Содержание
- 2. Междисциплинарные связи культурологии Как уже отмечалось, культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной
- 3. Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем. Культурология имеет
- 4. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ Не менее тесная взаимосвязь существует также между культурологией и историей. История изучает человеческое
- 5. Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных
- 6. Социология и культурология Утверждение, что культура является продуктом общественной жизни человека и вне человеческого общества невозможна,
- 7. Антропология и культурология В западной науке антропология — органическая часть общественных наук (social sciences),наука о происхождении,
- 8. Структура культурологии как науки Культурология распадается на ряд относительно самостоятельных областей — подразделов, которые в свою
- 10. Фундаментальная культурология включает в себя несколько основных направлений: 1. Социальная культурология: исследует процессы и явления, которые
- 11. Самый высокий (первый) уровень исследования и обобщений в социальной культурологии представляет собой обобщение закономерностей, определяющих культурные
- 12. Третий уровень исследования связан с анализом культурных форм — базовых образцов, воспроизводимых в каждой конкретной культуре.
- 13. Психология культуры (культурная антропология) На первом уровне исследования психология культуры имеет своей целью изучение личности как
- 14. Третий уровень исследования связан с изучением механизмов использования индивидом обретенных культурных знаний и навыков. Изучаются комплексы
- 15. Социализация - Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества. Он включает в
- 16. Инкультурация - продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и
- 17. В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую). Первичная стадия, начинающаяся
- 18. Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон
- 19. Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с миграционным бумом, который
- 20. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Термин, применяемый для описания индивидов и групп
- 21. Данное направление культурологии изучает знаковую и коммуникативную функцию культуры. Ведь любой процесс, происходящий в культуре, невозможен
- 22. Второй уровень ориентирован на изучение семантических систем, среди которых: система межличностного информационного обмена, обеспечивающая взаимодействие между
- 23. Основная задача - изучение и формирование технологии целенаправленного управления культурными процессами. Для этого, прежде всего, нужно
- 25. Скачать презентацию
Слайд 2Междисциплинарные связи культурологии
Как уже отмечалось, культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии,
Междисциплинарные связи культурологии
Как уже отмечалось, культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии,
Ее междисциплинарный характер выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.
Появление культурологии в данном аспекте отражает эту общую тенденцию движения научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре.
Слайд 3Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду
Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду
Культурология имеет неразрывную связь с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объясняет сущность культуры.
Она ставит перед ней целый ряд онтологических проблем, значимых для жизни человека: например, о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и др.
Философия рассматривает культуру в ее конкретных формах.
В культурологии акцент делается на объяснение различных форм культуры с помощью философских теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет создать целостную картину человеческого мира с учетом многоликости и разнообразия происходящих в нем процессов.
В отношении человека философией культуры поднимается вопрос о том, в чем состоит специфика его культурной деятельности. В философии культуры исследуются и фундаментальные проблемы, соотношения культуры и природы, культуры и творчества.
Философия и культурология
Слайд 4 КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ
Не менее тесная взаимосвязь существует также между культурологией и
КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ
Не менее тесная взаимосвязь существует также между культурологией и
История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса.
Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности развития культуры.
Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры.
Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческим факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования.
Слайд 5Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические
Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические
Изучение культуры возможно только на основе сравнительного изучения ее реально существующих исторических форм. Сравнительно-исторический подход в культурологии позволил получить объективные, научно обоснованные выводы о сущности культуры и законах ее функционирования и развития. Наряду с этим он способствовал возникновению и особой отрасли культуроведения — культурной компаративистики.
Слайд 6Социология и культурология
Утверждение, что культура является продуктом общественной жизни человека и вне
Социология и культурология
Утверждение, что культура является продуктом общественной жизни человека и вне
Таким образом, культура представляет собой социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура служит предметом изучения для социологии.
Социология изучает, в частности, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений и т.п.
Социология изучает культуру в контексте социальных процессов, рассматривая их как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.
Культурология в собственном смысле изучает культуру как самодовлеющую, самоценную сущность, живущую и развивающуюся по собственным законам в присущих только ей формах. Но без учета социологических факторов и она не обеспечивает полноты знания о культуре.
Слайд 7Антропология и культурология
В западной науке антропология — органическая часть общественных наук (social sciences),наука
Антропология и культурология
В западной науке антропология — органическая часть общественных наук (social sciences),наука
Большое внимание уделяется антропологии прикладной. Культурная антропология сегодня считается на Западе главным разделом антропологии. Она изучает человеческую культуру во всех её аспектах. Изучается действительность культуры, то есть локальные культуры различных народов мира. Для этого культурная антропология использует методы, концепции и результаты археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических.
