Связь музыки и математики

Содержание

Слайд 2

Настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса. А Энштейн.

Существует распространенное

Настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса. А Энштейн. Существует
мнение, что Математика и Музыка – два полюса человеческого восприятия и две противоположные системы мышления… Как в музыке важна Логика, так и в математике важно образное мышление и воображение…
Мы живем во времена экономической, политической, культурной и информационной интеграции. Математика и Музыка являются воплощением таких понятий, как Интеграция и Гармония.

Слайд 3

В наслаждении красотою есть элемент наслаждения мышлением. Аристотель

Математика – это не только стройная

В наслаждении красотою есть элемент наслаждения мышлением. Аристотель Математика – это не
система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и в живых организмах, в атомах и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.
Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика даёт возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира.

Слайд 4

Гармония

Еще древнегреческий философ и математик Пифагор утверждал, что мир это Гармония, а

Гармония Еще древнегреческий философ и математик Пифагор утверждал, что мир это Гармония,
гармония – это число. Ученики и последователи пифагорейской школы отмечали то, что: «Можно заметить, что природа и сила числа действует не только в демонических и божественных вещах, но также повсюду во всех человеческих делах и отношениях, во всех технических искусствах и в музыке». Филолай.
«Все то, что природа систематически сложила во вселенной, кажется в своих частях, как и в целом, определенным и слаженным в стройный аккорд при помощи числа…»

Слайд 5

Непостижимая гармония

Приятная для слуха слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие: то же, что «благозвучие»;

Непостижимая гармония Приятная для слуха слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие: то же, что
нем. Harmonie)
Гармония это: • объединение звуков в созвучия и их закономерное последование (композиционно-техническое понятие); • гармония как музыкально-художественное средство, соответствующее немецкому Harmonik; • гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи .

Слайд 6

МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА

Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два

МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу
искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Слайд 7

Изобретение Пифагором прототипа современного музыкального строя

Пифагор заметил, что отношение частот двух соседних

Изобретение Пифагором прототипа современного музыкального строя Пифагор заметил, что отношение частот двух
нот всегда отличается, а отношение частот двух нот, отстоящих друг от дружки на четыре позиции, наоборот, всегда постоянно и составляет 3/2. Такое созвучие теперь называют квинтой. Взяв квинту за основу, Пифагор вывел музыкальную формулу, которая позволяет на основе частоты базовой ноты, от которой ведется отсчет, и порядкового номера заданной ноты получить искомое значение частоты следующей ноты. В результате последовательного применения формулы получаются звуки, отстоящие друг от друга на квинту. В этом ряду есть все ноты звукоряда. И хотя они относятся к разным октавам, но, поделив или умножив частоту нужного звука на два, можно перенести его в соседнюю октаву. Повторяя операцию деления (или умножения) несколько раз, можно заполнить весь диапазон инструмента. Роль математики в этой музыкальной истории очевидна.

Слайд 8

Законы пифагорейской музыки

В основе этой музыкальной системы были два закона, которые

Законы пифагорейской музыки В основе этой музыкальной системы были два закона, которые
носят имена двух великих ученых - Пифагора и Архита. Вот эти законы:
1. Две звучащие струны определяют консонанс, если их длины относятся как целые числа, образующие треугольное число 10=1+2+3+4, т.е. как 1:2, 2:3, 3:4. Причем, чем меньше число n в отношении n:(n+1) (n=1,2,3), тем созвучнее получающийся интервал.
2. Частота колебания w звучащей струны обратно пропорциональна ее длине l .
w = a : l ,
где а - коэффициент, характеризующий физические свойства струны.

Слайд 9

Некоторые понятия теории музыки

1. Гаммой, или звукорядом, называется последовательность звуков, расположенных от

Некоторые понятия теории музыки 1. Гаммой, или звукорядом, называется последовательность звуков, расположенных
основного тона (звука) в восходящем или нисходящем порядке.
2. Интервальным коэффициентом двух тонов считают отношение частоты колебаний верхнего тона к частоте колебаний нижнего:
w1 : w2.

Слайд 10

Некоторые интервальные коэффициенты и соответствующие им интервалы в средние века были названы

Некоторые интервальные коэффициенты и соответствующие им интервалы в средние века были названы
совершенными консонансами и получили следующие названия: октава ( w2 : w1 = 2 : 1, l2 : l1 = 1 : 2); квинта ( w2 : w1 = 3 : 2, l2 : l1 = 2 : 3); кварта ( w2 : w1 = 4 : 3, l2 : l1 = 3 : 4). 3. Тоника – основной наиболее устойчивый тон в гамме. С него начинается данная музыкальная система. Лад – приятная для слуха взаимосвязь музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых и имеющая определенный характер звучания. Музыкальный строй – математическое выражение системы звуковысотных соотношений – лада.

