Тема любви в творчестве Пушкина

Содержание

Слайд 2

Цель урока:

Продолжить исследование личности А.С. Пушкина, его человеческих качеств и понаблюдать их

Цель урока: Продолжить исследование личности А.С. Пушкина, его человеческих качеств и понаблюдать
отражение в творчестве поэта
Задачи:
познакомиться с женщинами, которые вдохновляли проникновенного лирика,
читать и анализировать стихотворения разных лет, посвящённых теме любви,
выяснить, как представлял себе любовь к женщине А.С. Пушкин.

Слайд 3

Вопросы урока:

Как характеризовал себя А.С. Пушкин, какой автопортрет создал в стихотворениях?
Какие женщины

Вопросы урока: Как характеризовал себя А.С. Пушкин, какой автопортрет создал в стихотворениях?
вдохновляли поэта, какие стихотворения посвящены этим красавицам?
Какие художественные средства использует А.С. Пушкин в стихотворениях о любви?
Какие женские образы встают перед нами, после прочтения каждого стихотворения?
Изменялось ли отношение поэта к любовному чувству в разные периоды его жизни?
Что такое любовь для А.С. Пушкина?

Слайд 4

«Я молодой повеса…»

«Да, таким, как бог меня создал,
Я и хочу казаться.
Сущий бес

«Я молодой повеса…» «Да, таким, как бог меня создал, Я и хочу
в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености –
Да, таков Пушкин»
Из стихотворения «Мой портрет», 1814, написанного по-французски в Лицее

А.С. Пушкин
«Автопортрет»

Слайд 5

Лицейский период, 16 лет

«К Наташе» (1815)
Свет Наташа! где ты ныне? Что никто тебя

Лицейский период, 16 лет «К Наташе» (1815) Свет Наташа! где ты ныне?
не зрит? Иль не хочешь час единый С другом сердца разделить? Ни над озером волнистым, Ни под кровом лип душистым Ранней — позднею порой Не встречаюсь я с тобой.
Скоро, скоро холод зимный Рощу, поле посетит; Огонек в лачужке дымной Скоро ярко заблестит; Не увижу я прелестной И, как чижик в клетке тесной, Дома буду горевать И Наташу вспоминать.
Детская влюблённость

Гравюра на меди.
Это первый
портрет,
который был
опубликован
в издании 1822г.
"Кавказский
пленник"
в типографии
А.И.Герча

Слайд 6

«Любовь, отрава наших дней…» (1816)

БАКУНИНА Екатерина
Павловна
Первая любовь великого поэта, Екатерина Павловна

«Любовь, отрава наших дней…» (1816) БАКУНИНА Екатерина Павловна Первая любовь великого поэта,
Бакунина (1795-1869), была сестрой лицейского однокашника и ровесника Пушкина, Александра Бакунина. Чувство к Бакуниной вдохновляло юного поэта. Установлено, что она присутствует в 22 стихотворениях и элегиях А.С.Пушкина.

Портрет Е.П. Бакуниной П.Ф. Соколов

Слайд 7

Лицей. Запись в дневнике А.С. Пушкина 1815 год 29 января:

«Я счастлив был!.. нет,

Лицей. Запись в дневнике А.С. Пушкина 1815 год 29 января: «Я счастлив
я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волненьем, стоя под окошком, смотря на снежную дорогу - ее не видно было! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице - сладкая минута!»
«Как она была мила! Как черное платье пристало к милой Бакуниной. Но я не видел ее 18 часов - ах! какое положенье, какая мука! Но я был счастлив
5 минут!"

