Татарский танец

Содержание

Слайд 2

История возникновения татарского танца

Для исполнения татарского танца характерны четко прописанные партии

История возникновения татарского танца Для исполнения татарского танца характерны четко прописанные партии
молодого человека, проникнутые мужественностью, темпераментом, быстротой реакции, и грациозные, плавные, изящные движения девушки. На этом контрасте и построены почти все разновидности татарского национального танца. Они берут свое начало с культовых обрядов шаманов, когда каждое движение имело особое значение. Взмах рук, имитирующий полет птиц до сих пор является одним из основных.
Постепенно татарский танец стал приобретать все больше шуточный характер и в игровой форме отображал быт простого народа. Такие разыгрываемые представления были не редкость и пользовались популярностью на всех праздниках и особенно свадьбах. Традиция сохранилась и по сей день. На татарских торжествах обязательно исполняется национальный танец гостями. Окружающие непосредственно принимают участие в танце, хотя в виде исполнения аккомпанемента хлопками, которые неизменно присутствуют во время исполнения помимо музыки.
Среди разновидностей татарского хореографического наследия присутствуют танцы, исполняемые на конкретный случай. Так проводы в армию сопровождаются обязательным исполнением «сабантуй» с участием всех родственников. Во время молодежных тусовок бывает звучит «кич утыру», а в конце каждого праздника традиционно все гости танцуют хоран — что-то наподобие русского хоровода.

Слайд 3

Костюм

Цветовая гамма.
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение

Костюм Цветовая гамма. Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы.
отдаётся ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветовой фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. Благодаря цветовому фону композиция орнамента становится четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах. Излюбленным приёмом цветовой композиции является приём контрастного сопоставления "тёплых" и "холодных" тонов. Фон обычно имеет красно - белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зелёные, жёлтые и красные тона. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зелёного, голубого, жёлтого, синего, красного и фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зелёного с красным, синего с фиолетовым. В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке в разных цветах.

Слайд 4

Композиции узоров

Композиция узоров основывается на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.
В

Композиции узоров Композиция узоров основывается на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных
орнаменте встречаются следующие композиции:
Ленточная композиция образуется из раппартов, имеющих параллельные направляющие.

Слайд 5

Композиции узоров

Геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии соображения по отношению к вертикальной,

Композиции узоров Геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии соображения по отношению к
а в ряде случаев и к горизонтальной оси.

Слайд 6

Композиции узоров

Сетчатая (ковровая), центрально, лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В композиции узор

Композиции узоров Сетчатая (ковровая), центрально, лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В композиции
рисунка основан на исходящих из одного осевых лучей.

Слайд 7

Существует несколько разновидностей орнамента:
Цветочно-растительный

Существует несколько разновидностей орнамента: Цветочно-растительный

Слайд 8


Зооморфный орнамент

Зооморфный орнамент

Слайд 9


Геометрический

Геометрический

Слайд 10

Мужской костюм состоит:

Длинная рубаха с прямым вырезом в вороте. Верхняя одежда предоставлена

Мужской костюм состоит: Длинная рубаха с прямым вырезом в вороте. Верхняя одежда
разнообразными видами калцолов и Гапонов (калезуя, казакин, джилян, чекмень, блимет), Мужским головным убором являются побитейки, войлочные шляпы, меховые шапки.

Слайд 11

Женский костюм состоит:
Длинные платья, отделанные бахромой, кружевами, вышивкой. Головной убор - платок,

Женский костюм состоит: Длинные платья, отделанные бахромой, кружевами, вышивкой. Головной убор -
шаль, длинное покрывало с вышивкой и кружевами (тастар), шапки и специфический женский головной убор - калфак.

Слайд 12

Татарские танцы

Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один

Татарские танцы Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни
человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу.
Кого-то исторический танец интересует как "проводник" в мир истории культуры, кого-то - как способ почувствовать себя человеком другой эпохи, другого мировоззрения, другого мира, кто-то просто рад отвлечься от повседневных дел и провести время в душевной компании.
До Октябрьской революции танец среди татар не имел широкого распространения. Запреты, враждебное отношение к искусству вообще, кодекс реакционной морали буржуазии и духовенства - всё это мешало развитию народного танца.
Несмотря на все запреты, народ любил свои исторические песни, пляски, обращался к ним в часы досуга, искал в них отдых и отраду после тяжелой, изнурительной работы.
Старинные татарские танцы не были массовыми. Естественно пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найти досуг для пляски, особенно тем, кому приходилось не разгибая спины трудиться на "хозяев жизни". Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшая между деревенскими танцами и временами года.

Слайд 13

Одни зимние вечерние посиделки назывались "аулакэи", другие - "кич утыру". На них

Одни зимние вечерние посиделки назывались "аулакэи", другие - "кич утыру". На них
девушки рукодельничали, распевали песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы. Вечеринки "саулакэй" и "кач утыру" устраивались с участием юношей только при отсутствии родителей девушки-хозяйки. Без этого было нельзя.
Весной и летом собрать такие вечерники веселья было труднее. Лишь при праздновании "Сабантуя" или во время рекрутских наборов, когда ненадолго ослабевал надзор власти. При подходящем случае не отказывали себе в удовольствии поплясать и представители старшего поколения.
Обычно праздник завершается всеобщим танцем - хораном, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.
Одним из излюбленных танцев было "Пляска двух друзей". Этот веселый народный танец исполняют двое юношей.
Цветная рубашка со стоячим воротником; рукав длинный, без манжеты. Блеск, искусность одежды играет особую роль. Этими узорами и раскраской передается традиция культуры.
И вот все готовы - предстоит начало танца, юноши стоят рядом в последней левой кулисе, обняв друг друга сзади за талию, лицом к наблюдающим за ними народом. Свободные руки заведены за спину под камзол. Ничего лишнего. Восторг зрителя ясен. Горячий нрав иллюстрируется в танце "Джигиты", в котором молодцы выступают в шапках с лисьими хвостами.
Имя файла: Татарский-танец.pptx
Количество просмотров: 66
Количество скачиваний: 2