайд 14Рисунок А.В. Кокорина
Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и
попробуйте воспроизвести увиденные
Слайд 15Константность (1)
Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях:
при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий.
Слайд 16Константность (2)
Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого
расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.
Слайд 17Константность (3)
Константность восприятия не наследственное качество, оно формируется в опыте, в процессе
обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).
Слайд 18Соотносительность (1)
особенность восприятия, которая выражается в том, что все свойства одних предметов
воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить размеры с известными размерами прочих объектов.
Слайд 19Соотносительность (2)
Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения.
Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот, контраст цветов усиливает их звучание. Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к ошибкам глазомера и возникновению разного рода иллюзий.
Слайд 20Пример соотносительности
Восприятие объекта в зависимости от окружения
Слайд 21Иллюзорность
обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета,
так и в особенностях строения глаза, и является следствием несовершенства органов чувств.
Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому оптические иллюзии закономерны и объективны.
Слайд 22Графические иллюзии
Иллюзия стрелок Мюллера-Лиера
а - отрезок поделён на две равные части;
б - правая часть отрезка короче левой на 25%
Слайд 23Ассоциативность
устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствии чего одно из них вызывает другое,
третье и т.д. При разглядывании различных линий возникают различные, вполне определенные чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление - это элементы выразительности:
Слайд 25Элементы выразительности (1)
горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину;
вертикальные - передают стремление
вверх, рост, торжественность;
спиральные - характеризуют вращательное движение, развитие;
Слайд 26Элементы выразительности (2)
ломаные - ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;
волнообразные - выражают движение
на различных скоростях;
наклонные: восходящие, или активные, - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом; нисходящие, или пассивные, - вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.
Слайд 27Образность
основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской
раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интелект (тест Роршаха в психодиагностике).
Слайд 28Подводя итоги
Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все же в
первую очередь должен руководствоваться творческими критериями.