Е.П. Бакунина, автопортрет

Слайд 8

Первая влюблённость, подражательные образы

«Желание» (1816), 17 лет
Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг

Первая влюблённость, подражательные образы «Желание» (1816), 17 лет Медлительно влекутся дни мои,
в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви И все мечты безумия тревожит. Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слезы лью; мне слезы утешенье; Моя душа, плененная тоской, В них горькое находит наслажденье. О жизни час! лети, не жаль тебя, Исчезни в тьме, пустое привиденье; Мне дорого любви моей мученье — Пускай умру, но пусть умру любя!
Антитеза: тоска-наслаждение
жизнь-смерть, слёзы-утешенье
Любовь –
одухотворяющее страдание

Портрет Е.П. Бакуниной,
О.А. Кипренский

Слайд 9

Воспоминания о первой любви в зрелом возрасте

«Евгений Онегин» (1820)
«Когда в забвении перед

Воспоминания о первой любви в зрелом возрасте «Евгений Онегин» (1820) «Когда в
классом Порой терял я взор и слух, И говорить старался басом, И стриг над губой первый пух, В те дни... в те дни, когда впервые Заметил я черты живые Прелестной девы, и любовь Младую взволновала кровь, И я, тоскую безнадежно, Томясь обманом пылких слов, Везде искал ее следов, Об ней задумывался нежно, Весь день минутной встречи ждал И счастье тайных мук узнал..." "Евгений Онегин", глава VIII  (из ранних редакций) 

Портрет Е.П. Бакуниной,
А.П. Брюллов

Слайд 10

Юг. Сёстры Раевские

Раевские были настоящими представителями дворянской культуры.
«Все дочери его - прелесть...»,

Юг. Сёстры Раевские Раевские были настоящими представителями дворянской культуры. «Все дочери его
- пишет Пушкин. 
Их было четыре сестры:
Екатерина - старшая, 23-летняя красавица, по словам Пушкина "женщина необыкновенная".
Елена - 16 лет, хорошо знала английский язык.
Мария, 15 летняя девушка.
Софья - младшая, 12 лет, была живым, красивым ребенком.

Слайд 11

Тема природы связана с темой любви (1820) Посвящено одной из сестёр Раевских. Какова

Тема природы связана с темой любви (1820) Посвящено одной из сестёр Раевских.
роль эпитетов?

Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. Я помню твой восход, знакомое светило, Над мирною страной, где все для сердца мило, Где стройны тополы в долинах вознеслись, Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, И сладостно шумят полуденные волны. Там некогда в горах, сердечной думы полный, Над морем я влачил задумчивую лень, Когда на хижины сходила ночи тень — И дева юная во мгле тебя искала И именем своим подругам называла.

Слайд 12

«Храни меня, мой талисман…» (1825)

«Осмелюсь ли, графиня, сказать вам о том мгновении счастья,

«Храни меня, мой талисман…» (1825) «Осмелюсь ли, графиня, сказать вам о том
которое я испытал, получив ваше письмо, при одной мысли, что вы не совсем забыли самого преданного из ваших рабов? Остаюсь с уважением, графиня, вашим нижайшим и покорнейшим слугой. Александр Пушкин»

Елизавета Воронцова

Из письма А. Пушкина Е. Воронцовой

Слайд 13

Зарождение реализма: типичность обстановки и ситуации

Сожжённое письмо (1825)
Прощай, письмо любви, прощай! Она

Зарождение реализма: типичность обстановки и ситуации Сожжённое письмо (1825) Прощай, письмо любви,
велела... Как долго медлил я, как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал: гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди...
- Что символизирует сожжение письма любимой?

Стихотворение
«Сожжённое
письмо»
посвящено
Е. Воронцовой

Слайд 14

Талисман - амулет, оберег — магический предмет, который защищает от бед.

***
Храни

Талисман - амулет, оберег — магический предмет, который защищает от бед. ***
меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран, На лоне скучного покоя, В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман, Души волшебное светило... Оно сокрылось, изменило... Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье. Прощай, надежда; спи, желанье; Храни меня, мой талисман.
1825

- Зачем автором используется повтор? Любовь – талисман?

Слайд 15

Две встречи…

Впервые Пушкин встретил Анну Петровну Керн в 1819 году в Петербурге,

Две встречи… Впервые Пушкин встретил Анну Петровну Керн в 1819 году в
в доме её тётушки Е. М. Олениной. Вот как она впоследствии описала эту встречу: Тогда поэт на Анну впечатления не произвел.

Рисунок Нади Рушевой

Следующая встреча произошла в июне 1825 года, когда Анна
заехала погостить в Тригорское, имение своей тётушки,
П. А. Осиповой, где вновь повстречалась с Пушкиным.
Михайловское находилось рядом, и вскоре Пушкин зачастил
в Тригорское. Тогда-то и родились знаменитые строки.

