Тайна поэтического слова А. С. Пушкина

Содержание

Слайд 2

Слова русского языка
приобретают в стихах,
благодаря их организации,

Слова русского языка приобретают в стихах, благодаря их организации, новый, более глубокий и широкий смысл.
новый, более глубокий и
широкий смысл.

Слайд 3

Великое произведение — это произведение пророческое, говорящее о Вечных истинах.

Великое произведение — это произведение пророческое, говорящее о Вечных истинах.

Слайд 4

Глаголом жги сердца людей! Восстань, пророк, и виждь, и внемли.

Глаголом жги сердца людей! Восстань, пророк, и виждь, и внемли.

Слайд 5

Не случайно Пушкин обратился к образу пророка. В Библии пророк — это

Не случайно Пушкин обратился к образу пророка. В Библии пророк — это
провозвестник воли Бога, указывающий людям путь, возвещающий им истинное назначение человека. Это провидец, которому открыта высшая мудрость. Серафим — тоже образ, взятый из Библии, это высший ангел, посланник Бога, на иконах он изображался с шестью крыльями.

Слайд 6

«ПРОРОК»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне

«ПРОРОК» Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим
явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанъе.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Слайд 8

В стихотворении Пушкина «Анчар» нарисован образ древа смерти. Анчар — тропическое южноазиатское

В стихотворении Пушкина «Анчар» нарисован образ древа смерти. Анчар — тропическое южноазиатское
ядовитое дерево из семьи тутовых. В стихотворении же анчар — нечто совершенно особенное, исключительное, это выражено с помощью гиперболы: анчар... стоит один во всей вселенной. Поэт использует слова, несущие отрицательную эмоциональную окраску.

Слайд 9

«АНЧАР»

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит —

«АНЧАР» В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как
один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.

К соседям в чуждые пределы.
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Слайд 11

«Кто-то сказал, что всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература

«Кто-то сказал, что всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература
должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше. К примеру, из века в век люди жалуются на бедность. Редко на духовную. Чаще не хватает «злата», а ведь человеку нужно очень мало: хлеб да вода. Но понять это мудрости не хватает. Хотя еще Христос учил: «Живите, как птицы Божий».
Хорошая литература сродни религии. Что такое религия? Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно» (Б.П. Екимов)
Имя файла: Тайна-поэтического-слова-А.-С.-Пушкина.pptx
Количество просмотров: 187
Количество скачиваний: 0