Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.

Содержание

Слайд 2

«Моё дело»

Описываемые события происходили в 80-х годах ХХ в. в

«Моё дело» Описываемые события происходили в 80-х годах ХХ в. в военном
военном гарнизоне, автору в то время было 9 лет.
Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной. Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И — сразу.
И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжёлой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолёт скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, — ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

Слайд 3

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел
загремел тяжёлый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжёлым окровавленным телом — за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье‹...›
Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость.

Слайд 4

Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он

Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был
был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека… И оставался таковым долго.
И в том слое, в том этаже души, в котором человек пребывает вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, — там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолёт отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм.
(М. Веллер.)

Слайд 5

Общая характеристика текста:

Тема:
воспоминания взрослого человека о чувствах , возникших в

Общая характеристика текста: Тема: воспоминания взрослого человека о чувствах , возникших в
далеком детстве после просмотра фильма “Последний дюйм”.
Идея:
показать влияние киноискусства на становление человека.
Стиль:
публицистичекий.
Жанр:
эссе (фрагмент).
Тип речи:
повествование с элементами описания.
Способ изложения:
личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно- выразительных средств языка.

Слайд 6

Формулируем проблемы

Для этого:
нумеруем абзацы;
делим текст на смысловые части:
I ч. – 1-2-3-й

Формулируем проблемы Для этого: нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I
абзацы;
II ч. – 4-й абзац;
III ч. – 5-й абзац;
читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).

Слайд 7

Формулируем проблемы

I. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм».

Формулируем проблемы I. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм».
Правда, цветной. Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И — сразу.
И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжёлой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолёт скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, — ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

Слайд 8

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел
загремел тяжёлый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжёлым окровавленным телом — за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье‹...›
1 Какие чувства вызвало в авторе знакомство с главным героем фильма, его характером?

Слайд 9

Формулируем проблемы

II. Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот

Формулируем проблемы II. Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём.
только Дэви из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость. Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека… И оставался таковым долго.
2 Что послужило причиной того, что Дэви стал кумиром девятилетних мальчишек?

Слайд 10

Формулируем проблемы

III. И в том слое, в том этаже души, в котором

Формулируем проблемы III. И в том слое, в том этаже души, в
человек пребывает вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, — там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолёт отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм.
3 Почему спустя многие годы образ Дэви живет в душе автора?

Слайд 11

Формулируем проблемы

Итак, основная проблема текста: Проблема воздействия искусства на душу ребенка и

Формулируем проблемы Итак, основная проблема текста: Проблема воздействия искусства на душу ребенка
той роли, которую оно играет в становлении его личности.

2 Что послужило причиной того, что Дэви стал кумиром девятилетних мальчишек?
3 Почему спустя многие годы образ Дэви живет в душе автора?

1 Какие чувства вызвало в авторе знакомство с главным героем фильма”Последний дюйм”, его характером?

Слайд 12

Комментируем заявленные проблемы

Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если

Комментируем заявленные проблемы Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты
они есть), на которые ссылается автор.

Слайд 13

I. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной.

I. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной.
Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И — сразу.
И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжёлой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолёт скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, — ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

Слайд 14

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел
загремел тяжёлый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжёлым окровавленным телом — за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье‹...›
1 Автор вспоминает, как когда-то девятилетним мальчиком он посмотрел фильм «Последний дюйм» и был потрясён образом главного героя.

Слайд 15

Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви

Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви
из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость. Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека… И оставался таковым долго.
2 Автор рассказывает о качествах «худенького и миловидного» мальчика, который потряс его настолько, что стал кумиром.

Слайд 16

III. И в том слое, в том этаже души, в котором человек

III. И в том слое, в том этаже души, в котором человек
пребывает вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, — там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолёт отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм.
3 Автор приходит к выводу о том, что идеалы, сформировавшиеся в душе ребенка, не умирают.

Слайд 17

Формулируем авторскую позицию

Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой

Формулируем авторскую позицию Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.
части текста.