Для представителей культурной антропологии всегда было характерно стремление обращать внимание на так называемые «традиционные культуры». Особенностью последних является то, что они, как правило, представляют собой весьма слабо эволюционирующие, малодинамичные, следовательно, стагнированные культурные системы. В них слабо развиты не только внутренние динамические процессы, но и межкультурные взаимодействия. Это позволяет довольно четко определить их границы, провести кодификацию свойственных им артефактов, функциональных отношений и семиотических систем.
Поэтому данные и выводы культурной антропологии, весьма ценные относительно вышеуказанных культурных систем, имеют ограниченное значение применительно к современным, динамичным, сложноорганизованным взаимодействиям культур. Таким образом, неправомерно отождествлять культурную антропологию с культурологией в целом.
Слайд 8Структура культурологии как науки
Культурология распадается на ряд относительно самостоятельных областей — подразделов,
Структура культурологии как науки Культурология распадается на ряд относительно самостоятельных областей — подразделов,
Фундаментальная культурология :
(философия культуры, история культуры, антропология культуры, социология культуры, психология культуры и т.д.) призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов.
Прикладная культурология:
исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики: экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.
Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию.
Исследование видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному знанию. Прикладной характер имеют также знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры.
Слайд 10Фундаментальная культурология включает в себя несколько основных направлений:
1. Социальная культурология:
Фундаментальная культурология включает в себя несколько основных направлений:
1. Социальная культурология:
2. Психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание в основном на человека, являющегося носителем той или иной культуры. Основной акцент делается на изучении норм и ценностей, которые лежат в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности;
3. Культурная семантика изучает культурные феномены как тексты — систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, а также с помощью символов, в любых продуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми в обществе;
4. История культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки так же велико, как значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно куль турологического и философского знания, а современные теоретиче ские конструкты опираются на результаты размышлений предшественников. История культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии и культурной семантики.
Слайд 11Самый высокий (первый) уровень исследования и обобщений в социальной культурологии представляет собой
Самый высокий (первый) уровень исследования и обобщений в социальной культурологии представляет собой
Это уровень общей теории культуры, рассматривающий ее как основной результат коллективной жизнедеятельности людей. На этом уровне создаётся понятийный аппарат культурологии, разрабатывается методология и методика исследования феноменов культуры. Кроме того, создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рассматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры.
На втором уровне исследования предметом анализа являются культурные системы, такие, как язык, мораль, этничность и т.д.
Для их изучения создаются такие направления исследования, как:
Социология культуры , изучающая культуру классов, сословий, социальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д.;
Этнокультурология, исследующая культурные системы, складывающиеся по этническому признаку;
Историческая культурология, изучающая различные исторические варианты социокультурных систем (индо-буддийский тип культуры, исламскую культуру и т.п.).
Слайд 12Третий уровень исследования связан с анализом культурных форм — базовых образцов, воспроизводимых
Третий уровень исследования связан с анализом культурных форм — базовых образцов, воспроизводимых
Примерами таких культурных форм являются: нормы и стереотипы сознания и поведения людей в разных стандартных ситуациях (традиция приветствовать людей при встрече), эталонные образцы и стили (господствующие художественные стили) и т.д.
Исследователи считают, что именно культурные формы служат базовой единицей, «клеточкой» культуры. Некоторые культурные формы распространены так широко по всему миру, что их называют культурными универсалиями.
И, наконец, последний (четвёртый ) уровень исследования выводит нас на анализ собственно фактов культуры, их принято называть артефактами.
Они представляют собой частные случаи реализации культурных форм, варьирующихся в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени. Так, традиционный свадебный или похоронный обряд является культурной формой.
Слайд 13Психология культуры (культурная антропология)
На первом уровне исследования психология культуры имеет своей целью
Психология культуры (культурная антропология)
На первом уровне исследования психология культуры имеет своей целью
Поскольку все процессы, излучающиеся на втором уровне психологии культуры, осуществляются в процессе социального взаимодействия, важнейшим направлением исследования также становится изучение процессов коммуникации (общения) и взаимодействия людей в обществе.
Слайд 14Третий уровень исследования связан с изучением механизмов использования индивидом обретенных культурных знаний
Третий уровень исследования связан с изучением механизмов использования индивидом обретенных культурных знаний
Речь идет о совокупности определенных социокультурных установок сознания и поведения, усвоенных человеком в процессе социализации и инкультурации до автоматизма, и работающих поэтому без участия сознания.
Эти установки можно назвать национальным характером. По сути дела он представляет собой культурные формы, усвоенные отдельным человеком. Это те «кирпичики», из которых складывается комплекс присущих целому народу черт, нравов и обычаев.
