Текстология. Атрибуция текста, работа с рукописями

Содержание

Слайд 2

«До» текста

Биографический
Текстологический
Культурно-исторический
Психологический
Патопсихологический
Психоаналитический
Гендерный
Феноменологический
Психолингвистический OMG

«До» текста Биографический Текстологический Культурно-исторический Психологический Патопсихологический Психоаналитический Гендерный Феноменологический Психолингвистический OMG

Слайд 3

Биографическая критика

Этапы работы
Составление библиографии
Выяснение основы произведения, его
генезиса и оригинальности
Изучение рукописей
(проникновение

Биографическая критика Этапы работы Составление библиографии Выяснение основы произведения, его генезиса и
в тайны стиля и мыслей)
Поиск источников вдохновения, круг чтения,
основные интересы писателя, культурная среда,
биографические сведения
пристальное чтение -"объяснение текста"
(explication de texte), текстовая интерпретация
как наблюдение за деталями и фактами
текста, структурными особенностями и
употреблением значимых для текста слов

Слайд 5

Дублин: «Весь Дублин на 1904 год»

Дублин: «Весь Дублин на 1904 год»

Слайд 6

Текстология

Атрибуция
Локализация
Датировка
Установление принципов публикации произведений
Выделение основного (канонического) текста
«Последняя воля» писателя
Пределы коньектур
Составление библиографии

Канонический
Основной
Базовый
Texte

Текстология Атрибуция Локализация Датировка Установление принципов публикации произведений Выделение основного (канонического) текста
de base
Дефинитивный
Текст

Слайд 7

История проблемы «авторства»

гомеровский вопрос
До середины XV века все произведения литературы оставались в

История проблемы «авторства» гомеровский вопрос До середины XV века все произведения литературы
виде рукописей. Ни одного автографа не дошло до нашего времени от произведений античной литературы, авторство произведений Платона и Аристотеля является спорным.
«Песнь о Роланде», возникшая в конце XI века, представлена только одним списком конца XII века и большим количеством списков XIII-XIV веков.
 Различные версии об авторе величайшего памятника средневековой русской литературы конца XII века «Слова о полку Игореве»
изучение древнерусской литературы, т. к. до 17 в. рукописные сочинения, как правило, анонимны и часто представляют собой многослойные компиляции
Отсутствие рукописей, точных данных, необычная биография порождают множество гипотез об «истинном» авторстве произведений У. Шекспира
Гипотеза о возможном написании комедий, приписываемых Мольеру, Пьером Корнелем широко обсуждается как во Франции, так и за ее пределами
Публицистика А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского.
атрибуция  «Тихого Дона» М.А.Шолохова

Слайд 8

Статистика, теория вероятностей, семиотика
Семантика, синтаксис, лексикография, фонология, морфология
Все уровни языковой системы
Применение многомерных

Статистика, теория вероятностей, семиотика Семантика, синтаксис, лексикография, фонология, морфология Все уровни языковой
классификаций
Словари: конкорданс, паратаксис, мотив и пр.

Слайд 9

Первые издания: канон?

Первые издания: канон?

Слайд 10

Атрибуция текста, работа с рукописями

A page from the manuscript of a censored

Атрибуция текста, работа с рукописями A page from the manuscript of a
play about Sir Thomas More; some scholars believe this page is in Shakespeare's handwriting (MS Harley 7368, folio 9; courtesy of The British Library, London) (By permission of The British Library, MS Harley 7368, folio 9. ) Source Citation: "censored manuscript about Sir Thomas More." . (By permission of The British Library, MS Harley 7368, folio 9.). Shakespeare Collection.

Слайд 11

Secretary hand

Secretary hand

Слайд 12

Who is on duty
Гуманитарная сфера в целом
Данные биографической, идеологической и стилистической характеристики

Who is on duty Гуманитарная сфера в целом Данные биографической, идеологической и
автора и его индивидуально-авторского стиля
Статистика, теория вероятностей, семиотика
Лингвистические области
Семантика, синтаксис, лексикография, фонология, морфология
Текст – акт выбора языковых средств автором
Характеристики текста, а не отдельного предложения
Все уровни языковой системы
Применение многомерных классификаций

Слайд 13

Метод 1: Слово – предложение: параметр длины

Впервые применен в 1887, позже развит

Метод 1: Слово – предложение: параметр длины Впервые применен в 1887, позже
в 1938; Не до конца надежный метод
Шекспир - Бэкон

Слайд 14

Метод 2: Функциональные слова

Использование функциональных слов; частотность, положение в предложении, контекст
Шекспир -

Метод 2: Функциональные слова Использование функциональных слов; частотность, положение в предложении, контекст Шекспир - Марлоу
Марлоу

Слайд 15

«Лингвистические спектры» и «межтекстовое расстояние»
«Лингвистические спектры» (1915). В отличие от предшествующих исследователей,