«На одном из вечеров у Олениных
я встретила Пушкина и не заметила его:
мое внимание было поглощено шарадами...
За ужином Пушкин уселся с братом моим
позади меня и старался обратить
на себя мое внимание льстивыми возгласами,
как, например:
«Можно ли быть такой хорошенькой!».

Слайд 16

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

   В глуши, во мраке заточенья
   Тянулись тихо

«Я помню чудное мгновенье…» (1825) В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо
дни мои
   Без божества, без вдохновенья,
   Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
   И вот опять явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
   И для него воскресли вновь
   И божество, и вдохновенье,
   И жизнь, и слезы, и любовь.

Я помню чудное мгновенье:
   Передо мной явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
   В тревогах шумной суеты,
   Звучал мне долго голос нежный
   И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
   Рассеял прежние мечты,
   И я забыл твой голос нежный,
   Твои небесные черты.

Слайд 17

Амалия Ризнич (1825)

Относительно необыкновенной красоты А. Ризнич все современники согласны: высокого роста,

Амалия Ризнич (1825) Относительно необыкновенной красоты А. Ризнич все современники согласны: высокого
стройная, с пламенными очами, с шеей удивительной формы, с косой до колен

Слайд 18

Пушкин скорбит о легкомысленном отношении к смерти любимой

Под небом голубым страны своей

Пушкин скорбит о легкомысленном отношении к смерти любимой Под небом голубым страны
родной Она томилась, увядала… Увяла наконец, и верно надо мной Младая тень уже летала; Но недоступная черта меж нами есть. Напрасно чувство возбуждал я: Из равнодушных уст я слышал смерти весть, И равнодушно ей внимал я. Так вот кого любил я пламенной душой С таким тяжелым напряженьем, С такою нежною, томительной тоской, С таким безумством и мученьем! Где муки, где любовь? Увы! в душе моей Для бедной, легковерной тени, Для сладкой памяти невозвратимых дней Не нахожу ни слез, ни пени.
- Оставила ли женщина в душе поэта скорбь?

Амалия Ризнич

Слайд 19

Этим семейством, с которым у поэта в дальнейшем завязались самые тесные отношения,

Этим семейством, с которым у поэта в дальнейшем завязались самые тесные отношения,
была семья помещицы - вдовы Прасковьи Александровны Осиповой, жившей в селе Тригорское, в трех верстах от Михайловского.

«Уединение мое совершенно - праздность торжественна. Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко…» - из письма 1824 года

Прасковья
Осипова

В Михайловском

Слайд 20

Александра Ивановна Осипова (Алина) 1825, Михайловское, «Признание» (1825)

Я вас люблю, — хоть я

Александра Ивановна Осипова (Алина) 1825, Михайловское, «Признание» (1825) Я вас люблю, —
бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;

При вас мне грустно, — я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю!..
Алина! сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви. Быть может, за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд Всё может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Легкомыслие, лёгкость. Любовь – болезнь.
Любовь – забава, развлечение, мимолётное приключение

Слайд 21

Екатерина Васильевна Вельяшева

Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса И воспомнил ваши взоры, Ваши синие

Екатерина Васильевна Вельяшева Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса И воспомнил
глаза. Хоть я грустно очарован Вашей девственной красой, Хоть вампиром именован Я в губернии Тверской, Но колен моих пред вами Преклонить я не посмел И влюбленными мольбами Вас тревожить не хотел.
Упиваясь неприятно Хмелем светской суеты,

Позабуду, вероятно, Ваши милые черты, Легкий стан, движений стройность, Осторожный разговор, Эту скромную спокойность, Хитрый смех и хитрый взор. Если ж нет… по прежню следу В ваши мирные края Через год опять заеду И влюблюсь до ноября.
1829

Слайд 22

Анна Алексеевна Оленина

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла

Анна Алексеевна Оленина Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе
не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
1829
Грусть безответной любви
Бескорыстность любви

Анна Оленина привлекала поэта изяществом и грацией, а еще остроумием и находчивостью. Вяземский иронизировал по поводу нового увлечения своего друга: «Пушкин думает и хочет дать думать другим, что он в нее влюблен».
Эти стихи связывали с именами, по крайней мере, пяти женщин, за которыми ухаживал Пушкин.
Ценность стихотворения в обобщённости образа Любимой...