Четвертый уровень исследования предполагает анализ творческой деятельности человека, в ходе которой создаются все новации в культуре. При этом речь идет не только о гениях, открытия которых становятся частью мировой культуры, но и об обычных людях, процесс усвоения которыми новых для них знаний тоже является творчеством.
Иными словами, на этом уровне изучается, как человек способен преодолеть традиционные культурные нормы и стереотипы, создавая что-то новое.
Слайд 15Социализация - Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения
Социализация - Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его
Слайд 16Инкультурация - продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм
Термин введен Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Приблизительно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). И. обозначала и процесс приобщения к культуре и результат этого процесса.
Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате инкультурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур.
Слайд 17В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную
В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную
Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.
Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе, он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям.
Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
Адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.
Слайд 18Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи
Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи
Однако постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида, представляя процесс аккультурации как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида.
В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора). Можно сказать, что на уровне отдельного человека аккультурация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в чужой культуре.
Аккультурация
Слайд 19Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано
Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано
Основные стратегии аккультурации
В процессе аккультурации человек вынужден одновременно решать две проблемы — сохранение своей культурной идентичности и включение в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает основные стратегии аккультурации:
ассимиляция — вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей;
сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Стратегия изоляции, на которой настаивают представители господствующей культуры, называется сегрегацией;
маргинализация — вариант аккультурации, проявляющийся в потере идентичности с собственной культурой и отсутствии идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры);
интеграция — идентификация как со старой культурой, так и с новой.
Слайд 20САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.
Термин, применяемый для описания индивидов и
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.
Термин, применяемый для описания индивидов и
Идентичность есть не свойство (т.е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия.
Уровни идентичности:
Семейно-клановый
Социально-профессиональный
Национально-территориальный
Религиозно-идеологический
Эволюционно-видовой.
Половой уровень
Духовный уровень
Слайд 21Данное направление культурологии изучает знаковую и коммуникативную функцию культуры.
Ведь любой процесс,
Данное направление культурологии изучает знаковую и коммуникативную функцию культуры.
Ведь любой процесс,
Общение людей невозможно без единого языка, понятного для всех членов данного общества. При этом важно помнить, что языком являются не только слова, но и другие системы символов — рисунки, знаки, эмблемы, материальные предметы, обряды и ритуалы. Исследование всех многообразных языков социальной коммуникации, механизмов их действия, принципов формирования и функционирования является задачей культурной семантики.
На первом уровне исследования культурная семантика создает общую теорию семантических порядков в культуре, которая описывает процессы накопления, фиксации и трансляции социокультурного опыта различных обществ. При этом важно выявить общую структуру семантического поля культуры, проследить динамику процессов социальной коммуникации, создать типологию семантических объектов, разработать методологию исследований.
Культурная семантика
Слайд 22Второй уровень ориентирован на изучение семантических систем, среди которых:
система межличностного информационного обмена,
Второй уровень ориентирован на изучение семантических систем, среди которых:
система межличностного информационного обмена,
система массовой информации, которая обеспечивает одно временную передачу социально значимой информации большому числу людей;
система социальной идентификации, представляющая совокупность индивидуальных имен и названий, символов, эмблем, а также символических действий (обрядов и ритуалов), с помощью которых обозначаются люди, вещи, территории и т.д.;
система хранения и передачи информации в виде материальных памятников, текстов и других форм.
На третьем уровне анализируются семантические формы. Речь идет о том, что все культурные формы в большей или меньшей степени обладают семантическими характеристиками, так как любая вещь, созданная руками человека, непременно обладает чертами знака. Поэтому найденный археологами черепок от глиняного сосуда способен сообщить довольно много информации о том обществе, в котором он использовался. Семантические формы представляют собой те образцы, которые воплощают в себе тот или иной семантический образ, способ символизации каких-то смыслов, идей или ценностей.
Эти формы воплощаются в конкретных объектах, артефактах культуры.
Изучением семантических признаков отдельных артефактов, выявлением их индивидуальных признаков занимаются на четвертом уровне исследований.
Слайд 23Основная задача - изучение и формирование технологии целенаправленного управления культурными процессами.
Для
Основная задача - изучение и формирование технологии целенаправленного управления культурными процессами.
Для
Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты, к которым относятся государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные общественные организации (политические партии, профсоюзы), воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта.
Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.
Для этого нужно разработать ценностные ориентиры общества, социальные нормы взаимодействия между людьми, сформулировать конкретные цели для каждого культурного института. Результатом становится принятая национальная и религиозная политика государства, узловые моменты национально-государственной идеологии.
Прикладная культурология