Своя среди чужих, чужой среди своих: Маша против Лунтика. Упражнение в культурологическом анализе

Слайд 2

Легенда о происхождении: Маша - прибытие («Никого нету»!) Первая встреча ( 1 сезон,

Легенда о происхождении: Маша - прибытие («Никого нету»!) Первая встреча ( 1
1 серия, 2009)

Символы и мемы (Р. Докинз):
Москва – Пекин; откуда Маша?
ЖД как условная граница
Обряд перехода: через поле «солнечных» цветов в «темный» лес
Яблоня: миф о первой женщине, (сколько яблок съела Маша?) и грехопадение и изгнании из Рая

Слайд 3

Легенда о происхождении: Лунтик - «Я родился!»  серии 1-6.

Теогония vs «бытие к

Легенда о происхождении: Лунтик - «Я родился!» серии 1-6. Теогония vs «бытие
смерти» (М. Хайдеггер): безжизненный/«бездуховный», холодный, лунный мир, ab ovo;
Акт рождения – как первый опыт экзистенции, переживающей страх и ужас. Dasein.
Падение как преодоление одиночества экзистенции: «свалиться с Луны» - попасть в «живой», «одушевленный» мир; «Я падаю, значит, расту».
Выход из воды обретение почвы, встреча с Другим (Кузя). Обретение ДОМА, «РОДНЫХ».
Первый экзистенциальный вопрос возникает при встрече с другими: Кто ты? - «Я не знаю, кто я такой». Хочешь знать кто ты? – Спроси у Другого.
Другой конструирует идентичности посредством оценок и стигматизация.

Слайд 4

Мир как данность: топос и локус

Лес и поле
Звери/насекомые

Мир как данность: топос и локус Лес и поле Звери/насекомые

Слайд 5

Телесность и гендер: дети

Телесность и гендер: дети

Слайд 6

Телесность и гендер: взрослые. Лунтик: серия 6. Внук. Модель бездетной патриархальной семьи

Телесность и гендер: взрослые. Лунтик: серия 6. Внук. Модель бездетной патриархальной семьи
Шер: «Даже внуков у нас нет!» А могут ли быть дети у пчелы и шершня? Маша: серия 47. Крик победы. Открытие сексуальности

Слайд 7

Игры, игрушки, модели

Игры, игрушки, модели

Слайд 8

Свой/чужой – язык, как основа и инструмент социального порядка.
Свои – не-мы-е;
Язык

Свой/чужой – язык, как основа и инструмент социального порядка. Свои – не-мы-е;
– то посредством чего конструируются нормы, определяются ценности, инструмент «общественного договора».
образы социального порядка: взрослые/семья/родство
Норма и девиация/ язык и действие
«Лунтик»: взрослые дискурсы устрашения, стигматизации, стыда и вины («хулиган», «чей огромный детеныш»...) – пассивность и одиночество;
Мир, в который попал Лунтика, устроен по понятиям. Стать своим – «родственник», «внук» – предмет договора; Т.е. если бы Лунтик не сказал, что он «лунная пчела», то никак иначе удостоверить родство было бы не возможно. Патерналистский модель: закадровый голос.
Мир, который выбрала Маша, мир «других» взрослых, у которых нет инструментов влияния и давления, кроме эмоционального жеста.

Слайд 9

Бессознательное/Этическое/политическое: друг/враг

Бессознательное/Этическое/политическое: друг/враг