Слайд 23

Каролина Адамовна Собаньская

Собаньская была, кажется, соткана из противоречий: с одной стороны —

Каролина Адамовна Собаньская Собаньская была, кажется, соткана из противоречий: с одной стороны
изящная, умная, образованная женщина, увлекающаяся искусством и хорошая пианистка, а с другой стороны — ветреная и тщеславная кокетка, окружённая толпой поклонников

Впервые Пушкин и
Собаньская встретились в
Киеве в 1821 году. Она
была старше Пушкина на
шесть лет, потом они
увиделись спустя два года.
Поэт был страстно
влюблен в нее, но
Каролина играла его
чувствами. Это была
роковая светская львица,
доводившая своей игрой
Пушкина до отчаяния.

Пушкин пишет в 1830 году: «…мое существование неразрывно связано с вашим;
я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами — всякая другая забота
с моей стороны — заблуждение или безрассудство…»

Слайд 24

«Что в имени тебе моём?» 1830

Что в имени тебе моем? Оно умрет, как

«Что в имени тебе моём?» 1830 Что в имени тебе моем? Оно
шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я...

Слайд 25

Встреча с Натальей Николаевной Гончаровой (1812-1863). «Жениховство» (1828-1830)

Н.Н. Гончарова, 1831
художник А.П. Брюллов

А.С.

Встреча с Натальей Николаевной Гончаровой (1812-1863). «Жениховство» (1828-1830) Н.Н. Гончарова, 1831 художник
Пушкин,
художник П.Ф. Соколов

Слайд 26

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;       

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) На холмах Грузии лежит ночная
Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;        Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего        Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,        Что не любить оно не может.

Н.Н. Пушкина, 1843
Художник В.И. Гау

Любовь – соединение несоединимого: печаль и счастье,
ожидание встречи и предчувствие разлуки,
грусть и лёгкость…

Слайд 27

«Мадонна»

Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её

«Мадонна» Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо
воли, покоряли всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо.
Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Всё в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Всё было comme il faut — без всякой фальши.
(Надежда Еропкина, 1836)

В письме к 
В. Ф. Вяземской 
(1830):
«Моя женитьба
на Натали 
(это, замечу в скобках,
моя сто
тринадцатая любовь)
решена»

Слайд 28

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб
дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Портрет Н.Н. Ланской,
И.К. Макаров, 1851

«Мадонна»

1830
СОНЕТ

Слайд 29

«Я женат – и счастлив: одно желание мое,
чтоб ничего в жизни

«Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни
моей не изменялось,
лучшего не дождусь», –
писал поэт своему другу П. А. Плетневу
через пять дней после свадьбы.
«Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу,
тем более люблю это милое, чистое, доброе создание,
которого я ничем не заслужил перед Богом», –
признавался он в письме к своей теще
Н. И. Гончаровой уже в 1834 году.

Слайд 30

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…»

«В сущности
он обожал

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» «В сущности он
только
свою музу
и поэтизировал все,
что видел», -
писала
Мария Волконская,
урождённая Раевская.

Мария
Волконская

Александр
Пушкин

«Давно, усталый раб, замыслил я побег, в обитель дальную трудов и чистых нег»

Слайд 31

Любовь к женщине
в представлении
А.С. Пушкина

Одухо-творяющее страдание, болезнь

«Счастье тайных мук», мученье

Предчувствие

Любовь к женщине в представлении А.С. Пушкина Одухо-творяющее страдание, болезнь «Счастье тайных
разлуки, воспоминание

«И жизнь, и слёзы, и любовь…»

«Чудное мгновенье», вдохновенье

Детская влюблённость, «глупость пре-красная»

Нежная, томительная тоска, безумство

Имя файла: Тема-любви-в-творчестве-Пушкина.pptx
Количество просмотров: 408
Количество скачиваний: 1