Тема поэта и поэзии в творчестве А. С.Пушкина

Содержание

Слайд 2

"Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар..."

А.С. Пушкин

"Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар..." А.С. Пушкин

Слайд 3

Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал

Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал
в уже установившихся формах и образцах. 

Стихотворение “Городок” (1815) можно
считать своеобразной литературной программой
молодого поэта. В нем мы видим образ
поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным
на всю жизнь:

  Он к солнцу воспарит,      Превыше смертных станет,      И слава громко грянет:      “Бессмертен ввек пиит”.

Лицейский период

Слайд 4

Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества

Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества
Пушкина:

Блажен, кто веселится,      В покое, без забот,      С кем втайне
Феб дружится      И маленький Эрот.

 В стихотворении “Мечтатель” (1815) сквозь образ поэта-ленивца - любимца муз уже видится романтизм и переход к жанру элегии, популярной в то время. Образ романтического поэта, страдающего и умирающего, воссоздан в элегии “Певец” (1816):

 Когда в лесах вы юношу видали,      Встречая взор его потухших глаз,      Вздохнули ль вы?

Слайд 5

"К другу-стихотворцу" 1814г.

Лирический герой подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща:"на Пинде лавры есть,

"К другу-стихотворцу" 1814г. Лирический герой подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща:"на Пинде лавры
но есть там и крапива...", "хорошие стихи не так легко писать", "не так, любезный друг, писатели богаты".
В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов.
Юный поэт уверяет друга: «…Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихий век без горя, без заботы...»

Слайд 6

Петербургский период (1817-1820)

поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в

Петербургский период (1817-1820) поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в
дискуссиях рождается программа будущего переустройства России.
Рождаются «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».
Закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха.
Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”. 

Слайд 7

“Деревня” (1819)

Стихотворение сочетает в себе и концепцию творчества:
“..Учуся в истине блаженство

“Деревня” (1819) Стихотворение сочетает в себе и концепцию творчества: “..Учуся в истине
находить,
свободною душой закон боготворить,
роптанью не внимать толпы непросвещенной..”
постепенно показывая поэзию как творческий труд:

..Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!      В уединенье величавом      Слышнее ваш отрадный глас.      Он гонит лени сон угрюмый,      К трудам рождает жар во мне...

Слайд 8

 

Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность “сердца тревожить” и лишь сожалеет о

Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность “сердца тревожить” и лишь сожалеет о
том, что “витийственный грозный дар” дан ему в недостаточной степени, чтобы описать весь ужас взаимоотношений “барства дикого” и “рабства тощего”.

Слайд 9

Южная ссылка (1820-1824)

Обращение к романтизму, появляется мотив бегства от людской толпы, от оков

Южная ссылка (1820-1824) Обращение к романтизму, появляется мотив бегства от людской толпы,
света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”:

 ..Лети, корабль, неси меня к пределам дальним 
По грозной прихоти обманчивых морей. 
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей…

Слайд 10

 Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а

Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а
не мимолетные радости или иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном
в стихотворении “К морю” (1824):

Прощай же, море! Не забуду      Твоей торжественной красы      И долго, долго слышать буду      Твой гул в вечерние часы.      В леса, в пустыни молчаливы      Перенесу, тобою полн,      Твои скалы, твои заливы,      И блеск, и тень, и говор волн.

Слайд 11

 Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций

Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций
романтизма.
В стихотворении “К Овидию” (1821) Пушкин проводит параллель между своей судьбой и судьбой римского поэта, также сосланного на берег Черного моря:
“Не славой - участью я равен был тебе”.

Слайд 12

”Разговор книгопродавца с поэтом “ (1824)

Какой-то демон обладал      Моими играми, досугом,      За мной

”Разговор книгопродавца с поэтом “ (1824) Какой-то демон обладал Моими играми, досугом,
повсюду он летал,      Мне звуки дивные шептал...

Мы видим попытку осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:

Слайд 13

“Что слава! - Яркая заплата на
ветхом рубище певца.
Нам нужно
злата,

“Что слава! - Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата,
злата, злата...” 

Книгопродавец соглашается с поэтом,
правда, по другой причине:

Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы:

Блажен, кто молча был поэт      И, терном славы не увитый,      Презренной чернию забытый,      Без имени покинул свет!