Слайд 11

Математическое описание построения музыкальной гаммы

1. Основой музыкальной шкалы–гаммы пифагорейцев был интервал –

Математическое описание построения музыкальной гаммы 1. Основой музыкальной шкалы–гаммы пифагорейцев был интервал
октава. Она является консонансом, повторяющим верхний звук. Для построения музыкальной гаммы пифагорейцам требовалось разделить октаву на красиво звучащие части. Так как они верили в совершенные пропорции, то связали устройство гаммы со средними величинами: арифметическим, гармоническим.
Среднее арифметическое частот колебаний тоники (w1) и ее октавного повторения (w2) помогает найти совершенный консонанс квинту.
Т.к. w2 = 2w1, то w3 = (w1 + w2) : 2 = 3w1 : 2 или w3 : w1 = 3 : 2 (w3 – частота колебаний квинты).

Слайд 12

2. У древних греков существовал и другой способ построения музыкальной гаммы, кроме

2. У древних греков существовал и другой способ построения музыкальной гаммы, кроме
описанного выше. Он был более простым и удобным и до сих пор применяется при настройке музыкальных инструментов. Оказывается, гамму можно построить, пользуясь лишь совершенными консонансами - квинтой и октавой. Суть этого метода состоит в том, что от исходящего звука, например "до" (3/2)0 = 1, мы движемся по квартам вверх и вниз и полученные звуки собираем в одну октаву. И тогда получаем: (3/2)1= 3/2 - соль, (3/2)2:2 = 9/8 - ре, (3/2)3:2 =27/16 - ля, (3/2)4:22 = 81/64 - ми, (3/2)5: 22 = 243/128 - си, (3/2)-1:2 =4/3 - фа. (Все математические расчеты можно выполнить на компьютере, используя программу “Калькулятор”.)

Слайд 13

Длина струны l3, соответствующая квинте, по второму закону Пифагора-Архита будет средним гармоническим

Длина струны l3, соответствующая квинте, по второму закону Пифагора-Архита будет средним гармоническим
длин струн тоники l1 и ее октавного повторения l2. Т.к. l2 = l1 : 2, то l3 = 2 l1 l2 : (l1 + l2) = 2 l1 l1 : 2 : (l1 + l1 : 2) = l12 : ((2 l1 + l1 ) : 2) = 2 l12 : :3 l1 = 2 l1 : 3; или l3 : l1 = 2 : 3. Взяв далее среднее гармоническое частот основного тона w1 и октавы w2, получим w4 = = 2w1w2 : (w1 + w2 ) = 2w1 2w1 : ( w1 + 2w1 ) = 4w12 : 3w1 = 4w1 : 3. Значит w4 : w1 = 4 : 3. В результате находим еще один совершенный консонанс – кварту. Определим, как связаны длины струн найденных частот (l4 и l1 ): l4 = ( l1 + l2 ) : 2 = ( l1 + l1 : 2 ) : 2 = ( 2 l1 + l1 ) : 2 : 2 = 3 l1 : 4; l4 : l1 = 3 : 4. Это значит, что длины струн l1 , l2 и l4 связаны между собой средним арифметическим.

Слайд 14

Итак, частота колебаний квинты является средним арифметическим частот колебаний основного тона w1

Итак, частота колебаний квинты является средним арифметическим частот колебаний основного тона w1
и октавы w2 , а частота колебаний кварты - средним гармоническим w1 и w2 . Или иначе: длина струны квинты есть среднее гармоническое длин струн основного тона l1 и октавы l2, а длина струны кварты – среднее арифметическое l1 и l2. Это лишь незначительная часть тех прекрасных пропорций, которые были воплощены в пифагорейской музыкальной гамме.

Слайд 15

Браво, Пифагор!

Избавил музыкантов от головной боли! Однако одновременно создал проблему: в

Браво, Пифагор! Избавил музыкантов от головной боли! Однако одновременно создал проблему: в
звукоряде, построенном по его формуле, целое число квинт не укладывается в целое число октав. Такое несоответствие получило название "пифагорова комма". Пифагорова комма - не только кажущийся математический парадокс. Главное, что при пифагоровой системе невозможно играть в произвольной тональности, не фальшивя.
Интервал между октавой, полученной шагами по 12-равномерным полутонам V9/8, и чистой октавой равен и называется пифагоровой коммой (коммой в музыкальной акустике называется интервал, не превышающий 1/9 целого тона. Пифагорова комма приблизительно равна 1/9 тона).

Слайд 16

Пифагорийская школа

Пифагору принадлежит и открытие терапевтического эффекта музыки. Он не колебался относительно

Пифагорийская школа Пифагору принадлежит и открытие терапевтического эффекта музыки. Он не колебался
влияния музыки на ум и тело, называя это “музыкальной медициной”. Он полагал, ”что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая душа, и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу”.
Вечерами проводилось хоровое пение, сопровождавшееся струнными инструментами. ”Отходя ко сну, они (пифагорейцы) освобождали разум от смятения и шума, царящего в нем после проведенного дня, некоторыми напевами и специальными мелодиями и таким путем обеспечивали себе спокойный, с немногочисленными, но приятными сновидениями, сон, а, встав ото сна, снимали сонную вялость и оцепенение с помощью другого рода мелодий”.
Имя файла: Связь-музыки-и-математики.pptx
Количество просмотров: 300
Количество скачиваний: 0