«Лингвистические спектры» и «межтекстовое расстояние» «Лингвистические спектры» (1915). В отличие от предшествующих
филологов-классиков, опиравшихся при атрибуции на частоту употребления знаменательных слов, Н. А. Морозов полагал, что для индивидуального стиля писателя показательными являются именно служебные слова, поскольку они никак не связаны с темой и содержанием книги.
В работах Д. Лаббе лексический анализ текстов происходит с помощью автоматической процедуры морфологического анализа, в соответствии с которой каждое слово представляется в виде записи, состоящей из трех компонентов: словоформы, вокабулы и соответствующей части речи. По полученным данным вычисляется «межтекстовое расстояние», и результаты отображаются в виде древовидной классификации.

Слайд 16

Метод 3-4: Анализ словарного состава; контент-анализ

Г. Хетсо (1978): «Богатство» и «разнообразие» словаря

Метод 3-4: Анализ словарного состава; контент-анализ Г. Хетсо (1978): «Богатство» и «разнообразие»
автора; частотность лексем в словаре автора; анализе текста с автоматизированным получением частотных словарей и статистических данных
Ю. Тулдава: частотность определенных групп слов в тексте; определение денотативных и коннотативных значений в тексте; принцип системности; вероятностно-статистический характер организации лексики; идея о связи признаков, разработка математического аппарата оценки связей между параметрами.

Слайд 17

Мольер-Корнель

Интерпретация результатов атрибуции 13 атрибутируемых объектов:
6 пьес – П. Корнелю с

Мольер-Корнель Интерпретация результатов атрибуции 13 атрибутируемых объектов: 6 пьес – П. Корнелю
вероятностью больше 0,95;
4 пьесы – П. Корнелю с вероятностью от 0,63 до 0,73;
1 пьеса – Ф. Кино с вероятностью 0,68;
2 пьесы – апостериорный класс.

Слайд 18

Шолохов и Ко

Проверка сложной атрибуционной гипотезы. Нулевая гипотеза: «Тихий Дон» написан Шолоховым.

Шолохов и Ко Проверка сложной атрибуционной гипотезы. Нулевая гипотеза: «Тихий Дон» написан
Альтернативные гипотезы: а – «Тихий Дон» написан одним из следующих претендентов: Ф.Крюковым, А.Серафимовичем, С.Голоушевым в – «Тихий Дон» является результатом совместной работы автора и соавтора, входящих в список претендентов.
В ходе проверки атрибуционной гипотезы потребовалось использовать 2 варианта для класса Шолохов:
Шолохов1 – Донские рассказы
Шолохов2 – Поднятая целина
228 атрибутируемых объекта, являющихся отдельными главами романа,
Общий объем авторской речи – 16796 предлож.

Слайд 19

Серафимович?
Информативные параметры:
X14- Число подчиненных. предлож. без спрягаемой формы глагола,
X18- Число

Серафимович? Информативные параметры: X14- Число подчиненных. предлож. без спрягаемой формы глагола, X18-
служебных слов,
X21 - Число местоимений, X27 – Число подчинительных союзов, X30 – Число слов в аккуативе Атрибуция в два отдельных этапа для классов (Шолохов1) – Донские рассказы, (Шолохов2) – Поднятая целина
Результаты: установлена однотипость (ДАР) или близость (ВАР) глав «Тихого Дона» с эталонами классов авторов или пар авторов. Первое место среди единоличных авторов – автор «Поднятой целины» (20 глав), Пары авторов с участием А.Серафимовича – 191 глава Подтверждается гипотеза, что основной автор «Тихого Дона» - А.Серафимович, использовавший тексты М.Шолохова, а также Ф.Крюкова и С.Голоушева.
В поисках потерянного автора: этюды атрибуции / М. А. Марусенко, Б.Л.Бессонов, Л.М.Богданова и др.–СПб. : Фил. фак. СПбГУ, 2001.

Слайд 21

Академические издания

Академические издания

Слайд 22

Канон и …

Канон и …

Слайд 23

Оформление издания

Оформление издания

Слайд 24

Текстология с постмодернистской перспективы

Апроприация текста и власть институтов
Власть комментаторской рамки
Канон (
Герои

Текстология с постмодернистской перспективы Апроприация текста и власть институтов Власть комментаторской рамки
и тексты «второго плана»
Авторефлексия

«Дело имеешь скорее с толкованием толкований, нежели с толкованием
предметов»
Жак Деррида

Слайд 25

Грибоедов по-русски и по-французски

Грибоедов по-русски и по-французски

Слайд 26

Генетическая критика

Раскрытие процесса письма (авторские правки текста)
Теория письма как постструктуралистская рефлексия
Уравненность черновиков

Генетическая критика Раскрытие процесса письма (авторские правки текста) Теория письма как постструктуралистская
и чистовиков