Слайд 14

Личные мотивы наполняются философским содержанием. Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении

Личные мотивы наполняются философским содержанием. Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении
“Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе.
Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий.

Михайловское (1824-1826)

Слайд 15

«Арион» (1827)

Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь

«Арион» (1827) Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно
мощны веслы. В тишине На руль склонясь,
наш кормщик умный В молчанье правил грузный чёлн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Слайд 16

«Поэт» (1827)

Именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие. До

«Поэт» (1827) Именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие.
прихода вдохновения поэт
“меж детей ничтожных мира,
быть может, всех ничтожней”, но
“лишь божественный глагол
до слуха чуткого коснется,
душа поэта встрепенется,
как пробудившийся орел”. 
творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности

Слайд 18

“Пророк” (1826).

И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль,

“Пророк” (1826). И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул,
пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.

Слайд 19

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=15381947222282246181&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=15381947222282246181&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard

Слайд 20

https://yandex.ru/video/search?p=3&filmId=12981186658739409728&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard

https://yandex.ru/video/search?p=3&filmId=12981186658739409728&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard

Слайд 21

1)Какова смысловая нагрузка первых четырех строк? Какова роль самого героя в его

1)Какова смысловая нагрузка первых четырех строк? Какова роль самого героя в его
превращении?
2) Как происходит мучительная операция по превращению простого человека в Пророка? Прокомментируйте смысл всех эпитетов, характеризующих новые способности героя (зрение – какое, слух –какой, язык…сердце).
3)Что превратило «труп» в пророка? В чем его предназначение? Что означает последняя строчка?

Подумайте над вопросами

Слайд 22

Это стихотворение стало символом высшего понимания поэтического служения.
Человек превращается в истинного

Это стихотворение стало символом высшего понимания поэтического служения. Человек превращается в истинного
поэта, высокой миссией которого является “глаголом жечь сердца людей”. 

Слайд 23

«Поэт и толпа» (1828)

Зачем так звучно он поет? ..     Как ветер песнь

«Поэт и толпа» (1828) Зачем так звучно он поет? .. Как ветер
его свободна,     Зато как ветер и бесплодна:     Какая польза нам от ней?    
***     Подите прочь - какое дело     Поэту мирному до вас!     В разврате каменейте смело,     Не оживит вас лиры глас!
По мнению Пушкина, поэты рождаются «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

Слайд 24

«Эхо» (1831)

Автор сравнивает
творческую деятельность поэта с эхом:    … На всякий звук     Свой отклик в

«Эхо» (1831) Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом: … На всякий
воздухе пустом     Родишь ты вдруг....     Тебе ж нет отзыва.... Таков     И ты, поэт!..

Слайд 25

«Не дорого ценю я громкие права.... » (Из Пиндемонти) (1836)

Счастье для истинного

«Не дорого ценю я громкие права.... » (Из Пиндемонти) (1836) Счастье для
поэта, по мнению автора:     ..По прихоти своей скитаться здесь и там,     Дивясь божественным природы красотам,     И пред созданьями искусств и вдохновенья     Трепеща радостно в восторгах умиленья…

Слайд 26

Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость

Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость
поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы.
Поэт! не дорожи любовию народной.     Восторженных похвал пройдет минутный шум;     Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:     Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

«Поэту» (1830)

Слайд 27

Веленью божию, о муза, будь послушна,      Обиды не страшась, не требуя венца,      Хвалу и

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца,
клевету приемли равнодушно      И не оспоривай глупца.

“Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836)

Слайд 28

Подведем итоги

Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в тайны

Подведем итоги Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в
поэтического искусства; - Поэт – это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек; - Содержанием поэзии должна быть жизнь во всём её многообразии; - Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», т.е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное , народное назначение;
-слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Слайд 29

Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А.С.Пушкина.

1) Раннее творчество: а) божественная

Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А.С.Пушкина. 1) Раннее творчество:
природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта 2) Период южной ссылки: а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта

3) Творчество 20-х годов: а) божественная суть искусства, пророческого назначения поэта б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе
4) Творчество 30-х годов: а) поэт вне людского суда, суда толпы б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.Виноградов)

Имя файла: Тема-поэта-и-поэзии-в-творчестве-А.-С.Пушкина.pptx
Количество просмотров: 427
Количество скачиваний: 0