Слайд 18

1 Какие чувства вызвало в мальчике знакомство с главным героем фильма, его

1 Какие чувства вызвало в мальчике знакомство с главным героем фильма, его
храбростью, стойкостью, умением отстаивать свои убеждения в сложных ситуациях?
I. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной. Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И — сразу.
И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжёлой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолёт скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, — ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

Слайд 19

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел
загремел тяжёлый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжёлым окровавленным телом — за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье‹...›
1 Автор утверждает, что чувства, возникшие у него после знакомства с Дэви, были необыкновенно сильными: «мороз по спине», «иголочки в груди и коленях», «спазм в горле», «слёзы на глазах»...

Слайд 20

2 Почему Дэви, главный герой фильма «Последний дюйм», стал кумиром мальчишек?
Никогда

2 Почему Дэви, главный герой фильма «Последний дюйм», стал кумиром мальчишек? Никогда
у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость. Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека… И оставался таковым долго.

Слайд 21

2 Автор считает, что Дэви, стал для него кумиром, потому что был

2 Автор считает, что Дэви, стал для него кумиром, потому что был
гордым, мужественным и мог сделать то, что «не каждому по плечу».

Слайд 22

И в том слое, в том этаже души, в котором человек пребывает

И в том слое, в том этаже души, в котором человек пребывает
вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, — там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолёт отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм.
3 Автор говорит, что «ничто никогда не исчезает», а остаётся в душе человека. Он полагает, что Дэви стал его единственным кумиром, потому что в том, как он относился к миру, не было «ни грана фальши».
Прошло много лет, но М. Веллер до сих пор преклоняется перед «тоненьким пацаном, делающим невозможное».

3 Почему образ Дэви живет в душе автора спустя многие годы?

Слайд 23

Итог работы:

Итог работы:

Слайд 24

Общая характеристика текста:

Тема:
воспоминания взрослого человека о чувствах , вызванных в

Общая характеристика текста: Тема: воспоминания взрослого человека о чувствах , вызванных в
далеком детстве просмотром фильма, где главным героем был храбрый и мужественный мальчик Дэви.
Идея:
показать влияние киноискусства на становление человека.
Стиль:
публицистичекий.
Жанр:
рассказ (фрагмент).
Тип речи:
повествование.
Способ изложения:
личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно выразительных средств языка.

Слайд 25

Основная проблема текста:
Проблема воздействия искусства на душу ребенка и той роли, которую

Основная проблема текста: Проблема воздействия искусства на душу ребенка и той роли,
оно играет в становлении его личности.
Комментарий:
Раскрывая проблемы, автор
а) вспоминает, как когда-то девятилетним мальчиком он посмотрел фильм «Последний дюйм» и был потрясён главным героем.
б) рассказывает о качествах «худенького и миловидного» мальчика, который потряс его настолько, что стал кумиром.
в) приходит к выводу о том, что идеалы, поселившиеся в душе ребенка, не умирают.

Слайд 26

Позиция автора:

Автор
утверждает, что чувства, возникшие у него после знакомства

Позиция автора: Автор утверждает, что чувства, возникшие у него после знакомства с
с Дэви, были необыкновенно сильными, незабываемыми : «мороз по спине», «иголочки в груди и коленях», «спазм в горле», «слёзы на глазах»...
считает, что Дэви, стал для него кумиром, потому что был гордым, мужественным и мог сделать то, что «не каждому по плечу».
говорит, что «ничто никогда не исчезает», а остаётся в душе человека.

Слайд 27

Согласие/несогласие с позицией автора.

Проблемы, поднятые в тексте, на мой взгляд, чрезвычайно

Согласие/несогласие с позицией автора. Проблемы, поднятые в тексте, на мой взгляд, чрезвычайно
актуальны, и особенно в наше время. Кино сегодня (в том числе на экране телевизора) является самым доступным видом искусства для большинства людей. И от того, с какими киногероями познакомится человек (в частности подросток), зависят его ценностные ориентации и нравственное развитие. От того, насколько художественно преподнесёт своё произведение режиссёр фильма, зависит развитие эстетического вкуса зрителя. М. Веллеру повезло: в детском возрасте он встретился с настоящим искусством, от которого «и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье».
Имя файла: Тема:-Написание-сочинения-по-прочитанному-тексту..pptx
Количество просмотров: 575
Количество скачиваний: 0